Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
07.10.2016 |
|
||||||||||||||||||||
06.10.2016 |
Люблю себя ставить в трудное положение.
|
||||||||||||||||||||
04.10.2016 |
|
||||||||||||||||||||
03.10.2016 |
|
||||||||||||||||||||
01.10.2016 |
|
||||||||||||||||||||
28.09.2016 |
|
||||||||||||||||||||
27.09.2016 |
|
||||||||||||||||||||
26.09.2016 |
|
||||||||||||||||||||
26.09.2016 |
Скандол со Стурджесом (Sturges). С фотовыставкой, которую в Москве только что закрыли из-за общественного возмущения. Я уж не помню, в каком это фильме было… С какой кинозвездой в роли… Я, может, человек специфический. Например, я не запоминаю красавиц. Подозреваю, что это потому, что я смолоду счёл, что они не для меня. Раз со мной, пожилым, на улице поздоровалась какая-то встречная очень красивая девушка. Я кивнул в ответ и крепко задумался, кто это. И до меня как-то не сразу дошло, что это соседка по дому (дом четырёхэтажный с двумя лестницами), с другой лестницы она выходит, и в наших квартирах общая капитальная стена. – Это я к тому, почему я не запомнил имя кинозвезды. И в той роли, играя школьницу выпускного класса, она произнесла, что хочет быть кинозвездой затем, чтоб все мужчины хотели её трахнуть. – Как говорится, устами младенца глаголет истина. По крайней мере, я думаю, что в этом главная суть института звёзд. Может, этот институт сколько-то снижает общественную напряжённость. Как венеры палеолита. Это фигурки из камня такой величины, чтоб их можно было спрятать в ладони. Они изображали женщин с чудовищно преувеличенными грудями, бёдрами, ляжками и задницей и без лица. Их, по-видимому, изготовляли для себя мальчики до инициации. То есть женщина для секса им была недоступна из-за их возраста, вот они и удовлетворяли себя, ощупывая этот камень. Дело было, видно, стыдное. Поэтому фигурки и были такой величины, что спрятать можно было в ладони. Одежд, чего доброго, то ли ещё не было, то ли до карманов ещё не додумались. Если я прав насчёт института звёзд, то – вы заметили? – об этом “чтоб все мужчины хотели её” не принято говорить. Говорят о мастерах для подражания (звезда как персона) или о мастерах своего дела (звезда как виртуоз). Только первые имеют отношение к похоти. Ну и говорят о звёздности как о маркетинговом механизме извлечения денег из масс, а ещё – как о способе стать богатым и знаменитым, и это совсем уводит от темы статьи. А тема, как говорит актерский агент Дмитрий Савельев: "…звезда — человек, на которого смотрят с вожделением, с массовым вожделением” (http://www.colta.ru/articles/literature/874?page=27). Теперь смотрите, как в этой связи прокалывается Стерджес (я извиняюсь за перевод): "Они [дети] любят, когда с ними серьезно. После того, как они узнают о процессе, они понимают, что они получат все фотографии, которые мы сделаем, семьи получат копию каждой фотографии. И им начинает по-настоящему нравиться мысль о том, как это красиво. Мы живем в эпоху, когда анонимность растет в абсолютной величине. Когда медиа-звезды становятся все более мощными, а остальные из нас все чаще становятся зашифрованными. Расстояние между жизнью знаменитостей и нашей жизнью все время растет. Дети чувствуют себя абсолютно невидимыми, незамеченными и не имеющими никакого значения. Чем больше света мы видим в средствах массовой информации, тем более нам известно, как незначителен любой из нас. Дети чувствуют это, даже если они не могут сформулировать. Снова и снова, когда их фотографируют, они говорят о фотографии, как способе стать все менее анонимными. Им нравится восхищение; им нравится мысль, что кто-то думает, что они могут быть искусством” (http://www.americansuburbx.com/2009/06/theory-interview-with-jock-sturges-may.html). Иначе: фотографируемые голыми девочки подростки хотят, чтоб их так же все мужчины хотели, как кинозвёзд. Но, чтоб это не выглядело как порнография, изображение маскируют под вид "без всякой мысли вообще" (Там же). Снимки с более интимными местами можете увидеть по указанной ссылке. "…без одежды, и это просто не было проблемой. Они были без одежды, прежде чем я фотографировал там, и они были без одежды, когда я ушел" (Там же). Но с посетителями нудистских пляжей сравнивать, как это пробует Стерджес, объектов его фотосъёмки нельзя. Насколько я понял, пребывая на одном таком пляже, нудисты побили б любого, кто б там вздумал фотографировать. Он пробует также представить, что он желал заразить зрителей своих фото чувством удовольствия "когда тепло и люди чувствуют, что они не носят одежду" (Там же). Но в этом тоже можно усомниться: для чего тогда надо исключительно несовершеннолетних девочек