Александр Богатырев
О СМЕХЕ - БЕЗ СМЕХА
Удивительный мы народ. Чем меньше поводов для смеха, тем больше смеемся. Строго говоря, не так много смеющихся, как тех, кто пытается рассмешить. Смехотворцев у нас тьма, и имя им - легион. Они и по одиночке хохмят и целыми бригадами. А шутки все ниже и ниже и по уровню и по тематике. Видно, теперь такая цензура - выше пояса подниматься не позволяет.
Недавно Жванецкий весь вечер шутил. Он, правда, скабрезности использует дозированно, но не пренебрегает. Смешных шуток было немного. Он опять в Америке побывал и про то, как бывшие наши соотечественники Брайтон в Одессу перестраивают, рассказывал.
В самой Америке с юмором худо. Там, когда нужно смеяться, включают специальные хохоталки - запись дружного смеха. Иногда помогает. У нас теперь тоже нужно что-то делать. И не потому, что народ потерял чувство юмора, а просто шутки не смешные.
У нас вместо американских хохоталок свои приемчики придумали: стали показывать смеющихся телезвезд. Знаменитости смеются, значит надо и зрителю подтягиваться. Те ведь не дурнее нас.
Но самое смешное заключалось в другом приемчике. Чтобы доказать всенародную любовь к маэстро Жванецкому, показали уличные экраны в несколько этажей. Те самые - на Тверской и других центральных улицах, на которых обычно пепси-колу рекламируют, либо советуют "Оторваться со вкусом". На сей раз реклама - двигатель торговли, умерла как жанр. На всех экранах в прямом эфире только Жванецкий. Никакой пепси-колы.
Показали интернет-кафе и компьютерные клубы. Никто не стреляет, никаких гонок со взрывами. Через всемирную паутину смотрит и слушает молодежь Жванецкого Хоть бы один шалопай по виртуальному лабиринту с кольтом прошелся. Для плюрализьму.
Значит, есть такая сила, которая может отвлечь молодежь от наркотиков и вывести из виртуальной зависимости!
Смотрят пожарные,
Смотрит милиция,
Моника с Биллом
И Джексон Патриция.
Все смотрят. Вся страна. Весь мир замер у мониторов и телевизоров.
И я замер вместе с народом и почему-то вспомнил ГКЧП и балет Петра Ильича Чайковского "Лебединое озеро".
Грустно, господа! Ой, как грустно. И Жванецкому, должно быть, не очень весело. Сам он не раз жаловался, что теперь шутить труднее, чем при коммунистах. И это понятно. Товарищ Лигачев только гневно пожурить мог, а банкир с хозяином нефтяного концерна вмиг от кормушки отставят. Да и кто отдаст прайм-тайм (лучшее экранное время), когда над тобой шутки шутят.
А шутить все же хочется. Ой, как хочется.
Вот и придумывают забавы да награждения друг друга. В Петербурге Кобзона провозгласили "патриотом года", а в Москве доктора Рошаля "человеком года". Хоть бы какую-нибудь офицерскую вдову, потерявшую мужа в борьбе с мировым терроризмом, вспомнили или мать единственного сына, погибшего от рук иностранных наемников. Грамоту бы по старой советской привычке выписали, да килограмм лапши на поминки... Ну, хоть бы, для смеха... Или чтоб Бушу показать, как мы чтим тех, кто борется с общим врагом вместе с братским американским народом...
Плохо у нас с юмором. Иначе не стали бы делать из мужественного и симпатичного доктора Рошаля Микки Мауса. Образ доброго доктора Айболита куда милей.
Если бы у режиссеров всяческих массовых шоу было побольше вкуса, ума и такта, они не стали бы таскать его из передачи в передачу и не послали бы зажигать ханукальные огни на Манежной площади.
Надеюсь, хоть не станут его мучить правом первого удара по мячу на открытии нового футбольного сезона.
А все, как говорят профессиональные юмористы, из-за "совка". Никак не вытравить из себя совкового дурновкусия.
Но тут, слава Богу, объявился великий шутник Эдвард Радзинский с новым жанром исторической эстрады. И выручил-таки юмористов. Большие аудитории собирает и про нашу страшную и кровавую историю за деньги рассказывает
Ну, хоть бы кто-нибудь по дружбе шепнул ему, что с такими фамилиями, как Свердлов, Юровский и Радзинский рассказывать о расстреле Царской Семьи не стоит.
И не надо фразу "И вот приходит Поскребышев к товарищу Сталину" произносить зловещим полушепотом и с прищуренными глазами .
