TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.09.2024
16:55

Предчувствие победы угнетённых

    Да простится мне, если я где-то натяну… А я не нашёл достойную репродукцию, при которой написаны были пронзительные слова: "Критик о контррельефе “Ночная . . .

14.09.2024
12:27

Я какой-то выродок?

    Плачу, понимаете, над стихотворением и главное, что мне надо – понять какие элементы этого стихотворения сложились в противочувствия по теории художественности . . .

12.09.2024
19:20

Сколько там лет со дня смерти Высоцкого? – 43 года

    Мне пришла в голову дикая мысль: а как там, на Украине, Высоцкому? – Я спросил Яндекс: “Володимир Висоцький в Україні тепер”, - получил его перевод: Адже правда, . . .

11.09.2024
12:21

И опять, и опять: фальшь нового Городницкого

    Мне возразил один… Статьёй, на несколько месяцев опередившей мои две (см. тут и тут), где я Городницкого упрекаю как поэта: только, мол, от неискренности . . .

07.09.2024
20:40

Бедная Украина

    Как кто, а я чувствую обязанность просматривать стихи о войне на Украине. Вот спросил ЯНДЕКЕС: "(горькие | пронзительные | трогательные) стихи про войну на . . .

06.09.2024
20:28

Истерика против поверхностности

    Истерика – моя, поверхностность – кинорежиссёров Дмитрия Томашпольского и Алёны Демьянченко. Фильм – “Маяковский. Два дня” (2011 – 2013). Маяковский как поэт . . .

05.09.2024
10:46

Зачем именно сказка?

    Затем, что только в сказке добро побеждает зло. А в действительности – не так. Потому и нужно дистанцироваться, выбирая жанр сказки для Мальчиша-Кибальчиша, и . . .

04.09.2024
20:36

Пименов импрессионист, мол

    Сухо. Формулой идеостиля “импрессионизм” является хвала абы какой жизни. – Подставляем элементы картин Пименова в эту формулу. Я нарочно не использую . . .

03.09.2024
18:32

И всё-таки неискренность у Городницкого

    Городницкий впал в русофобию. Я его на этом поймал в одном нюансе песни. И получил возражение, дескать, послушай “Севастополь останется русским” (2007). И вот я . . .

02.09.2024
21:46

Сила догмы

    Я себе взял за догму мною же придуманную идею, что футуристы – вследствие своей неискоренимой человечности – полуосознавая, что при любимом ими прогрессе . . .

31.08.2024
15:04

Поздравьте меня: я наткнулся на привлечение Выготского при обсуждении произведения искусства

      Те, кто меня много читал, знают, что я сам дзен-канал устроил для пропаганды теории художественности по Выготскому, которую практически никто из учёных не . . .

29.08.2024
17:30

Заблуждение всемирно-исторического масштаба

    Оно произошло в области границы 19 и 20 столетий. И не осознанно до сих пор. Не осознанно из-за того, что наука об искусстве не приняла в работу теорию . . .

28.08.2024
08:35

Сентиментальный фашизм-футуризм

    У меня однажды родилась мысль, и я не хочу от неё отказываться. Она базируется на отрывке из “Войны и мира”, как толпа в Москве, подлежащей сдаче Наполеону без . . .

27.08.2024
20:30

Что такое трудное чтение

    Это когда простота фраз кажущаяся, ибо требует для понимания "сложнейших подразумеваний, богатства внетекстовых культурных связей” (Лотман . . .

26.08.2024
19:15

Абстрореализм

    Когда-то, когда-то я, бывало, натыкался на живописное произведение (обязательно это бывало на выставках и чаще всего – одно на всю выставку), оно во мне порождало . . .

25.08.2024
22:15

Какие чудеса творит любовь…

     

    20 лет и 20 дней прошло со дня смерти моей жены, Наташи. А на меня вчера накатило пленительное чувство активной любви к ней. Отчего? Просто оттого, что в дзен-ленте мне предложено было прочесть что-то о Юнне Мориц; я прочёл и в который уже раз возмутился, что та выродилась в стихоплёта на политически актуальные темы; и вспомнил, что она, наверно, в молодости не была такой, раз на неё в письме сослалась аж моя Наташа, мой кумир по части эстетического вкуса. Я тогда письмами ухаживал за Наташей. А она колебалась: посвящать меня, как оказалось, в то, что она ещё любит бросившего её любимого, или не посвящать. Я чувствовал неладное и требовал искренности. Она же, отбиваясь, сослалась на Юнну Мориц, ошибшись, как я только что раскопал, что то не “Поэма о Еве” (такой нет), а “Я хуже, чем ты говоришь”.

     

    Я — хуже, чем ты говоришь.

    Но есть молчаливая тайна:

    Ты пламенем синим горишь,

    Когда меня видишь случайно.

    .

    Ты в синем-пресинем огне

    Живучей влюбленности пылкой

    Ворочаешь с горькой ухмылкой

    Плохие слова обо мне.

    .

    Я — хуже, чем ты говоришь.

    Но есть молчаливая тайна:

    Ты пламенем синим горишь,

    Когда меня видишь случайно.

    .

    И этот костер голубой

    Не я ли тебе подарила,

    Чтоб свет не померк над тобой,

    Когда я тебя разлюбила?

