TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.10.2016
13:39

Потомки религии Вуду.

    Я иногда взгляну на себя как бы со стороны и удивляюсь: я почти всё знаю не непосредственно, а со слов других. Тем не менее, у меня страсть всё упорядочивать. Я, . . .

06.10.2016
16:02

Люблю себя ставить в трудное положение.

    От трудного положения можно ждать открытия. Правда-правда. Я раз из-за чудовищной конструкторской ошибки сделал почти изобретение. Потому почти, что, как . . .

04.10.2016
10:40

Пути Господни... исповедимы.

    Вот такую ересь вынес я в название. По странной ассоциации. В писаниях о художнике Бойчуке, как выразителе неовизантизмом украинства, так сказать, упомянули . . .

03.10.2016
17:47

Завывание.

    В эту минуту мне кажется, что я понимаю, завывающих от тоски собак. Или волков. Минута эта – чтение таких слов у Александра Бенуа о художнике Герарде Терборхе . . .

01.10.2016
21:32

Провокация.

    Где-то когда-то я прочёл, что-то типа, мол, бесчеловечный политический режим не способен создать художественное произведение. И в пример приводился режим Франко, . . .

28.09.2016
13:59

Муки сомнений.

    Я отличаюсь от обычных зрителей произведений изобразительного искусства. Я следую мнению великого методиста преподавания литературы Гуковского. Он считал, что . . .

27.09.2016
11:14

Как изнасиловали Чуковского.

    Я еврей по советскому паспорту, но почти не испытывал в СССР бытового и государственного антисемитизма. Может, потому что не похож лицом и ментальностью на . . .

26.09.2016
22:41

Предлагаю переслать.

    - Меня пригласили на конференцию на экономическом факультете МГУ, в рамках ломоносовских торжеств. Разговор пойдёт об интеллекте - интеллектуальной экономике, . . .

26.09.2016
20:22

Скандол со Стурджесом (Sturges).

    С фотовыставкой, которую в Москве только что закрыли из-за общественного возмущения. Я уж не помню, в каком это фильме было… С какой кинозвездой в роли… Я, может, . . .

25.09.2016
11:11

Разгадать Гольбейна.

    Уважаемый читатель! Разрешите мне привлечь ваше внимание собою, чтоб говорить честно. А потом, через моё ви`дение, я предложу вам посмотреть на Гольбейна. А по . . .

17.09.2016
10:04

Туман неведенья.

    Я знаю, почему мои глаза задержались на репродукциях картин этого художника – они своей как бы бледнописью напоминают некоторые вещи великого Чюрлёниса . . .

16.09.2016
10:04

Снявши голову, по волосам не плачут.

    Но, если я с плача начну, то, может, раскачаюсь и напишу что-то толковое. Чем чёрт не шутит, когда бог спит? Я стал читать “Пушкина” (1936) Тынянова. И мне как-то . . .

14.09.2016
08:30

На цыпочках крадётся Цыпкин к нам.

    Я улыбаюсь. Пока я читал (с экрана) этот короткий рассказ, “Вербовка" Цыпкина, мне несколько раз пришлось лазить в поисковик и в электронный переводчик. Я . . .

10.09.2016
19:07

Авось кривая вынесет.

    Кривая – это идея, что идеал, которым движим художник, инерционен. И если я по одной песне Растеряева (см. тут) вывел, что он – ницшеанец, то и по второй смогу то же . . .

01.09.2016
19:49

Настырность.

    Я уже понял, что это перегиб – объявлять художественным только то, что содержит сколько-то элементов, рождённых непосредственным воздействием подсознательного . . .

28.08.2016
08:44

Почему мне не понравилось?

    Не понравилось мне кино “Дом Солнца” (2010) Сукачёва. Покопавшись в себе, я понял, мне кажется, почему. Потому что это тенденциозный фильм.

    Недавно я услышал вообще хлёсткое определение Карена Шахназарова, что кино это какое-то наполовину искусство. Я согласен. Я теперь думаю, что искусство – это общение подсознаний: автора и восприемника. А где ж в кино подсознание автора, когда это такое промышленное, можно сказать, изделие? – Кот наплакал.

    Так у Сукачёва в этом фильме ещё меньше. Потому и не понравилось.

    Если верно, что так называемые западные ценности были самоосознаны после развала СССР, то, наверно, из-за того, и фильм создавался через 20 лет после этого развала, что и вызвало оборонительную реакцию у Сукачёва. Ему приходится констатировать, что, противоположные западным, осознались и российские ценности и захватили большинство населения. А раз у Сукачёва – западные, и раз народ в большинстве – против них, то и надо защищаться.

