Точка обмана, или Точка обмена
Волна славы, подхватившая американца Дэна Брауна, с гулом накатила на весь ╚цивилизованный мир╩. Его сверхбестселлер ╚Код да Винчи╩ (2003 г.) читают все, восторгаясь, превознося автора или понося его последними словами (из зависти, разумеется). В нашей газете была опубликована моя заметка об этой книге.
Роман ╚Точка обмана╩ вышел в Америке в 2001 г. Итак: Дэн Браун. Точка обмана. Перевод с английского Т.Осиной. М.: Издательство ╚Аст╩, 2005. 508 С. Тираж 20 000 экземпляров.
Книга принадлежит к новому (вернее, новаторскому) жанру, который я хотел бы ╚окрестить╩ так: интеллектуально-развлекательный роман. Родоначальником этого жанра я считаю итальянского писателя Умберто Эко, чьи романы ╚Имя Розы╩ и ╚Маятник Фуко╩ (в особенности) стали мировыми бестселлерами.
Почему интеллектуальный? На первый взгляд потому, что в этом увесистом томе автор между делом, отнюдь не навязчиво сообщает читателю массу занимательных сведений, которые не почерпнешь из газеты, к примеру, по гляциологии, океанографии, петрологии, зоологии, биологии, новейших видах всевозможных вооружений, убийств, не оставляющих следов-улик, и т.д. Читатель, знаешь такие термины: полиэдра, субдукция, хондра, панспермия, синопсис, мегаплюм? Нет! Так узнаешь из книги. А что означает ╚Арктика╩ и ╚Антарктика╩? Нет! См. с. 202! В сюжете романа ключевую роль играет некий ╚люминесцентный планктон╩. Ей-Богу!
Интеллектуальным (в самом высоком смысле слова) творение Дэна Брауна еще можно назвать и по той причине, что автор придумал хитроумнейший, тщательно продуманный, элегантный и парадоксальный сюжет, который в конце книги переворачивается с ног на голову, изумляя благодарного (или неблагодарного) читателя. В конструировании головоломного сюжета автор неукоснительно следует собственной формуле: ╚В случае если существует много объяснений какой-то проблемы, правильным обычно оказывается простейшее╩ (С. 178). Выражаясь простецким языком, это модификация-подвид прославленной ╚бритвы Оккама╩. Кстати, книга отличается изощренным психологизмом, что совершенно не свойственно чисто ╚развлекательной╩ литературе. Неким шифром-кодом к роману являются загадочные до поры-до времени слова ╚Они знают╩┘
А почему роман развлекательный? Так в нем есть любовь, погони, перестрелки, политические убийства, специально выделанные ходульные сюжетные ходы и т.д. А еще ╚Точка обмана╩ √ серьезный политический триллер.
Любимая забава сегодняшних критиков (любых: литературных, театральных, ╚киношных╩) √ в первом же абзаце раскрывать сюжет (романа, кинофильма, телесериала, пьесы). Всё! Читатель все узнает и ему испоганено наслаждение-удовольствие от сладостной встречи с тем или иным артефактом (так скажем). Я ни в коем случае не принадлежу к этой славной когорте-тусовке.
