TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.05.2019
09:25

Плохи дела с художественной критикой и - пройдохи жируют

    Начну, как часто делаю, издалека. И о себе. Про себя я думаю, что я – пониматель. Из-за этого я ввергаюсь в авантюры. Мне кажется, что достаточно просто захотеть и . . .

13.05.2019
17:17

Не все дома у этого Домье

    Я хочу обсудить (и осудить) одну картину Домье. Домье. Дон Кихот. 1868. И ещё я хочу, например, чтоб глянули на ссылку (тут) и без долгих сомнений признали, что Домье – . . .

12.05.2019
13:35

Твёрдый орешек

    …искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. Ницше Как вы думаете, где находится душа режиссёра, точнее, его сокровенное, когда он даёт в своём кино как бы . . .

03.05.2019
10:52

Гвозди в характере

    Гвозди в характере – так назвал меня начальник отдела, возможно, за то, что я не уволился, когда – во исполнение поручения областного куратора КГБ по нашему НИИ – . . .

30.04.2019
13:02

Гомер и Украина

    Образ Украины это знаете похоже на что? Знаете, есть тип такой – провинциальной, очень симпатичной девушки из бедной семьи. Вот она плохо одета. Она стоит перед . . .

29.04.2019
12:30

Риск

    Я обожаю социологию духовной жизни как ключ к пониманию произведений неприкладного искусства. Есть, конечно, риск впасть в вульгаризацию. Но… Берём Японию… 17 . . .

27.04.2019
23:02

Общее впечатление

    Я толкованиями когда-то занялся от злости на искусствоведов, болтающих что-то вообще, не опираясь на реалии произведения. И вот в кои-то веки мне захотелось – от . . .

21.04.2019
13:08

Апология

    Я настолько впечатлён несколькими гравюрами Фейгина (см. тут), что мне, наверно, захотелось как-то оправдать его явный рисунок, к неприкладному искусству не . . .

17.04.2019
13:38

Сердце кровью обливается

    С чего начать? Надо с себя. У меня слёзы на глаза наворачивались, когда хоронили трёх, погибших в Москве из-за ГКЧП в 1991 году. А ведь я, совсем не годный для военного . . .

15.04.2019
16:37

Забияка

    Мне попалась книга критика Татьяна Москвиной “Культурный разговор”. М., 2016. И она дала мне много поводов включить её мнения в сноски к своим статьям на моём сайте . . .

13.04.2019
14:11

Филатчев и Фейгин

    Всё началось обыкновенно, когда не о чём писать и ищешь. – Я открываю Манина “Русская живопись ХХ века” на очередном художнике… описании картины… и читаю: "…в . . .

11.04.2019
12:15

Про пассионарных

    Есть такой философ Н.Н. Александров. Он утверждает, что Ленин в своём единственном философском труде “Материализм и эмпириокртицизм” капитально не понял Маркса . . .

03.04.2019
15:57

По поводу юбилея Юрия Бондарева

    Любопытно. (Читательский поток сознания) Любопытно, замечу ли я что-то необычное в произведении так называемой лейтенантской прозы? “Горячий снег” (1970) Бондарева. . . .

01.04.2019
10:03

Должен

    Плохое это состояние – долга. Когда не чувствуешь потенциала долг выполнить. Долг – это необходимость истолковывать для себя и других произведение художника, . . .

30.03.2019
19:30

Но какая прелесть!..

    Что меня восторгает – это возможность встроить точкой в Синусоиду Изменения Идеалов очередную вещь. Пушкина. Не беда, что я вторичен: пользуюсь чужой мыслью. (Я ж . . .

25.03.2019
11:35

Глубже...

    Н. Н. Александров, у которого я почерпнул много мыслей, с Малевичем всё-таки ошибся – что тот космист, космист в смысле проектности, непременного признака такого . . .

25.03.2019
09:52

Шутя ли...

    Читаю какую-то оптимистическую вещь – “Как мы бомбили Америку” (2007). На каждой строчке “я”-повествователь посмеивается надо всем американским. И мне почему-то . . .

24.03.2019
11:27

В молоко попал

    Я живу в маленьком городе маленькой страны. В главной библиотеке его есть русскоязычный отдел. И он, наверно, самый большой в стране. А иногда, думается, и . . .

