TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.04.2019
10:03

Должен

    Плохое это состояние – долга. Когда не чувствуешь потенциала долг выполнить.

    Долг – это необходимость истолковывать для себя и других произведение художника, имя которого известно в кругах знатоков (к которым я не отношусь), если я на этого художника, как известного, наткнулся.

    Неужели самообразование и сотни истолкованных картин не составляют потенциала?

    Или как раз и хорошо. Живу, как ребёнок – всё впервые… Как бросили неумеющего плавать в воду: или тони, или плыви.

    Но – страшно. Могу ж в этот раз не выплыть.

    Страшно ещё и потому, что если в этот раз не удастся, то ставятся под сомнение все предшествовавшие сотни истолкований. Я ж там применял некоторые принятые для себя догмы. И если один раз что-то из них не сработает… Не аналог ли законы Ньютона? Шли годы и столетия, и законы его подтверждались и подтверждались и вдруг (при уточнении)… То, как вращается вокруг Солнца Меркурий в реальности, оказалось (при уточнении наблюдения), не подтверждающимся расчетом по ньютоновскому закону тяготения. – Как ни изощрялись это объяснить, пока не отказались от эвклидового (неискривлённого), мол, пространства

     

    – объяснить явление не удавалось. – В моём сегодняшнем случае (о картинах Мыльникова, например, о такой)

    Мыльников. Простор. 1984.

    сомнению подвергается набор типов идеалов, превращающихся друг в друга от изменения духа времени.

    Слова Манина о его картинах: "словно остановилось время”, требуют вспомнить о ницшеанском иномирии {6} (все другие типы:

    гармонии низкого и высокого {1}, трагического героизма {2}, благого для всех сверхбудущего {3}, соединения несоединимого {4} и ценности абы какой жизни {5} – не подходят). И эта вот картина, за год до начала перестройки написанная, по такому времени создания подходит, казалось бы, под колоссальное разочарование (в так называемом социализме как самом передовом общественном строе, открывавшем начало нового мира… ибо чем сильнее очарование, тем сильнее и разочарование)… Но ницшеанство-то – мрачно. Смерть любит – за уход из этого скучного, скучного, скучного мира… А скука ли тут у Мыльникова? Непереносимая – чтоб аж в иномирие мечтой унестись?...

    О. Кажется, нашёл!

    Видом же ницшеанства, активного неприятия Этого мира, является пассивное его неприятие – пробуддизм, идеал минимального чувствования, нирваны. – Пожалуй, пробуддизм подойдёт. Всё как-то истаивает. Женские фигуры теряются на фоне трав. Не понять, где кончается облако и начинается голубизна неба. Где кончается каждая кочка. Что за синие цветы на лугу. Одна или две женщины на нём. Стог ли там (он что-то низенький) или что другое. И, главное, манинская "цветовая гамма обязательно холодна”. Ведь о радости от буддизма можно прочитать только у пиарщиков его, как-то зарабатывающих, наверно, от его рекламирования и самими ими до конца не исповедуемого (я, сталкиваясь с ними, их, наоборот, в чувственности подозревал).

    Неожиданность данной картины в резком разграничении неба и земли. Только на левом краю горизонта есть едва заметная реалистичная синь дали. – Художник как бы таится. В самом деле: ещё тоталитаризм же в силе и можно пострадать за пробуддизм. – Вот и не тотальное марево тут мусатовское (тот разочаровался из-за ухода с исторической арены дворянства).

    Борисов-Мусатов. Весення сказка. 1904-1905.

    А перед Маниным надо шляпу снять. – "Мыльников… обращается к традиции “Мира искусства”” (Русская живопись ХХ века). Понятно, почему Манин при этом пишет, что "Мыльников не похож ни на одно из художников “Мира искусства””. Ведь Борисов-Мусатов всего лишь "Был близок художникам “Мира искусства”” (https://allpainters.ru/borisov-musatov-viktor.html). Манин буквален. Но Лентулов-то и Фальк, пробуддисты, были ж в списочном составе этой группы преимущественно ницшеанцев. Но, да, на них Мыльников не похож.

    Р-р-разочаровался же Мыльников, судя по датам, давно.

    Мыльников. Весна. 1977.

    Мыльников. На островах. 1970.

    Мыльников. Верочка. 1969.

    Мыльников. Ранняя весна. 1959.

    Одним из вечных долгов моих является необходимость квалифицировать вещь художественной, если в ней есть след подсознательного идеала автора, или нехудожественной (всего лишь эстетически ценной), если следа такого идеала нет.

    Так вот помимо недопонятности и неожиданности надо, наверно, считать искомым следом первоначальную растерянность меня-интерпретатора перед вещью. Если я не знаю, к какому типу идеала её можно отнести – ничто не подходит. Смею предполагать, что сам автор тоже не может дать себе словесного отчёта, что он хочет сказать, раз такому опытному зрителю, как мне, это через секунду смотрения не чуется. – Так в данном случае – вы сами видели – я и близко не чуял, когда начинал статью писать. Для меня оказалось неожиданностью набредание на пробуддизм.

