╚Имеющий уши да слышит╩,
или Год да Винчи
Читатель спросит: почему такой заголовок? Отвечаю: рефрен из Апокалипсиса (╚Имеющий уши да слышит, что Дух говорит Церквам╩; почему ГОД да Винчи? √ потому, что за истекший год в мире было продано около 40 миллионов экземпляров книги, переведенной на 44 языка, о которой у нас и пойдет речь. Итак: Дэн Браун. Код да Винчи. Роман. Перевод с английского Н.В.Рейн. М., Издательство АСТ, 2005. 542 С. Дополнительный тираж 15 000 экземпляров. Это не просто бестселлер, это супербестселлер (мнение критиков из разных стран), чей коммерческий и читательский успех в новом тысячелетии можно сопоставить только с ╚Гарри Поттером╩ Дж.Роулинг. Впрочем, сага о Гарри Потере √ совсем иная песня.
Несколько фраз об авторе. Дэн Браун родился сорок лет назад, в США, в Новой Англии, в Нью-Гэмпшире, в семье профессора математики и ╚музыкантши╩. После окончания знаменитого Амхерст-колледжа Браун отправился в Калифорнию, где в качестве певца-исполнителя своих песен выпустил несколько дисков. Вернувшись на родину, он с 1993 года преподавал английский язык в ╚родном╩ колледже-альма-матер. В 1995 г. Браун с супругой выпустили занятную книгу: ╚187 мужчин, от которых следует держаться подальше: путеводитель для романтически фрустрированных женщин╩. В 1998 г. Браун выпустил триллер ╚Цифровая крепость╩ (о провокационной деятельности Агенства национальной безопасности. Толчком к написанию триллера послужил подлинный случай: арест в Амхерст-колледже студента, признавшегося в электронном письме в ненависти к президенту Клинтону. Роман, первоначально размещенный в ╚сети╩, вызвал горячее одобрение у ╚продвинутых╩ интеллектуалов (и не только). Через два года Браун издает роман ╚Ангелы и демоны╩ (о ╚схватке╩ Ватикана и некоей секретной швейцарской лаборатории; есть русский перевод). В 2001 г. печатается книга ╚Точка решения╩ (о деятельности американской космической разведки). И, наконец, 18 марта 2003 г. выходит в свет ╚Код Да Винчи╩. Этот роман занимал первое место в рейтинге ╚Нью-Йорк Таймс╩ 104 (сто четыре) недели (!!!). И сейчас все романы Дэна Брауна удерживают в нем высокие позиции. Уже начались съемки голливудской экранизации романа.
Автор назвал свой роман ╚триллером╩. В этом есть некое самоумаление, лукавство и тайное торжество. Скажем просто: это сверхтриллер. Лихо завернутый сюжет с убийствами, погонями, обманами, разоблачениями сочетается со своеобразным бедекером-путеводителем по мировой культуре и религиоведению. Не больше и не меньше. Именно так. Друг-читатель, знакомы Тебе такие понятия-концепты-имена собственные, как криптекс, трансепт, клостер, сфумато, Сангрил, витрувиальный человек, последовательность Фибоначчи, Хиерос Гамос, Бафомет, божественная пропорция и т.д. и т.п. Да! Не нужна Тебе эта книга. Нет √ тогда читай. Книга содержит массу поразительно интересных сведений о криптологии-криптографии, шифровальном деле, дешифровке сакральных текстов, биографических сведений о выдающихся деятелях культуры. В предисловии автор совершенно справедливо отмечает: ╚В книге представлены точные описания произведений искусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов╩ (С. 7). Голая правда! Помимо прочего, книга еще и точнейший топографический справочник Парижа и строгое изложение истории протомасонских организаций, в частности ордена Тамплиеров. Тамплиеры, как это ни покажется странным, ╚разработали концепцию современного банковского дела╩ (С. 417). Поразительные страницы писатель уделил трансформации и умалению женского начала в┘ В конце концов он приходит к парадоксальному выводу: Святой Грааль √ это┘ (С. 287).
Разумеется, одновременно это √ криминальный и приключенческий роман о столкновениях главного героя профессора религиозной символики Роберта Лэнгдона и его верной помощницы шифровальщицы Софии Невё с негодяями из французской полиции, католической организации ╚Опус Деи╩ и таинственным, зловещим и могущественным Учителем, который на поверку оказывается┘
Дэн Браун сейчас пишет продолжение романа (с тем же главным героем; в новой книге пойдет разговор о масонах). По рангу и стилю ╚Код Да Винчи╩ можно сопоставить, пожалуй, с романами Умберто Эко (высочайший ранг и стиль) ╚Имя Розы╩ и ╚Маятник Фуко╩ (интеллектуальными сверхбестселлерами истекшего столетия).
