TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.09.2024
16:55

Предчувствие победы угнетённых

    Да простится мне, если я где-то натяну… А я не нашёл достойную репродукцию, при которой написаны были пронзительные слова: "Критик о контррельефе “Ночная . . .

14.09.2024
12:27

Я какой-то выродок?

    Плачу, понимаете, над стихотворением и главное, что мне надо – понять какие элементы этого стихотворения сложились в противочувствия по теории художественности . . .

12.09.2024
19:20

Сколько там лет со дня смерти Высоцкого? – 43 года

    Мне пришла в голову дикая мысль: а как там, на Украине, Высоцкому? – Я спросил Яндекс: “Володимир Висоцький в Україні тепер”, - получил его перевод: Адже правда, . . .

11.09.2024
12:21

И опять, и опять: фальшь нового Городницкого

    Мне возразил один… Статьёй, на несколько месяцев опередившей мои две (см. тут и тут), где я Городницкого упрекаю как поэта: только, мол, от неискренности . . .

07.09.2024
20:40

Бедная Украина

    Как кто, а я чувствую обязанность просматривать стихи о войне на Украине. Вот спросил ЯНДЕКЕС: "(горькие | пронзительные | трогательные) стихи про войну на . . .

06.09.2024
20:28

Истерика против поверхностности

    Истерика – моя, поверхностность – кинорежиссёров Дмитрия Томашпольского и Алёны Демьянченко. Фильм – “Маяковский. Два дня” (2011 – 2013). Маяковский как поэт . . .

05.09.2024
10:46

Зачем именно сказка?

    Затем, что только в сказке добро побеждает зло. А в действительности – не так. Потому и нужно дистанцироваться, выбирая жанр сказки для Мальчиша-Кибальчиша, и . . .

04.09.2024
20:36

Пименов импрессионист, мол

    Сухо. Формулой идеостиля “импрессионизм” является хвала абы какой жизни. – Подставляем элементы картин Пименова в эту формулу. Я нарочно не использую . . .

03.09.2024
18:32

И всё-таки неискренность у Городницкого

    Городницкий впал в русофобию. Я его на этом поймал в одном нюансе песни. И получил возражение, дескать, послушай “Севастополь останется русским” (2007). И вот я . . .

02.09.2024
21:46

Сила догмы

    Я себе взял за догму мною же придуманную идею, что футуристы – вследствие своей неискоренимой человечности – полуосознавая, что при любимом ими прогрессе . . .

31.08.2024
15:04

Поздравьте меня: я наткнулся на привлечение Выготского при обсуждении произведения искусства

     

    Те, кто меня много читал, знают, что я сам дзен-канал устроил для пропаганды теории художественности по Выготскому, которую практически никто из учёных не использует. Заговор молчания своеобразный в науке об искусстве. Ну и в критике. При том, что настоящие художники все сию художественность молча используют.

    Теория эта сводит с высоты вниз мнение, что "Наследие искусства тесно связано с ренессансным восприятием художника как творческого гения, чье умение придавать материальную форму концепциям искусства, божественно вдохновленным музами греческой древности, рисует его как идеального проводника между божественным и земным, обыденным” (Машинный перевод. https://www.academia.edu/12308238/Marcel_Duchamp_s_Fountain_Is_it_Art).

    Теория эта формулируется двумя, если можно так выразиться, способами: неполным и полным. Неполный такой: художественность это столкновение противочувствий из-за текстовых противоречий. (Т.е. другой способ выразительности: не образный, которым ЧЕМ-ТО выражено ЧТО-ТО, почти “в лоб”, иносказанием, так сказать, второсказанием; тогда как способ противоречий это, так сказать, третьесказание.)

    Полная же формулировка художественности имеет добавку: столкновение противочувствий рождает третье переживание, подсознательное в основном (в сознание прорывается только, например, плач, беспричинный, вроде, или тёмное ощущение, что тебе сказали ЧТО-ТО словами невыразимое, отчего у тебя грудь распирает).

    Перевести в слова это подсознательное переживание может, только человек со вкусом и опытом самовыражаться. Это может быть иносказанием. Например, Фомичев сумел выразить художественный смысл (“идеал Дома и Семьи”) стихотворения Пушкина “Я вас любил”, рассказывая о биографическом обрамлении творческого самочувствия поэта во время сочинения этого стихотворения (в книге “Поэзия Пушкина. Творческая эволюция”).

    Беда вот только, что произведение, обсуждая которое вспомнен Выготский, очень сомнительное для многих как вообще произведение искусства. Это “Фонтан” (1917) Дюшана, писсуар, перевёрнутый на 180 градусов и подписанный именем заводчика, производящего эти писсуары.