    2 марта 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341788  2019-04-01 10:04:28
Воложин
-

30.03.2019
19:30

Но какая прелесть!..

    Что меня восторгает – это возможность встроить точкой в Синусоиду Изменения Идеалов очередную вещь. Пушкина. Не беда, что я вторичен: пользуюсь чужой мыслью. (Я ж . . .

25.03.2019
11:35

Глубже...

    Н. Н. Александров, у которого я почерпнул много мыслей, с Малевичем всё-таки ошибся – что тот космист, космист в смысле проектности, непременного признака такого . . .

25.03.2019
09:52

Шутя ли...

    Читаю какую-то оптимистическую вещь – “Как мы бомбили Америку” (2007). На каждой строчке “я”-повествователь посмеивается надо всем американским. И мне почему-то . . .

24.03.2019
11:27

В молоко попал

    Я живу в маленьком городе маленькой страны. В главной библиотеке его есть русскоязычный отдел. И он, наверно, самый большой в стране. А иногда, думается, и . . .

13.03.2019
16:18

Меня грызёт сомнение

    Правильно ли я вывел, что художник Жилинский – певец абы какой жизни, лишь бы она была индивидуальной и ближе к естественной, животной – автоматической? Не . . .

12.03.2019
13:18

Моне и монотема

    Странно. Я многие сотни статей написал о разных художниках, а отдельной статьи о Моне у меня нет. Хоть он – моё наибольшее впечатление от 6-го Всемирного фестиваля . . .

08.03.2019
16:33

Честность как приём

    Есть такой способ: если быть очень честным, то что-то сто`ящее может получиться. Вот и начну признаваться… Толкуя произведения неприкладного искусства с целью . . .

28.02.2019
17:10

Опять о Булгаковой

    Я где-то читал, что открытием передвижников была театрализация. Театр очень понятен сам по себе. А передвижники болели за несчастный народ. Им понятность была . . .

27.02.2019
15:04

Туго иным с Тугариновым

    Гнилой интеллигент – так я кляну себя за принципиальность, когда начинаю толковать то, что толкованию не подлежит – прикладное искусство. Особенно – . . .

26.02.2019
12:32

Я спросил себя...

    Я спросил себя: “Почему меня не тронул фильм “Полёты во сне и наяву””? (Он 1982 года. А сегодня 75 лет со дня рождения Янковского.) И ответ у меня получился неверный . . .

25.02.2019
14:23

Как Мережковский наврал на Леонардо да Винчи

    "…надрывный крик о синтезе, но нет самого жизненного и познавательного синтеза”. Бердяев Читатель, я в растерянности. Я завожу разговор об очень скучной . . .

24.02.2019
14:56

Попробуем...

    Написать что-то дельное о фильме Тарковского “Зеркало” (1974), когда ничегошеньки в голове нет (я вчера пересмотрел этот фильм)… Поражаюсь, на себя… Когда я его . . .

22.02.2019
15:45

Неуёмный

    Неуёмный это я. Мне мало, что удалось объяснить несколько абстрактных картин Ольги Булгаковой в серии “Архаизмы”. Остались необъяснёнными несколько. А это . . .

16.02.2019
16:22

Грош мне цена

    Вот прочёл рассказ и ничего связного о нём не могу сказать. Почему? – Я боюсь, потому, что у меня литературоведческое самообразование, а не образование. Мало того, . . .

15.02.2019
15:29

Три преступления против культуры

    Одно – сбит барельеф Мефистофеля с какого-то дома в Петербурге. https://ria.ru/20150827/1211329474.html Другое – украдена картина Куинджи "Ай-Петри. Крым" (1898 – 1908) . . .

13.02.2019
21:00

Лучше всех!

    Грусть-тоска меня съедает. Потому что выродком иногда себя чувствую. Ну в самом деле… "…зорко подмечаемые детали…” (Немзер. Литературное сегодня. О русской . . .

10.02.2019
13:36

Единственность мига

    Художник Парошин рассказывал, рассказывал и вдруг говорит: "У меня что-то общее в восприятии есть, некоторое, с Тарковским. Есть что-то родственное такое . . .

03.02.2019
21:33

Против шумихи вокруг "Ай-Петри" Куинджи

    Я б не включился, если б зло не взяло, в конце концов. Картина в Русском музее обычно лежит в запаснике, а теперь, из-за громкого, под видеокамерами, уворовывания её . . .

01.02.2019
13:08

Была не была. Попробую.

    Недавно прочёл объяснение своей настырности: "Наиболее катастрофичен для судьбы конкретного человека и порочен для повседневной жизни феномен незаметной . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100