13.03.2019
16:18

Меня грызёт сомнение

    Правильно ли я вывел, что художник Жилинский – певец абы какой жизни, лишь бы она была индивидуальной и ближе к естественной, животной – автоматической? Не . . .

12.03.2019
13:18

Моне и монотема

    Странно. Я многие сотни статей написал о разных художниках, а отдельной статьи о Моне у меня нет. Хоть он – моё наибольшее впечатление от 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. (Я впервые оказался тогда в Москве, и пошёл в музей имени Пушкина, а там – импрессионисты.) Хотя… Почему странно? Как раз не странно. Я ж теперь нацелен на непонятное. А какой же Моне непонятный, когда так взволновал. Руанским собором. В разное время суток. Схвачен и воспет почти исчезающее малый отрезок времени, мгновение!.. Чудо. У всех же просто остановлено мгновение. А тут как-то наоборот – как бы не остановлено. Гимн вихрю времени.

    Потом я заметил: тот вихрь пыль несёт и – плохо видно. Абы что воспето. Но заметил это как-то мимоходом. – Восторгался тем, насколько пронзительной оказалась эта догадка об абы какой жизни для любого импрессиониста. И Моне был только подспорьем. Нет, Руанский собор сам по себе это не абы какая жизнь, а ого какая. Но показан-то он у Моне так, будто почти незрячий видит; а какая ж это жизнь – незрячего… Или будто видит голодающий. Как он видит? Плохо? – Молодой "Моне… голодал, жил в долг, но при этом умудрялся быть светским щеголем” (https://artchive.ru/news/2162~Klod_Mone_trete_mobilnoe_prilozhenie_ot_Artkhiva). Кстати, сколько ему лет было, когда он Руанский собор рисовал? – 1892 - 1840 = 52. Что-то не сходится.

    "Моне интересовался работами химика Эжена Шевреля, который сделал в 1860-1870- годы революционные наблюдения в области физиологии зрения и восприятия цвета” (https://studbooks.net/668025/kulturologiya/priemy_raboty_tsvetom ).

    Ну вот, вроде, первый холст, на котором почти нет смешивания красок.

    Моне. Грот в Порт-Домуа. 1866.

    Тут для голодания возраст подходящий – 26 лет. Дальше он вполне мог воссоздавать в памяти голодные памороки. – Ужасная скала. Ни травинки. Ничего себе порт. Вполне годится для мотива “хвала абы какой жизни” и “радость от такой ерунды”. – Хоть дух захватывает, оттого что передана такая фигня, как сиюминутность.

    В общем, вы, читатель, понимаете, что, когда я прочёл непротиворечивые фразы: "Картина вызывает впечатление роста, богатства, света, упругости, сказочности… Останься в раю! Вот сценарий и замысел этого мира” (Александров. Понимание искусства. М., 2013), - о вот этой вещи…

    я возроптал. Хоть растительность, действительно, буйная. Но ведь и заброшенность, можно сказать, наличествует.

    Другая репродукция этой же картины в другом месте такая.

    Моне. Японский мостик (Пруд с водяными лилиями),светло-синий. 1899.

    Оспариваемый мною Александров много написал об этой картине, что напомнило мне одну сцену. Среди нас, студентов-первокурсников политехнического института, оказался один, выставлявший себя знатоком живописи. А я в отрочестве хорошо рисовал и стал ревновать, наверно, такой репутации сокурсника. Плюс я подозревал, что он притворяется: знает имена и названия картин, а не переживает эти картины. Раз я не выдержал его хвастовства и, зная, что у него в общежитии полно репродукций, предложил ему соревнование, кто лучший любитель живописи: “Пойдём к твоим репродукциям, выберем по одной, и кто проговорит о выбранной дольше, тот и победил, а побеждённый пусть будет обязан в присутствии победителя не заикаться больше о живописи”.

    Александров создаёт впечатление, что это тогдашний я. Он исчертил всё новые и новые репродукции разными вспомогательными прямыми, дугами и овалами.

     

     

    Много написал о соотношении цвета, света. Впечатление "богатства”, да, создал, хоть и привел его "к полу-хаосу”. Но, главное, он ничего не сказал ни об одной из множества других картин этого же места (мостика на пруду) у Моне, сделанных в разные годы. Правда, продемонстрировав некоторые из тех репродукций.