    Вот признаки.

    Во-первых, название. У солнца в принципе нет дома. Расчёт на ассоциацию клички парня, Солнце (он рыжеватый, похож на Иисуса Христа и главный в компании хиппи), - расчёт на ассоциацию с бытовым именованием нашего дневного светила, с маленькой буквы. Что важно. Потому что по-научному звезда Солнце дом как бы имеет (в рукаве Ориона в галактике Млечный путь). Это только по-бытовому оно бездомно – крутится вокруг земли с востока на запад. – Образ неверности. Как у Пушкина луна.

     

    Заглянет в облако любое,

    Его так пышно озарит —

    И вот уж перешла в другое;

    И то недолго посетит.

    Кто место в небе ей укажет,

    Примолвя: там остановись!

    Кто сердцу юной девы скажет:

    Люби одно, не изменись?

    Утешься...

    Или, как у Лермонтова тучка.

     

    Ночевала тучка золотая

    На груди утеса-великана;

    Утром в путь она умчалась рано,

    По лазури весело играя;

    Но остался влажный след в морщине

    Старого утеса. Одиноко

    Он стоит, задумался глубоко,

    И тихонько плачет он в пустыне.

    Так Пушкин, давая разные моральные точки зрения на один и тот же поступок, открывал реализм: жизнь не управляется благими намерениями, но даёт всё же место и благу. У Пушкина это нецитируемо. Может, подсознательно даже (недавно же его стиль был гражданский романтизм, идейно – продекабризм). Пушкинское сознание (а многие до сих пор думают, что “Цыганы” - произведение романтика), его сознание могло ещё не освоиться с тем, куда это его теперь тянет и что тянет (одно за другим поражения в Европе дворянских революций, поражения Добра).

    У Лермонтова труднее вообразить подсознательное (и тоже нецитируемое): такое крайнее разочарование в Добре, что оно представляется торжествующим только в каком-то сверхбудущем. Трудно, но можно. Потому что такая зримая красота в этой неизбывности, что не может в принципе не быть снятия противоречия между этими позитивом и негативом. Что невыразимо “в лоб”. И потому, возможно, рождено подсознательным идеалом благого сверхбудущего.

    А приятие бездомности Солнца у Сукачёва (сжиганием им шалаша, где он спит), чем красиво само по себе? Магическим приковыванием глаз к пламени?

    Сукачёв срывается на всякие несвойственные ницшеанству (так называется то, что защищает фильм) оправдания нравственной неосновательности своего героя.

    Во-первых, амортизируется предполагаемая отрицательная реакция Саши, вчера в этом шалаше отдавшейся Солнцу (а теперь где они будут вместе ночевать, если вообще будут?). Она (да и никто) не знает, что он пошёл и сжёг шалаш, и весело танцует в общем хипейском танце.

    Во-вторых, шалаш горит под песню, в которой повторяемость мелькает как ценность. А это не совсем ницшеанское достоинство. Ницшеанское – миг, неповторимый.

     

    Блеснёт слезой лиловый рассвет,

    И берег тронет прибой.

    Никто из нас не знает ответ,

    Где встретимся снова с тобой.

    Невольный плеск солёных ресниц,

    Прощальных слов разнобой.

    Светлеют тени дальних границ,

    Где встретимся снова с тобой.

    Слепая мгла, мерцание звёзд

    Играют каждой судьбой.

    А сердце ждёт в молчании вёрст,

    Где встретимся снова с тобой.

    А сердце ждёт в молчании вёрст,

    Где встретимся снова с тобой.

    Блеснёт слезой лиловый рассвет,

    И берег тронет прибой.

    Никто из нас не знает ответ,

    Где встретимся снова с тобой.

    Где встретимся снова с тобой.

    Более того. Поётся это под таки ницшеанскую песню “Дом восходящего солнца” (1964), в которой музыка, да, сколько-то оптимистична. Но – чтоб оттенить безнадёжность.

     

    Есть в Нью-Орлеане дом один,

    Известный как Солнца Восход.

    Он многих несчастных парней загубил.

    Божусь, я ведь сам такой!

    Портнихой была моя бедная мать –

    На память вот джинсы на мне,

    Азартный игрок – вот кто был мой отец

    На Нью-Орлеанском дне.

    А что нужно в жизни тому игроку? –

    Лишь кейс, да в руке стакан.

    Был жизнью доволен он в пору лишь ту,

    Когда был мертвецки пьян.

