TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.04.2015
08:19

Уничтоженная картина художника Ге.

    Вам случалось, читатель, растрогаться, не понятно почему?

    Мне только что случилось. Вот от этого изображения.

    И я попробую себя понять.

    Это отвергнутая публикой и самим художником, Николаем Ге, уничтоженная им картина “Милосердие”. Поверх неё он написал свою знаменитую “Что есть истина?”. И то, что вы видите – рентгенографический снимок с “Милосердия”.

    "На картине изображены две фигуры: девушка, подающая нищему воды. Она смотрит ему вслед, задавая себе вопрос “Не Христос ли это?”” (http://art-assorty.ru/1422-nikolay-ge-chto-est-istina.html).

    Я не верующий, но представил себя на месте этой девушки, и у меня увлажнились глаза.

    Я вспомнил, что со мной стало, когда…

    Мне пришлось искать, на что это тогда я наткнулся в телевизоре. Это была комедия “И чёрт с нами!” (1991). Она круто высмеивала рабов, мол, засевших в нас от века. Там от анабиотического сна проснулся не умерший, оказывается, Сталин. В перестройку. В катастройку, как стали её называть лет 10-15 попозже, когда я комедию и смотрел. Когда началась (и продолжается, собственно, и по сей день) реакция на так называемую демократию. И в… цирке Сталин призвал народ к перестройке перестройки. И практически вся публика в цирке пришла в экстаз. И запели… На просторах родины чудесной, Закаляясь в битвах и труде, Мы сложили радостную песню О великом Друге и Вожде… И потом включается фонограмма, поёт профессиональный хор. Организовано (самовысмеивается новинка – пиар), что всем в цирке раздают портреты Сталина. Высмеивая, главный герой (его играет Харатьян) секунду держит портрет вниз головой, но тут же поправляется. А мне не смешно. Я безумно счастлив услышать знакомую песню моего детства… Что может быть лучше детства! Какой, к чёрту, раб! У меня с шести лет не было папы, зато был Сталин. Как все, - мне было внушено, - я мог на него положиться. И я, сын машинистки, таки получил образование. Даже высшее. Пусть с помощью тёти и дяди. Но их помощи не хватило б, если б не советская власть, если б не Сталин, сделавший эту власть такой, какою я её застал. И как бы я ни понимал, спустя жизнь, что с первых шагов её становления она пошла по неверному пути и – как факт – довела до реставрации капитализма. Но. Было что-то в задумке от настоящей мечты. И я в детстве был воистину счастлив, идя – так верилось – по пути к счастливому будущему для всех.

    Это похоже на веру в Христа, в его второе пришествие.

    И я могу представить, ЧТО почувствовала девушка, заподозрив в том, кому дала только что напиться, Христа.

    Это – колоссально, должен вас заверить, читатель. Это – испытать счастье.

    Нет! Это не передать никакими словами…

    Но так я понял свои увлажнившиеся глаза потом. В так называемом последействии искусства, которое я совместил с записыванием осознавания подсознательного, заставившего до всяких мыслей глаза увлажниться.

    Что ж породило именно такое подсознательное?

    Знание драмы христианства у Ге и коммунизма у меня.

    Ведь христианство начиналось как массовая религия с веры в очень скорое второе пришествие, а оказалось-то что? Пшик, а не второе пришествие. Уж две тысячи лет, как пшик. То же и с коммунизмом, пусть временно`е отличие – аж почти два порядка.

    И вдруг – на… Мало, что это всего лишь на холсте.

    Сталкивается негативное с позитивным, и происходит катарсис. Неосознаваемый. А он почти всегда сопровождается слезами.

    Что катарсис означает – вопрос. Я думаю, что ответ на него одним словом – толстовство (если стать в обстановку, окружавшую Ге). Разочарование в активно борющихся силах: и в левых, и в правых. И в народниках, оказавшихся чуждыми народу, и во власти, не ставшей народу своей, какие демократические реформы (образования, судебную, земскую) ни провела. Каждый, мол, сам себе источник удовлетворения. Достаточно только поменьше хотеть. И то не важно, что в словах это толстовство сформулировал Толстой. Чтоб идею принять всем существом своим, художнику её нужно выразить рождённой из своего подсознания.

    У Ге не вышло. Христос уходит глубоко и грустно задумавшимся. Неудачно оно – второе пришествие? Или неудачна картина?

    Ге решил, что неудачна картина.

    25 апреля 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
323888  2015-05-12 08:36:00
Л.Лилиомфи
- Картина со стаканом воды Н.Ге - ОТВЕРГНУТА художником, потому что ...