    Есть ещё беда. Третьесказание угадывается, а не выводится логически из противочувствий. Как-то ненаучно, то бишь. (Можно понять причину молчаливого заговора учёных против этой теории художественности как брезгливость к угадыванию.) Научность восстанавливается проверками на соответствие противочувствий третьесказапнию. Но это ж потом. А сразу – противно иным.

    Для меня нет сомнения, что “Фонтан” произведение искусства. Я узрел такие противочувствия в “тексте”. Одно – минус-приём: полное отсутствие того, что отрицается – живопись, сделанность, причём сделанность здорово. Это то, что отрицается: буржуазность. Именно: живопись превратилась в род валюты.

    Другое противочувствие – то, чем отрицается: умопостигаемая мерзопакостность писсуара. Оно вполне присутствует в “тексте” и составляет искусство вымысла (с достижением степени экстраординарности, чтоб было искусство, а не абы что).

    Подсознательный идеал мыслится как строй, антагонист буржуазному. Коммунизм, например.

    Что соответствует минус-приёму, отсутствию в “тексте” живописи как валюты.

    Такой выбор противоречий может быть легко оспорен, что и есть недостаток теории Выготского.

    Искусствовед, привлекшая имя Выготского, Екатерина Андреева, нашла другие противоречия. За минус-приём, порождающий одно противочувствие, она сочла отсутствие того, что носит характер "условнорефлекторный” (https://nice-books.ru/books/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/115490-ekaterina-andreeva-vse-i-nichto-simvolicheskie-figury-v.html). Рукотворную красоту, иными словами. Если она есть, она поневоле действует, как условный рефлекс.

    За другое противоречие она сочла то, что имеет "рефлексивный характер” (Там же): умопостигаемую мерзопакостность писсуара. ("Рефле́ксия — понятие, охватывающее явления и концепции, относящиеся к обращению разума, духа, души, мышления, сознания”)

    Можно было б сказать, что она ограничилась неполной формулой художественности по Выготскому: указала на противоречивость “текста” “Фонтана”. Но она не ограничилась, она намекнула и на полную формулу:

    "…не есть ли это произведение та самая “вспышка короткого замыкания”, которая и запускает эстетическую реакцию, по теории Л. Выготского, современной “Фонтану”?” (Там же).

    Запускается ж что? Подсознательное третьесказание (катарсис, как его назвал Выготский).

    В своей книге, “Психологии искусства”, Выготский не разрешил себе (за одним исключением, говоря о готическом соборе) выходить в словесную расшифровку катарсиса. Он был в этом отказе методически строг. Он-то – психолог. А расшифровка была б выходом в литературоведение (он всё больше воздействие литературы там обсуждал).

    Но Екатерина-то Андреева – искусствовед. Могла б себе позволить… – Ан нет. И так чуть было не нарушила заговор молчания.

    18 июля 2023 г.

29.08.2024
17:30

Заблуждение всемирно-исторического масштаба

    Оно произошло в области границы 19 и 20 столетий. И не осознанно до сих пор. Не осознанно из-за того, что наука об искусстве не приняла в работу теорию . . .

28.08.2024
08:35

Сентиментальный фашизм-футуризм

    У меня однажды родилась мысль, и я не хочу от неё отказываться. Она базируется на отрывке из “Войны и мира”, как толпа в Москве, подлежащей сдаче Наполеону без . . .

27.08.2024
20:30

Что такое трудное чтение

    Это когда простота фраз кажущаяся, ибо требует для понимания "сложнейших подразумеваний, богатства внетекстовых культурных связей” (Лотман . . .

26.08.2024
19:15

Абстрореализм

    Когда-то, когда-то я, бывало, натыкался на живописное произведение (обязательно это бывало на выставках и чаще всего – одно на всю выставку), оно во мне порождало . . .

25.08.2024
22:15

Какие чудеса творит любовь…

    20 лет и 20 дней прошло со дня смерти моей жены, Наташи. А на меня вчера накатило пленительное чувство активной любви к ней. Отчего? Просто оттого, что в дзен-ленте . . .

24.08.2024
17:40

Почему поэтически* не сфальшивил Городницкий

    Я хочу поговорить о мощном проукраинском видео “Александр Городницкий. Часть 3. Война” Как видите, на заставке Украина с Крымом, с Донбассом, Запорожьем и . . .

23.08.2024
09:44

Бзик

    Из-за одного экстравагантно себя ведущего комментатора я чуть было не впал в натяжку относительно художника Виктора Попкова. Он мне сумел внушить, что вот в этой . . .

22.08.2024
10:56

Невысоцкий

    "Эти люди поставили перед собой задачу уничтожить свою страну и делали это не просто осознанно, но и с энергией, азартом и изобретательностью. Вы понимаете, что . . .

21.08.2024
12:45

Почему я не читаю «1984» Оруэлла

    Кто меня читал больше обычного, знает, что моё амплуа: переводить подсознательный идеал автора произведения (я такое обязательно называю художественным) в слова. . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100