    Меня же множество изображений почти одного и того же пейзажа привело в глубокую задумчивость. Причём это у Моне нарочито не самоповторения.

     

    1895-1896 г. 1900 г.

    Меня и самоповторения вводят в уныние. У меня ж идея-фикс, что художественно только то, что несёт след подсознательного идеала. Так если для единственной в своём роде картины удаётся найти такой след, то что мне с ним же делать в самоповторении? Я ж не могу представить, что художник по своему желанию может свою жизнь при втором живописании жить так, словно первого не было.

    Мой лучший товарищ, умнейший человек, как-то описывал мне (он случайно видел) поведение собаки у ветеринара. Говорит, искать, где у неё поломана кость очень легко. Она ж не умеет притворяться. В каком-то положении лапы ей ничего не болит – собака спокойна. Ветеринар трогает место перед поломкой. Ещё не болит – она по-прежнему спокойна. Как только он доходит троганием до места поломки – она скулит. Всё. Значит, поломано тут. Трогает дальше – опять спокойна, как ни в чём не бывало.

    Если б можно было таким представить художника – моё соображение о подсознательном идеале и его выражении было б адекватно действительности. (Вспоминаю сразу соображение Товстоногова, подтверждающее именно такой вариант понимания художественной натуры. Он раз раскричался на бутафора: тот положил острый нож. А репетировал – и не первый раз – Смоктуновский. И тот настолько входит в роль, что действительность для него перестаёт существовать. Смоктуновский играл какую-то нервную сцену. И его руки хватали и тискали всё, что попадало под руку. Попал острый нож. – Он его схватил за лезвие и порезал руку.) Но мне надо очень пересиливать свой здравый смысл, чтоб представить себе художника при самоповторении впадающим точно в такое же вдохновение, в каком он был при первом рисовании. Тем более что живописание ж бывает во много сеансов. Правда, с импрессионистами, вроде, не так. Они в один присест рисуют пейзаж на пленэре. Но всё равно – мне трудно представить вдохновение при самоповторении. И тогда я, собственно, сижу в луже с этим своим критерием художественности как следа подсознательного идеала.

    А как спасти положение хотя бы с рисованием одного и того же мостика?

    И мне пришло в голову…

    По Выготскому следом подсознательного идеала является такая “текстовая” деталь, как противоречивость. С импрессионистами на этот счёт просто: хвала (1) + абы какой жизни (2) = непередаваемая словами отрешённость (3). Почти пробуддизм какой-то. Не зря японские хоку в стиле Басё называют импрессионизмом. Только у французских импрессионистов и радости больше, и ничтожества, а отрешённости меньше.

    Но теория художественности Выготского, в чём её недостаток, распространяется только на восприятие искусства (неприкладного), а не на его творение. Осознаваемые противочувствия от противоречивых “текстовых” деталей, сталкиваясь в вашей душе, рождают в ней подсознательный катарсис (и больше нигде его нет, кроме подсознания).

    Что если пофантазировать вольно… И представить, что творение происходит в обратном порядке… Подсознательный идеал рвётся к выражению. Как амёба, выбрасывает одну ложноножку, другую. Все не годятся: там пищи нет. Но амёба-то ложноножки убирает. А художник – нет. Помнит. Или даже успевает положить на черновик или набросок. И вдруг чувствует, что противоречие-то его вдохновлённую душу как раз удовлетворяет почему-то.

    Так чтоб такое удовольствие продлить (повторить) в случае с импрессионизмом можно ерундовый (обязательно ерундовый) объект изображения даже и не менять. Просто хвалу, "светоносное мерцающее целое” словами Александрова, выполнять на каждой картине разными красками (о чём Александров молчит).

    В варианте 1899 года, например, "Основной строй картины задан очень сильным контрастом очень светлого и очень темного. Но по массе этого очень темного в картине совсем не много, оттого она такая светоносная… основное цветосочетание - белое с зеленым” (Александров).

    В варианте 1895-1896 года это основное цветосочетание есть жёлтое с красно-коричневым. В варианте 1900 года – белое с тёмно-коричневым.

    Всё в порядке.

    Но всё равно остаются сомнения насчёт подсознательного идеала. Он должен почему-то возникать для каждой картины. А раз так, то он должен и исчезать. Итого – мерцать. То осознаваться, то уходить в подсознание. И уже оттуда рождать воодушевление и требование себя выразить.

