TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.04.2019
10:03

Должен

    Плохое это состояние – долга. Когда не чувствуешь потенциала долг выполнить. Долг – это необходимость истолковывать для себя и других произведение художника, . . .

30.03.2019
19:30

Но какая прелесть!..

    Что меня восторгает – это возможность встроить точкой в Синусоиду Изменения Идеалов очередную вещь. Пушкина.

    Не беда, что я вторичен: пользуюсь чужой мыслью. (Я ж её не присвою – сошлюсь.) А вот встроить в причинный ряд изменения идеалов. – Замечательно.

    ВАКХИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ

    Что смолкнул веселия глас?

    Раздайтесь, вакхальны припевы!

    Да здравствуют нежные девы

    И юные жены, любившие нас!

    Полнее стакан наливайте!

    На звонкое дно

    В густое вино

    Заветные кольца бросайте!

    Подымем стаканы, содвинем их разом!

    Да здравствуют музы, да здравствует разум!

    Ты, солнце святое, гори!

    Как эта лампада бледнеет

    Пред ясным восходом зари,

    Так ложная мудрость мерцает и тлеет

    Пред солнцем бессмертным ума.

    Да здравствует солнце, да скроется тьма!

    1825

    Казалось бы, такая брызжущая радость. Безоглядная.

    Ан нет.

    "В “Вакхической песне” мне всегда чудилась какая-то тайна; или секрет; или странность. Лучезарное, сверкающее, словно отлитое из золота, стихотворение светит как бы отраженным светом, изнутри же излучает темную ауру одиночества. В нем, вполне годном быть гордым гимном просветительства, есть свойственная этой идеологии эйфорическая безопорность и абстрактность” (Непомнящий. http://palomnic.org/bibl_lit/obzor/pyshkin/11/).

    То-то и оно, что безоглядность, как только отзвучит, будет – в наступившей тишине – осознана разочаровавшимся автором, - разочаровавшимся ещё в 1824-м – в гражданском романтизме (а не просветительстве), - так и окажется ситуация чреватой опасностью.

    Мне вспоминается, как я, юноша, отправился после окончания практики путешествовать без денег. Нет, я дал телеграмму маме в Литву, чтоб она мне выслала до востребования на главпочтамт Ялты… Но я не знал, найдёт ли она денег, и чем-то был похож на птичку божию без заботы и труда. Какие-то копейки у меня были. На хлеб. А было лето. И я надеялся воровать фрукты в садах. И не предполагал тратить на ночлег. И вот в очередную ночь решил остаться ночевать в Никитском ботаническом саду (он на ночь остаётся пустой). Точнее, на причале. Под электрической лампочкой. Надеялся всё же на цивилизацию как-то. Но спрятал свои гроши` в носок. А под голову положил какую-то дубину – драться, если что. Однако – чисто ради теории. На самом же деле в полной уверенности в основательности бытия. И потому, как только лёг, сразу заснул. Перед этим налюбовавшись полной луной в небе и лунной дорожкой на море (что потом-потом-потом нарисовал). – Кайф. Как вакхическая песня.

    И был разбужен толчком в лицо дулом автомата.

    То был патруль пограничников (всё же на другой стороне моря была враждебная Турция).

    Парни посмотрели мои документы (паспорт, студенческий билет), послушали, почему я ночую тут, и посоветовали пойти повыше, в сам парк, а то, говорят, спать мне тут не дадут: каждые два часа проходит по берегу патруль.

    Всё-таки цивилизация.

    А вот когда я поднялся в парк, улёгся там в темноте на скамейку и вспомнил, что парк без ограды переходит в заповедник… Где дикие звери живут… И могут сюда зайти… - Мне стало нехорошо.

     

    Как Пушкин переход от романтизма к реализму осуществил в этом стихотворении? – Минус-приёмом. Нет ни звука о чём-то негативном. – Столкновение этого отсутствующего, но ощутимого, негативного с текстовым позитивным даёт катарсис. Который, если осознать, и есть реализм: жизнь не так проста, как хотелось бы.

     

    Тот же Непомнящий объяснил мне реализм и в следующем году написанной элегии.

    Под небом голубым страны своей родной

    Она томилась, увядала...

    Увяла наконец, и верно надо мной

    Младая тень уже летала;

    Но недоступная черта меж нами есть.

    Напрасно чувство возбуждал я:

    Из равнодушных уст я слышал смерти весть,

    И равнодушно ей внимал я.

    Так вот кого любил я пламенной душой

    С таким тяжелым напряженьем,

    С такою нежною, томительной тоской,

    С таким безумством и мученьем!

    Где муки, где любовь? Увы! в душе моей

    Для бедной, легковерной тени,

    Для сладкой памяти невозвратимых дней

    Не нахожу ни слез, ни пени.

    1826

    Она – по поводу известия о смерти Амалии Ризнич, которую Пушкин любил. Ну любил, так когда-то. Разлюбил. И что горевать, когда, вот, она умерла. Что было б пошлостью. А не реализмом. Да вот штука. Пушкин ещё чувствовал что-то иное в равнодушии своём. Что? – Он стал искать у… Ариосто. В “Неистовом Роланде”.

    Это было произведение Высокого Возрождения. Идеал – Гармония. Что-то родственное с реализмом (без залётов), которым Пушкин упивался. “Неистовый Роланд” очень сложен. Роланд сходит с ума от безответной любви к Анджелике. У Руджьера счастливая любовь с Брадамантой. Всё вместе "образует единство, обладающее чертами ренессансной соразмерности” (Википедия). Та самая Гармония.