Три слова о переводе. Книга переведена хорошо. Отмечу лишь две ╚блошки╩. В романе упоминается пентакл (твердый ╚л╩), т.е. пятиконечная звезда-пентаграмма. Между тем в русском оккультном затрапезном обиходе всегда употребляется термин ╚пентаклЬ╩. В романе идет речь об иерусалимском короле Годфруа де Буйоне. Между тем любой семиклассник, изучивший историю Средних веков, знает, что по-русски сей дяденька именуется Готфридом Бульонским (1060-1100 гг.). Укажу еще на одну комичную ╚фишку╩: ни автор, ни критики, ни переводчики не обратили внимание на то, что пулевое отверстие одного и того же выстрела полиция находит на потолке (С. 336) и в полу (С. 358).
Кодом к роману ╚Код да Винчи╩ является следующая шифрограмма, превосходно сымпровизированная в русском переводе:
13√3√2√21√1√1√8√5
На вид идола родич!
О мина зла!
Что это, о чем это? √ молчок.
Писатель приоткрывает занавеску исповедальни в новейшем интервью, где признается, что источник романа коренится в ╚полотнах Леонардо да Винчи, перенасыщенных мистическим символизмом, странными аномалиями и шифрами┘ Историки искусства подтверждают, что картины да Винчи содержат скрытые уровни значений. Если докопаться до них, может открыться ключ к великой тайне, тайне, которую тщательно охраняет секретное братство, членом которого был сам художник╩ (Сулькин О. Кодовое слово // 24 часа. 2005, ╧ 22 (831). 2 июня. С. 16). ╚Код да Винчи╩ √ пространная история тайного общества ╚Приорат Сиона╩, в течение 2000 лет хранившего тайну тайн. ╚Великими мастерами Приората побывали в свое время Леонардо да Винчи, сэр Исаак Ньютон, Виктор Гюго и уже относительно недавно √ Жан Кокто, знаменитейший парижский писатель, художник и театральный деятель (С. 250). Последним главой тайного общества был дед героини романа Софии Невё, Жак Соньер, убийство которого и послужило┘
Материалы к этому перенасыщенному интеллектуальным хмелем роману Браун собирал в Испании, во Франции и секретных архивах Ватикана, где ему разрешили по недомыслию работать, и больше на порог не пустят. Книга официально запрещена Римским Престолом (не просто раскритикована и отвергнута). ╚Код Да Винчи╩ официально осужден и Русской Православной Церковью. Читатель возопит: мол, инквизиция в XXI веке. Все не так просто. Дэн Браун покусился на ╚святая святых╩, он попытался взорвать фундамент фундаментального христианства, осуществив ╚священную интервенцию╩ (слова Брауна, пусть и сказанные по другому поводу).
Все русскоязычные критики (негодники) раскрывают эзотерическую проблематику-интригу романа во второй фразе. Это нечестно по отношению к читающей публике (зачем читать книгу, если ВСЁ сразу известно). Я ограничусь некоторыми намеками. В основе осуществленного замысла Брауна лежит древнее еретическое арианское учение (по имени основателя, священника Ария (IV век н.э.), согласно которому Иисус Христос не истинный Бог, единосущный Отцу и Духу Святому, а┘ (купи роман, друг мой читатель), да и в словарик (поисковую машину) заглянуть невредно. Дэн Браун, опираясь на дешифровку скрытых смыслов картин, рисунков и рукописных кодексов Леонардо, утверждает, что Христос и Мария Магдалина┘ Что первая французская королевская династия Меровингов (V-VIII вв.) восходит к┘ Можно сказать еще и так: концепция романа сходна c концепцией фильма Мартина Скорсезе ╚Последнее искушение Иисуса Христа╩. Демонстрация этого фильма в разных странах (включая Россию) вызывала яростное возмущение, включая погромы кинотеатров, сторонников ортодоксальных ветвей христианства (католиков и православных).
С фундаменталистской точки зрения триллер Дэна Брауна глубоко кощунствен. Ну, как ╚Мастер и Маргарита╩ Михаила Булгакова. В основе булгаковского романа лежит внецерковная равновесная дихотомия (скажем на простецком языке) Бога и сатаны, света и тьмы, добра и зла, что с ортодоксальной точки зрения является богохульством и бесоодержанием. У Брауна ╚Иисус Христос был исторической фигурой, обладавшей огромным влиянием. Возможно, это самый загадочный и харизматический лидер, которого видел мир╩ (С. 280). Т.е. Христос был человеком, великим человеком, благодетелем человечества, но не Богочеловеком. Здесь пропасть между христианством и фосфоресцирующим умствованием, которую преодолеть нельзя.
В новом столетии начинает ╚проклевываться╩ новая литературная тенденция: в одном и том же литературном произведении уживаются высокое и низкое, сакральное и профанное, интеллектуальное и площадное, ученый трактат и полицейская хроника. Возникает некий новый жанр: КНИГА для ВСЕХ. Блестящим образчиком этого своеобразного ╚пост-арт-нуво╩ и является ╚Код да Винчи╩. И в русской литературе есть такой автор. Правильно: Борис Акунин.
Василий ПригодичПетергоф.