В основе сюжета ╚Точки обмана╩ лежит беспрецедентная в мировой истории провокация, осуществленная ┘ спецслужбой в целях любой ценой сохранить власть президента США, опасающегося, что его не переизберут на второй срок. Сам президент в финале романа┘
На американском севере при помощи спутника якобы найден большой ┘ с явными отпечатками некоего.., что свидельствует о том, что жизнь на Земле возникла┘ Грандиозная и тщательно осуществленная провокация влечет за собой не предусмотренный ╚кукловодами╩ кровавый шлейф убийств. Невинными жертвами ╚космических провокаторов╩ становятся┘ Гигантская ╚машина╩ ┘ разведки, все ее техническое могущество, в том числе засекреченные коммандос из спецотряда, обрушивается на разведчицу-аналитика Рейчел Секстон и популярного телеведущего, специалиста по┘ Майкла Толланда, потому что они┘ Подвид американской мечты: люди (как люди) вступают в смертельную схватку с государственным Молохом и┘
Помимо баснословных похождений-испытаний героев, внимание читателя очень скоро захватывает центральная тема романа: власть как феномен и все проявления этого феномена. ╚Точка обмана╩ (кроме всего прочего) √ книга о власти, о ее вожделенной опасности (и для ее носителей, и для ╚пасомых╩), о ее мистической привлекательности, о горячей крови невинных людей, которую проливают ее охранители зачастую во имя лживых и преступных целей, разумеется, объясняя свою жестокость высшими целями и благом общества. Автор приводит латинское изречение: ╚Жертвуй некоторыми ради спасения многих╩ (С. 468). Мудрые и справедливые, на поверхностный взгляд, слова на самом деле √ индульгенция для политиканствующих гангстеров-манипуляторов телами и душами человеческими. Обо всем этом Дэн Браун повествует умно, тонко, исключительно интересно, сочно, вкусно, ядрено (текст аж на зубах скрипит). Естественно, писатель затрагивает и грозную проблему цинизма ╚властей предержащих╩. Краткий афоризм Дэна Брауна: ╚Цинизм власти убивает страну╩ (С. 454). Читатель, ЭТО ни о чем (либо ничего) тебе не напоминает?
О нравах, царящих в ╚коридорах╩ и официальных ╚залах╩ власти, о подковерных войнах в Белом доме и официальных офисах автор пишет с глубоким знанием и тонким пониманием-истолкованием дела. Особую роль в романе играет раскрытие-разоблачение грязных предвыборных технологий, бесстыжего ╚черного пиара╩, безвозвратно губящего людей. В России не за горами новые, разномастные по масштабу и калибру выборы. Не только специалистам по ╚связям с общественностью╩, но и самому широкому читателю будет чрезвычайно интересно узнать: как ЭТО делается, какие преступные махинации идут в ход для того, чтобы победил ╚свой╩ кандидат. Разумеется, автор раскрывает и каналы, по которым идет ╚черное╩ финансирование избирательных кампаний. У НИХ все, как в России-Матушке (впрочем, у НАС все, возможно, подлее и гаже). Дэн Браун хладнокровно констатирует: ╚Все технологии, описанные в романе, существуют и применяются на самом деле╩ (С. 6).
Книга Дэна Брауна √ ╚многофигурна╩. В числе ее персонажей: президент США Закери Харни, ╚глава ┘ службы Уильям Пикеринг, администратор ┘ Лоуренс Экстром, сенатор Седжвик Секстон (отец главной героини), вознамерившийся ┘ президента, некий хладнокровный убийца √ ╚контролер╩, на самом деле ┘ Все эти люди находятся в состоянии перманентной войны друг с другом. Это распространяется и на их ╚вассалов╩. В романе подробно воссоздана ╚умственная дуэль╩, которую (явно и прикровенно) ведут между собой Марджори Тенч (помощница президента) и Гэбриэл Эш (помощница Секстона). В неблаговидных целях прямого обмана людей Марджори использует прием ╚перенос по ассоциации╩, заключающийся в┘ Не скажу! Масло в огонь этой политической войны ╚всех против всех╩, естественно, подливают средства массовой информации (в книге воссоздан колоритный образ телевизионной ╚волчицы╩ Иоланды Коул).
Привлекает внимание суждение Дэна Брауна о методах политической борьбы: ╚Стратегия, известная в Вашингтоне под названием ⌠высоко-низко■, была украдена у теоретиков ведения военных действий. Суть ее проста: противника надо заставить сражаться сразу на двух фронтах┘ Отражение политической атаки требует логики, в то время как отражение атаки на личность требует страсти. Противостоять же тому и другому одновременно оказывается невозможным, поскольку в этом случае необходима невероятная скоординированность действий╩ (С. 221).
Вот такая книга: захватывающая, интригующая, простая и сложная (в метро не почитаешь) и┘ честная. Эпиграфом к роману могло бы послужить стародавнее присловье настоящих ╚янки╩: ╚Говори правду, и будь что будет!╩ (С. 149).
Читатель спросит: почему в заголовке ╚Точка обмена╩. Все очень просто: в романе Дэн Браун по чрезвычайно выгодному курсу обменивает свой беллетристический дар на щедрую благосклонность читателя┘
23 августа 2005.
Петергоф.