Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.08.2024 |
|
19.08.2024 |
Второе продолжение претензий к Прилепину
|
18.08.2024 |
Продолжение попрёков Прилепину
|
17.08.2024 |
Ну что: давно я не ругал Прилепина?
|
15.08.2024 |
Кто: я! – против кого? – Дугина
|
13.08.2024 |
|
12.08.2024 |
Надо, надо, надо нам, ребята, жизнь красивую прожить, тра-та-та
|
11.08.2024 |
Мне остаётся только горько плакать, фигурально выражаясь
Читатель! Вы имеете перед собой трагикомическую личность – меня, самодеятельного критика. Я самообразовался и стал кем-то читаемым в эру интернета. На меня даже, было дело, ссылался не один соискатель кандидатской степени филологических наук. Я даже раз в Википедию попал под таким соусом – как оппонент многоизвестному Новикову в связи с Высоцким. Но едва ли не больше всего я ценил позитивный обо мне отзыв главреда Игоря Якушко – за моё пристрастие к теории художественности по Выготскому. Хотелось думать, что отзыв – от глубокого единомыслия. – Увы. Я ошибся. Якушко так же, как и все (совсем все!), пишущие ОБ искусстве, не знает, что то, что прочли ваши, читатель, глаза, не есть то, что хотел выразить автор неприкладного произведения искусства. Мне попалась его аннотация к аудиокниге Набокова “Лолита”, и видно, что он, если “Психологию искусства” и читал, то как-то по диагонали. Вот, например: "Половое извращение, оказавшееся в центре внимания этого талантливого художника, благодаря изысканному языку, литературным аллюзиям, тонкому юмору и интеллектуальным завихрениям приобретает обманчивый оттенок соблазнительности” (https://alphabook.ru/?page_id=4991). А чем вдохновился Набоков? Он ради более полного выражения своего вдохновения-ненависти (к Потреблению) даже из Европы в США переехал, как в страну-полюс Потребления, чтоб тем острее там ненавидеть. Ну и понимаете, что образом максимума потребления ему послужило половое извращение. Он даже для этого образа открыл гиперреализм в литературе: читаешь и… видишь, слышишь, обоняешь, осязаешь: "Был бы султан с лицом, искаженным нестерпимым страданием (страданием, которому противоречила бы округлость им расточаемых ласок), помогающий маленькой невольнице с прелестными ягодицами взобраться по ониксовому столбу”. Он начинал как поэт-символист. А то подсознательное, что вдохновляло символистов, аналог поговорки: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься. И вот несчастье: символистом поэт-Набоков оказался плоским. Пришлось перейти в прозу. И там глубина – далась. А она у русского – в душевности. И – нате: пришлось Россию покинуть. – Ну как это пережить? – Яростью на рационализм-чужбину. Одним из таких выплесков и оказалась “Лолита”, противопоставленная… Татьяне “Евгения Онегина”. Даже и возрасты почти совпадают (см. тут). И как же по-разному, поступает Евгений и Гумберт… Ярость Набокова на рационализм мне кажется раскрытой, если вдуматься, сколькими способами он устраивает самооправдания Гумберта. Во-первых, есть неотменённые законы, разрешающие брак девочек с 12-ти лет. Во-вторых, не Гумберт Лолиту соблазнил, а она сама (он к ней даже не притрагивался до соития, а она ещё до того, как его впервые увидела, держала на стене фотку какого-то кабальеро, копия Гумберт). В-третьих, Гумберт для неё был не первым, первым был некий Чарли, с которым она баловалась по очереди с Варварой уже сколько-то много времени. В-четвёртых, Набоков наделил Гумберта тем, что с какой-то натяжкой можно назвать моралью, пусть проснулось оно только в тюрьме, но наделил (весь текст романа движим, мол, проявлениями этой с-натяжкой-совести). В-пятых, эта квазисовесть есть желание быть посмертно оправданным. То есть жутчайший рационализм! В-шестых, двойное имя плюс в переводе означающее “тень человека”. Т.е. на момент опубликования его писания он уже мёртв. – Зачем такое громоздят? – Чтоб спрятать от самого себя прямолинейность осуждения порока. Чтоб отделить себя от читателей-дураков, думающих, что читают порнографию. Мне аж страшно представить, с каким горящим ненавистью сердцем он писал свой роман. А уж читателей-то своих тупых как он тайно презирал… Жуть. И каков же его подсознательный идеал? – Да христианоподобный: благое для всех сверхбудущее. Род маньеризма. Сравните с гвоздём литературного маньеризма, с “Гамлетом” Шекспира, как его видит Аникст: "В “Гамлете” преобладают образы, связанные со смертью, гниением, разложением, болезнью”. – Чем не аналог полового извращения? – Ужас-ужас нужен из-за полной безнадёжности окружающего человечества в своей плохости. Никакой иной оптимизм тут не может иметь места, кроме сверхбудущего: ни ближайшее, ни отдалённое, ни историческое… Очень, очень уж плохи современники. И такой катарсис возможен только при столкновении в душе восприемника такой прелести и такого ужаса. Нет. Мало. Надо до какой-то степени погрузиться в знание того, что такое художественность по Выготскому, чтоб озарило. . Написал, и меня озарило. А вдруг я зря на Якушко бочку накатил? Ведь литературоведу выразить-то мысль можно не прямо. Разве Якушко не продемонстрировал укороченное понимание художественности по Выготскому (наличие противоречий и противочувствий от них), когда выдал во множестве колебания разные: "известности… скандальной”, “высочайшим… соблазнения”, “извращение… соблазнительности”, “обворожить… безоружным”. Впрочем, это, наверно, всё же иллюстрирует одну мою догадку. Люди-то все (и со вкусом, и без) невольно входят в контакт своим бессознательным с подсознательным идеалом автора, - в нашем случае – идеалом сверхбудущего у Набокова в “Лолите”. Этот контакт не проходит совсем бесследно для сознания читателя: что-то от адекватного приобщения к произведению неприкладного искусства оседает в его душе и даже отдаётся смутным эхом верности общего суждения. Но как это мало в сравнении с осознаваемым применением теории художественности по Выготскому. Мне остаётся только горевать о её непринятости. 6 июля 2023 г.
|
09.08.2024 |
Поэт-сатанитст Дмитро Корчинский
|
07.08.2024 |
|
05.08.2024 |
|
03.08.2024 |
Ух, и уел же меня Никита Михалков
|
01.08.2024 |
Анекдот с попыткой госпереворота
|
31.07.2024 |
|
30.07.2024 |
Грех перед поэзией у грешного по жизни, если он грех не воспевает
|
28.07.2024 |
Культурная гегемония Запада над Россией
|
27.07.2024 |
|
26.07.2024 |
Сам я пишу плохо, но судить других берусь
|
24.07.2024 |
|
22.07.2024 |
Проколы Венедикта Ерофеева в его «Об Иосифе Бродском»
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"