    Роланд (Ариосто над ним иронизирует – уж больно идеален) вспомнился Пушкину (произведение было давно переведено на русский) преходящим моментом равнодушия, когда Роланд узнаёт (из надписей, вырезанных на дереве, где любились Анджелика с Медором), - узнаёт, кого он любит. Пушкин перечитал поэму и перевёл кусок, где равнодушие. И там у Ариосто было слово “стыд”. – Вот! – Оно-то и открыло Пушкину, что, кроме равнодушия, с ним происходило при известии о смерти Ризнич.

    Сложность переживания. Он, не осознавая, но переживал ещё и стыд, какая, мол, он свинья. Что совсем его, Пушкина, не красит. Зато его всё ещё подсознательный идеал реализма (всё не просто на свете, я не такой, как хотелось бы про себя думать) возликовал – и… родилась процитированная элегия.

    30 марта 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341781  2019-03-30 19:31:17
Воложин
-

25.03.2019
11:35

Глубже...

    Н. Н. Александров, у которого я почерпнул много мыслей, с Малевичем всё-таки ошибся – что тот космист, космист в смысле проектности, непременного признака такого . . .

25.03.2019
09:52

Шутя ли...

    Читаю какую-то оптимистическую вещь – “Как мы бомбили Америку” (2007). На каждой строчке “я”-повествователь посмеивается надо всем американским. И мне почему-то . . .

24.03.2019
11:27

В молоко попал

    Я живу в маленьком городе маленькой страны. В главной библиотеке его есть русскоязычный отдел. И он, наверно, самый большой в стране. А иногда, думается, и . . .

13.03.2019
16:18

Меня грызёт сомнение

    Правильно ли я вывел, что художник Жилинский – певец абы какой жизни, лишь бы она была индивидуальной и ближе к естественной, животной – автоматической? Не . . .

12.03.2019
13:18

Моне и монотема

    Странно. Я многие сотни статей написал о разных художниках, а отдельной статьи о Моне у меня нет. Хоть он – моё наибольшее впечатление от 6-го Всемирного фестиваля . . .

08.03.2019
16:33

Честность как приём

    Есть такой способ: если быть очень честным, то что-то сто`ящее может получиться. Вот и начну признаваться… Толкуя произведения неприкладного искусства с целью . . .

28.02.2019
17:10

Опять о Булгаковой

    Я где-то читал, что открытием передвижников была театрализация. Театр очень понятен сам по себе. А передвижники болели за несчастный народ. Им понятность была . . .

27.02.2019
15:04

Туго иным с Тугариновым

    Гнилой интеллигент – так я кляну себя за принципиальность, когда начинаю толковать то, что толкованию не подлежит – прикладное искусство. Особенно – . . .

26.02.2019
12:32

Я спросил себя...

    Я спросил себя: “Почему меня не тронул фильм “Полёты во сне и наяву””? (Он 1982 года. А сегодня 75 лет со дня рождения Янковского.) И ответ у меня получился неверный . . .

25.02.2019
14:23

Как Мережковский наврал на Леонардо да Винчи

    "…надрывный крик о синтезе, но нет самого жизненного и познавательного синтеза”. Бердяев Читатель, я в растерянности. Я завожу разговор об очень скучной . . .

24.02.2019
14:56

Попробуем...

    Написать что-то дельное о фильме Тарковского “Зеркало” (1974), когда ничегошеньки в голове нет (я вчера пересмотрел этот фильм)… Поражаюсь, на себя… Когда я его . . .

22.02.2019
15:45

Неуёмный

    Неуёмный это я. Мне мало, что удалось объяснить несколько абстрактных картин Ольги Булгаковой в серии “Архаизмы”. Остались необъяснёнными несколько. А это . . .

16.02.2019
16:22

Грош мне цена

    Вот прочёл рассказ и ничего связного о нём не могу сказать. Почему? – Я боюсь, потому, что у меня литературоведческое самообразование, а не образование. Мало того, . . .

15.02.2019
15:29

Три преступления против культуры

    Одно – сбит барельеф Мефистофеля с какого-то дома в Петербурге. https://ria.ru/20150827/1211329474.html Другое – украдена картина Куинджи "Ай-Петри. Крым" (1898 – 1908) . . .

13.02.2019
21:00

Лучше всех!

    Грусть-тоска меня съедает. Потому что выродком иногда себя чувствую. Ну в самом деле… "…зорко подмечаемые детали…” (Немзер. Литературное сегодня. О русской . . .

10.02.2019
13:36

Единственность мига

    Художник Парошин рассказывал, рассказывал и вдруг говорит: "У меня что-то общее в восприятии есть, некоторое, с Тарковским. Есть что-то родственное такое . . .

03.02.2019
21:33

Против шумихи вокруг "Ай-Петри" Куинджи

    Я б не включился, если б зло не взяло, в конце концов. Картина в Русском музее обычно лежит в запаснике, а теперь, из-за громкого, под видеокамерами, уворовывания её . . .

01.02.2019
13:08

Была не была. Попробую.

    Недавно прочёл объяснение своей настырности: "Наиболее катастрофичен для судьбы конкретного человека и порочен для повседневной жизни феномен незаметной . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100