    Подобное мерцание я наблюдал воочию.

    Человек имел неосторожность признаться вскользь, что, чтоб платить меньше налога, он в договоре с заказчиком записывает стоимость, меньшую фактической, а разницу получает наличными, без проведения её через банк. Сказал и забыл. И считает себя честным, а государство – многогрешным. В частности из-за плохой борьбы с экономическими преступлениями. – Я ему говорю: не сердись. Воров же трудно ловить. Вот тебя, например, легко поймать? – А он забыл про своё признание и не понимает: он же честный. – Напоминаю общими словами про его чёрный нал. – Он не может вспомнить (в подсознание ж вытеснено от стыда – это называется сублимацией). Приводит какие-то условные расчёты, не относящиеся к рассматриваемому налу. – Я перевожу эти расчёты в отношение к рассматриваемому налу. – До него всё равно не доходит. Он обижается на меня, что я желаю, чтоб он задёшево работал. И демонстрирует, как много ему пришлось недавно потратиться на нечто третье. – Я предлагаю не зариться на третье, по крайней мере, не обосновывать им необходимость чёрного нала. Прямым текстом. – Тогда он удивляется, почему я соотношу этот нал с ним. – Я говорю, что он мне сам сказал раньше. – Он не вспоминает, когда. – Я уверяю, что было. – Он верит. Но выворачивается тем, что он-то – уникум. И вправе назначать любую цену, большую чем обычно назначают. (То есть опять выталкивает свою вину в подсознание.) – Я парирую, что дело не в величине цены, а в том, что не вся она в договор вписана. – Он осознаёт и переводит разговор. Через некоторое время стыд опять этот чёрный нал загонит в подсознание. Ибо трудно жить, чувствуя себя нечестным.

    А как с живописью и с вдохновенным её исполнением?

    Первый рисунок появился с появлением самого человека как такового.

    А как появился человек?

    От переходного существа.

    А тот?

    От мутации. Особь рождается недоношенная и черты недоношенности остаются до взрослого состояния. Это бесшёрстность, ещё кое-что. И главное – повышенная внушаемость. Из-за которой шерстистые внушатели в голодное время внушают бесшёрстной матери отдать дитя на съедение стаду. – Стресс. И интерес стада – это главнее всего. И дитё отдать – невозможно.

    Животные от стресса умирают. А эти мутанты не умерли. Разряжались третьей деятельностью, условной, вроде, стаду не страшной. – Бесшёрстные самки окружали несчастную и делали вместе с нею из ряда вон выходящее что-то. Например, на мягком камне царапали… прямую линию. Одна – одну, другая – другую и т.д. Показав получившийся орнамент шерстистому внушателю можно было того ввести в ступор. И детёныш спасён. – Это был акт контрвнушения. Особь подчинилась не первой сигнальной системе (внушению, стадному инстинкту), а, получается, второй. – А это уже человек. Что особенно обозначилось, когда бывшие внушаемые (с контрвнушением уже) удрали от внушателей (без контрвнушения). И радость от победы – колоссальна. Настолько, что стало хотеться ещё и ещё вводить себя в стресс и в его разрешение… условным образом – искусством.

    Но процесс этот очень нервоёмкий, так сказать. И больше хочется жить по-животному, подчиняясь первой сигнальной системе, а не второй. И люди ж разные. Одни больше к одному склонны, другие – к другому. Одни – художники, другие – нет. Даже один и тот же человек то художник, то нет.

    И мыслимо думать, что как я вон наблюдал мерцание (то осознание, то сублимация), так же и с подсознательным идеалом: то он прячется глубже в подсознание, то всплывает и требует самовыражения. И не сам по себе, а под влиянием обстоятельств. У Мане: то "голодал, жил в долг” или были другие общественные невзгоды, то был "светским щеголем”. Когда голодал и иное плохое от общества претерпевал, всплывал подсознательный идеал отрешённости. И он шёл к своему горе-пруду. И, как та собака под руками ветеринара… Всё как в первый раз: переживает вдохновение и выражает радость (в горе). Обязательно другими красками. Потому что в тот миг даже и не помнит прежних вариантов.

     

    Голь на выдумки хитра. Чего не выдумаешь ради своей идеи-фикс.

    6 марта 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341708  2019-03-12 13:19:11
Воложин
-

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100