    .

    Я — хуже, чем ты говоришь.

    Но есть молчаливая тайна:

    Ты пламенем синим горишь,

    Когда меня видишь случайно.

    .

    Но жгучую эту лазурь

    Не я ль разводить мастерица,

    Чтоб синие искры в глазу

    Цвели на лице твоем, рыцарь?

    .

    Я — хуже, чем ты говоришь.

    Но есть молчаливая тайна:

    Ты пламенем синим горишь,

    Когда меня видишь случайно.

    .

    Так радуйся, радуйся мне!

    Не бойся в слезах захлебнуться,

    Дай волю душе улыбнуться,

    Когда я в дверях и в окне.

    .

    Я — хуже, чем ты говоришь.

    Но есть молчаливая тайна:

    Ты пламенем синим горишь,

    Когда меня видишь случайно.

    Меня поражает, ЧТО может любовь… Я вчера полдня убил, разыскивая, что мне Наташа тогда, 52 года назад, предлагала прочесть, а я так и не прочёл – ни тогда, ни когда бы то ни было. И вот наутро не в силах заниматься чем-то, кроме этих поисков, а всё же нашёл по смыслу это стихотворение. – Ну как, ну как мне это удалось?!. Как диво, что мне удалось с расстояния 1000 км Наташу взять в жёны.

    Интересно, есть в этом стихотворении след подсознательного идеала, на наличие которого я давно уже молюсь?

    Лирическое “я” предлагает мне сдаться силе чувства, зажигаемого во мне ею. Это повторение кредо Ахматовой: если сильно хочется, то можно. Лишь слабо чувствующим – хула: "А та, что сейчас танцует, / Непременно будет в аду”.

    Наташе льстит, что я в неё влюбился и явно очень. И она не прочь заразиться (это ж заразительно). Надо только не дать мне потухнуть – мы так далеко друг от друга живём, а царствует работизм, мешает… А я, похоже, могу – ей представляется – переключить её любовь с того на себя. И это её саму вгоняет в разнос. И она себе тоже потенциально разрешает всё, как лирическое “я” Ахматовой. В этом смысле лирическое “я” Мориц жесточе. Оно – как моя игривая жалоба Наташе, что она сердцеедка себе на уме (с чего началась наша переписка). “Я” Мориц "разлюбила”, но наслаждается силой своей зажигательности. Хм. Плохо Наташа помнила стихотворение, раз предлагала мне его прочитать. Оно могло, наоборот, отвадить от такой опасной женщины, как сердцеедка.

    А может, она именно для разжигания шла на обострение возможности разрыва? "Там так написано о женщине, что мы признались во всём, покаялись, но довольно лукаво, потому что вся хула, которая возводится там на жен наш род, нисколько не умаляют женщин. Мы возмутились бы и не поверили, если б сказано было, что этого в нас нет”.

    Чувствовала, что она ТАК хороша, что можно и рискнуть? Но она потом признавалась, что не чувствовала никогда свою прелесть. М. Какая молодец! Уверен, что не врала. Она не знала, чем именно она меня взяла за душу, но видела, что взяла. Ну не осиной же талией (я так вслух, чтоб слышала, про неё сказал товарищу: “Смотри, какая рюмочка!”, - когда мы поспешили по моему предложению догнать стайку хорошеньких девушек, идущих впереди).

    Боже! Как я её люблю!..

    Но. В чём странность стихотворения, если она там есть?

    Сталкиваются хула и влюблённость и рождают вседозволенность. Но не плотско-духовную, а какую-то иномирную (ведь она разлюбила): "свет… над тобой”.

    (Это странность: обычно выражают – образами, у тут – катарсически.)

    "… голубой свет” – это как в античности красота, достигнутая скульптором, но которой не встречается в реальной жизни. Иномирие такое.

    Куда – из-за жути от Этого мира (каждый может же, вот за долги, попасть в рабство) бежит подсознательно автор.

    А что в 50-х годах страшило Юнну Мориц? Её изгнали из Литературного института в 1957-м за выкрик: “Революция сдохла, и труп ее смердит!”.

    Да. Если она поняла, что коммунизма не будет, это способно погнать вон из Этого мира вообще в иномирие. Метафизическое.

    15 июля 2023 г.

24.08.2024
17:40

Почему поэтически* не сфальшивил Городницкий

    Я хочу поговорить о мощном проукраинском видео “Александр Городницкий. Часть 3. Война” Как видите, на заставке Украина с Крымом, с Донбассом, Запорожьем и . . .

23.08.2024
09:44

Бзик

    Из-за одного экстравагантно себя ведущего комментатора я чуть было не впал в натяжку относительно художника Виктора Попкова. Он мне сумел внушить, что вот в этой . . .

22.08.2024
10:56

Невысоцкий

    "Эти люди поставили перед собой задачу уничтожить свою страну и делали это не просто осознанно, но и с энергией, азартом и изобретательностью. Вы понимаете, что . . .

21.08.2024
12:45

Почему я не читаю «1984» Оруэлла

    Кто меня читал больше обычного, знает, что моё амплуа: переводить подсознательный идеал автора произведения (я такое обязательно называю художественным) в слова. . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100