фотографировать? Причём они зачастую угловатые, ещё несформировавшиеся. Ей-богу, кажется, права Мизулина, что это рассчитано на извращённый педофилический вкус. Нам, обычным, пожалуй, и представить трудно, что такие угловатые и недосформировавшиеся могут сексуально нравиться. – Трудно, но можно. Тогда возникают вопросы. Наверно, есть люди с повышенной сексуальной возбудимостью (а заодно и эстетически неграмотные), которых и античные статуи будоражат. Пусть их такое же меньшинство, как и педофилов. – Так надо ли всю публику изолировать от посещения выставок типа выставки “Без смущения” Стерджеса и античных залов музеев? Или между одним и другим меньшинством всё же есть разница: педофилы – потенциальные преступники, а сексуально возбудимые и эстетически неграмотные – нет. То есть опасность выставки Стерджеса и античного зала разная. И первую имеет-таки смысл поскорее закрыть или даже вообще не открывать. Другой вопрос – является ли продукция Стерджеса искусством? Исходя из вышеприведённой аргументации, это искусство прикладное. А что призвано делать прикладное искусство? – Усиливать знаемое переживание. У Стерджеса – усиливать сексуальную возбудимость педофилов. Как у любовной песни – усиливать любовное переживание у обычных людей. Как у колыбельной – усиливать сонливость у детей. А может ли быть, что это у Стерджеса не прикладное искусство, а неприкладное? Призванное непосредственно и непринуждённо испытывать сокровенное мироотношение человека с целью совершенствования человечества (Атанас Натев). Сам Стерджес претендует и на такое. Совершенствованием человечества для него служит уменьшение числа изнасилования юниц (я опять извиняюсь за перевод): "Случаи жестокого обращения с детьми в Голландии значительно меньше, чем здесь [в США возраст сексуального согласия зависит от штата и варьируется в пределах от 16 до 18 лет]. Почему? Потому что дети принадлежат сами по себе в той культуре. Если кто-то нападает на них - прикасается к ним таким образом, как неуместно - они будут говорить об этом. Они не стыдятся быть физическими человеческими существами. Их физическая неприкосновенность частной жизни принадлежит им, и они говорят, и насильники пойманы, и потенциальные насильники остановились, ибо такие дела обработаны и рассмотрены” (Там же). Стерджес при этом ошибается, говоря: "…в Нидерландах, брачный возраст, я думаю, 13” (Там же). На самом деле это не так. То есть он ещё и таким образом признаёт, что его целью является более раннее, чем принято в его стране (США) наступление половой жизни. Словесно признаёт. А не нецитируемо, своими фотографиями. Тут следует обсудит формулу искусства вышеупомянутого Натева. Он её написал в 1966 году и больше, вроде, этим вопросом не занимался. А следовало бы. По крайней мере, ради замены слова “сокровенное” на “подсознательное”. Тогда произведения Стерджеса вернулись бы в прикладное искусство, призванное уменьшать стыдливость не только обнажения перед другим, но и соития, наступающего после обнажения. То есть у него прикладное искусство намёка для юных. (Потому взрослые, в общем, не чувствительны к этому намёку, и Мизулину иные могут и упрекнуть в чувствительности, что и чувствуется в комментариях даже по центральному российскому ТВ.) Тогда эти произведения находятся вполне в русле общества Потребления, характеризующегося жаждой предельного опыта. То есть Серджес движим идеалом типа мещанского, т.е. Пользы личной, близкой ко вседозволенности, присущей нынешней западной цивилизации. А мы живём в эпоху конфронтации западной цивилизации с российской. – Вот и с этой стороны Мизулина оказывается права. Она – на страже российской. А культурологи и искусствоведы из так называемого креативного класса (пятая колонна американского глобализма, так сказать) и являющиеся на экраны центрального российского ТВ как свои, - они оказываются на страже западной цивилизации. И всё становится ясно. Что верно закрыли выставку. Жаль только, что обычно под словом искусство, подразумеваемом чаще всего как неприкладное искусство, подразумевают и прикладное искусство Стерджеса. 26.09.2016 г.
|
||||||||||||||||||||
25.09.2016 |
|
||||||||||||||||||||
17.09.2016 |
|
||||||||||||||||||||
16.09.2016 |
Снявши голову, по волосам не плачут.
|
||||||||||||||||||||
14.09.2016 |
На цыпочках крадётся Цыпкин к нам.
|
||||||||||||||||||||
10.09.2016 |
|
||||||||||||||||||||
01.09.2016 |
|
||||||||||||||||||||
28.08.2016 |
|
||||||||||||||||||||
26.08.2016 |
|
||||||||||||||||||||
11.08.2016 |
|
||||||||||||||||||||
08.08.2016 |
|
||||||||||||||||||||
08.08.2016 |
|
<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"