    Ох, мамы, детей не пускайте за мной

    Тропой, что на дно ведет.

    Чтоб алчность и грех им не стали судьбой

    В том Доме, где Солнце встает.

    А я уж с платформы ступаю в вагон,

    Что едет назад в Орлеан.

    Где долго в цепях я ходить обречен,

    Таская чугунный шар.

    Есть в Нью-Орлеане дом один,

    Известный как Солнца Восход.

    Он многих несчастных парней загубил.

    Божусь, я ведь сам такой…

    Струсил ницшеанства Ревякин, сочиняя эту песню. И спасовал Сукачёв, именно её вставляя в свой фильм-оправдание перед народом за проповедь разнузданности.

    В-третьих, в видеоряд наряду с пляской вставляются больничные кадры, как этого Солнце везли на операцию, и ясно, что и впереди у него что-то такое.

    Выглядит это как оправдание: ему ж, Солнцу, всё равно не жить (он чем-то смертельно болен) – вот он и мужественно-де уходит от любимой и от компании.

    А ницшеанец бы ни за что не использовал бы свою смерть как оправдание перед кем-то. Наоборот, ницшеанец гордится своим приятием смерти. Эта жизнь слишком плоха, чтоб её принимать, значит, принимается смерть.

    В-четвёртых, ещё одна нелогичность в видеоряде: воспоминания Солнца о радостях его компании. Этакий коллективизм его, заставящий оппонентов-коллективистов жалеть главного героя, сверхчеловека. Тут передёрг. Коллективизм коллектива коллективистов это не коллективизм коллектива индивидуалистов. Гораздо честнее был эпизод, когда Солнце с Сашей отбился от поезда и компании, чтоб Саша ВНЕ коллектива впервые увидела Чёрное море. Вообще манера поведения Солнца, заключающаяся в том, что он всё время поступал так, словно компания его никак не связывает. Это манера соответствовала ницшеанству. А тут, в финале – срыв.

    В-пятых, выпячивается антисоветская мотивация характера и главного героя, и всех хипейцев. Даже обида Саши на отца, подстраховавшего её при поступлении в институт, подаётся как образ царства Лжи, этого социализма. Для выпячивания антисоветскости помимо изображённых чрезмерными гонений власти на хипейцев (КГБ-шная подстава их на демонстрацию против войны во Вьетнаме [1965-1974], т.е. против политики СССР, помогавшей Северному Вьетнаму в войне против Южного и США, и разгон этой демонстрации конной милицией, что скопировано Сукачёвым из практики того круга в США, кто наживался на войне во Вьетнаме и потому затягивал её, протестами как связыванием рук руководству армии в его действиях, и чего не могло быть в СССР, не имевшем практики влияния массовых движений на политику)… Так вот, кроме изображения чрезмерными гонений советской власти, в конце фильма, чёрно-белым кадром, вставлена эпитафия:

    Вы можете поверить, что такой хлюпик через 5 лет после Вьетнамской войны смог накачать мышцы и стать десантником?

    Другие куски чёрно-белого “послесловия” тоже призваны возбуждать уважение зрителя к персонажам (бывшим хипейцам).

    А Хуан Мария Арана Мортейру сделан пострадавшим от хунты Пиночета (ради ассоциации с коммунофашизмом-де в СССР). Противостоянием “коммунофашизм – хиппи” Сукачёв хочет теперь народ России, шатнувшийся от дерьмократии к авторитаризму, отвратить от авторитаризма.

    Как такая фальшивая агитка может нравиться?

    Это я навскидку мотивы накропал. Можно и больше. Да противно.

    27 августа 2016 г.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
336763  2016-08-28 09:47:15
Константин
-

26.08.2016
13:57

Подгонка Мандельштама.

    Попробую-ка я начать с подгонки. Вдруг потом выверну на беспристрастность? Подгонка будет осознавания художественного смысла “Путешествия в Армению” (1931-1932) . . .

11.08.2016
16:02

Даёшь подсознательный идеал!

    Читая эту статью, необходимо уходить по моим ссылкам на себя. Мне не хотелось повторяться. Я наткнулся на замечательную статью – . . .

08.08.2016
16:49

Нехотя.

    Некий злыдень напал на Симонова… А поскольку он не только филологический злыдень, а и политический, мне, грешному, хочется ему перечить на филологическом фронте . . .

08.08.2016
08:03

Струсил?

    Так спросил я себя, после того, как разобрался с крохотным рассказом Фадеева “Метелица” (см. тут)? На “Разгром” не посягнул? Пугает обычность понимания вещи как . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100