-----

Потому что эта картина заражает зрителя-читателя УНЫНИЕМ. А картина "Что есть Истина? " где Христос - Пилата сражает своей репликой :

" ... Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку.

ТВОЯ ЖИЗНЬ СКУДНА, игемон. И тут говорящий (Иешуа Га Ноцри) позволил себе улыбнуться. Секретарь побледнел и перестал записывать. ... "

Картина "Что есть Истина? " заражает зрителя ЭНЕРГИЕЙ. А Уныние есть грех. И

Поэтому Н.Ге перечеркнул картину, где Христос дал слабину и просит стакан воды у некоей девы.

323889  2015-05-12 09:01:11
Воложин
- Правильно, Лилиомфи!

Так мне и надо. Чтоб не расслаблялся. Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

Ведь что я сделал? Воспользовавшись тем, что я хозяин своей колонки, в которой обязался анализировать «ТЕКСТ» художественных произведений и из этого анализа выводить синтез: каким идеалом, подсознательным, был текст сделан ТАКИМ. А где у меня анализ? Как я посмел дать сразу синтез? Как я вообще посмел взять темой несуществующую картину?

По мордасам мне! Правильно! Так мне и надо.

18.04.2015
16:46

Цепляет?

    Уже много лет (я старый), когда я начинаю читать произведение, считающееся художественным, мне через несколько строчек становится скучно. Если я вознамерился его . . .

11.04.2015
11:03

Понимаете ли вы Маканина?

    Недавно я был удивлён верностью объяснения психологом, почему маленьким детям не скучно повторять одно и то же простое действие: потому что они восхищены своей . . .

09.04.2015
09:45

Блохины.

    Их два: Николай и Валерий. И я решил, отступая от своего принципа, разбираться с ними, отправляясь от мнения живописца о них. (Принцип состоит в том, что живописец же . . .

24.03.2015
16:35

Надо не писать, когда не пишется.

    Но если ТАК разрекламировали… Фильм Лунгина “Родина” (2015)… А он оставляет меня совершенно бесчувственным… Досадно. Раз (см. тут) он, Лунгин, было, меня пронял. – . . .

19.03.2015
11:14

Вопрос на засыпку.

    …объясняла ему [Пьеру] то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти. Л. Толстой. Война и мир. Мне ясно, что катарсис, как кресало . . .

09.03.2015
20:24

Мыслимо ли...

    По одной детали произведения определить, каким идеалом был движим его автор? Я говорю о Тимофее Кулябине и его опере “Тангейзер” (2014). Одной деталью является . . .

02.03.2015
11:15

Есть ли сейчас соцзаказ?

    Речь о фильме “Батальонъ” (2015). Не смог смотреть где-то у середины кино. Из-за начавшейся череды фальши. С книгами как-то проще. Не нравится – закрываю, и всё. Привык . . .

25.02.2015
15:48

Эксперимент и его результат.

    Эксперимент состоял в следующем. Я послал в США знакомому репродукцию такой картины. Косолапов. Ленин. 1989. И попросил показать её каким-нибудь американцам, . . .

10.02.2015
16:44

"Не виноватая я..."

    (Перепечатка из журнала “ТОПОС” с добавлениями) Меня попросили, а я не отказал… Меня попросили высказать своё мнение о “Левиафане” (2014) Звягинцева… Попросил . . .

05.02.2015
15:40

Что, если это иллюстрация?

    Я хочу говорить о вот этой картине Коржева. Беседа. 1980 -1985. Мог ли Коржев в 1980 году прочесть в том же году вышедшую во Франции на русском языке книгу Бажанова . . .

30.01.2015
12:39

Пожалейте меня, люди!

    Я загнал себя в угол. Пытаясь объяснить себе и другим, что хотел сказать автор своим произведением (что само по себе трудно), я ещё приказал себе сделать это путём . . .

29.01.2015
21:40

Это и значит - вчитывать?

    У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791). Быстро становится известно, что это именно . . .

26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один . . .

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять. Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым . . .

07.01.2015
14:14

С рыжим дружбы не води...

    Может ли кто согласиться со мною, что это неприятно, если ты читаешь роман или смотришь на живописное полотно и тебе понятны движущие автором силы? И наоборот, если . . .

03.01.2015
22:20

Из-под палки.

    Так получается, читатель, что то, что вы сейчас принялись читать, я пишу нехотя. Первый раз такое. Разбирать произведение, словно из-под палки… Объясниться? Я как-то . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100