Я помню соседскую старушку. Она с такими же ужимками изображала Красную шапочку и Серого волка. Ее внучка пугалась так, что по ночам весь подъезд не мог спать из-за страшных криков. Урезонили старушку с большим трудом.
С Радзинским сложнее. Он будет пугать нас долго. И <мировое сообщество> за него горой.
Недавно в Париже и Нью-Йорке очередной шедевр продавал.
Там очень маркиза де Кюстина уважают. Он много кошмарного про Россию рассказал.
Для Радзинского он - большой авторитет и источник исторических сведений. Вот только сам Кюстин - рассказчик, несомненно, остроумный (не чета нынешним) черпал свои сведения из источников далеко не академических. Языка он не знал, в архивах не работал. По стране не ездил. Пробавлялся салонными сплетнями.
Еще до того, как он попал в Петербург, крупнейший масон Трубецкой поведал ему о кровавой нашей истории, затем картину дополнили Чаадаев и Мицкевич, тоже Россию не жаловавшие. Ну, а об эпизоде, окончательно его озлобившем, стоит рассказать особо. Маркиз принадлежал, выражаясь современным языком, к <сексменьшинству>.
Он почему-то был уверен, что Император Николай Павлович непременно захочет его повидать и долго добивался аудиенции. Но Государь заявил, что извращенцам во дворце делать нечего. Сказал он это с солдатской прямолинейностью и в весьма грубой форме.
Маркиз был взбешен, и это определило тональность и тенденцию его мемуаров о России.
Поэтому, когда Радзинский и прочие авторы ссылаются на Кюстина, остается только догадываться о причинах их любви к этому автору. Цитируя вольный французский пересказ русских анекдотов о России, Радзинский ставит себя в очень смешное положение. Но этого он, очевидно, и добивается. На то и эстрада
Вот только непонятно, отчего он скорбит, рассказывая о Сталине? Радзинскому бы возлюбить его всем сердцем. Ведь он в точности исполнил то, что собирались сделать любимые им декабристы. Семью Царскую (правда, без участия Сталина) расстреляли. Сталин же лишь учредил "всенародное счастье с помощью трехсот тысяч жандармов", о чем пламенно мечтал товарищ Пестель.
Троцким Радзинский не пугает. А ведь тот собирался осуществить то же самое, только более решительно и в кратчайшие сроки. Заглянул бы как-нибудь г-н Радзинский в Лондонскую библиотеку. Там такие документы о Гражданской войне и терроре хранятся... С эстрады о них лучше не рассказывать....
Ну, хоть бы кто-нибудь поведал ему о том, что кроме маркиза де Кюстина в России многие иностранцы бывали. Труды иностранных путешественников о России исчисляются сотнями.
Описывали они Россию, как удивительную страну, в которой, как ни в одной другой стране Европы, не находили такой доброты, сердечности и гостеприимства.
Сюзанна Масси - автор американского бестселлера "Николай и Александра" - написала книгу на основании многих тысяч свидетельств о России. Назвала она ее "Страна Жар-птицы".
Иностранцы могли судить по песням, утвари, деревянному зодчеству, городской архитектуре, по прекрасным соборам и монастырям о душевной красоте народа, создавшего все это. А те, кто выучивал язык (к примеру, Рильке и Голь), поражались рассудительности и уму не только аристократов, но и простых крестьян и торгового люда.
Понятно, почему с таким остервенением комиссары-интернационалисты взрывали церкви, усадьбы, жгли книги, уничтожали иконы, и все, что обличало их ложь о России.
Понятно, почему убивали носителей культуры, и число жертв исчисляется миллионами.
Глядя на современников, очень мало похожих на наших предков, трудно поверить в то, что были крестьянки-няни, знавшие сотни сказок, песен, былин и духовных стихов, были девушки, такие, как Лиза Калитина, Наташа Ростова, были Алеша Карамазов и Пьер Безухов...
Теперь многим непонятны их духовное устроение и проблемы, которые их терзали.
А чтобы это стало непонятным, нужно было переделать душу человека, сделать его "человеком нового типа", который бы реагировал лишь на лозунги и думал только о том, как выжить
Именно для этого комиссары требовали "сбросить Пушкина с корабля современности".
Слава Богу, и Пушкина выбросить не удалось, и человека в человеке до конца не убили.
Но, видно, нынешним либералам хочется по-новой повоевать с культурой и теми, кто не воспринимает всерьез их пошлые поделки
Лишь этим можно объяснить то, как они, единым фронтом выступили против преподавания основ православной культуры.
Дела их, действительно, плохи.
Разве можно после Лескова и Щедрина всерьез говорить о нынешних смехотворцах? Или после Карамзина, Соловьева и Татищева слушать эстрадные байки Радзинского...