TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.10.2016
13:39

Потомки религии Вуду.

    Я иногда взгляну на себя как бы со стороны и удивляюсь: я почти всё знаю не непосредственно, а со слов других. Тем не менее, у меня страсть всё упорядочивать. Я, . . .

06.10.2016
16:02

Люблю себя ставить в трудное положение.

    От трудного положения можно ждать открытия. Правда-правда. Я раз из-за чудовищной конструкторской ошибки сделал почти изобретение. Потому почти, что, как . . .

04.10.2016
10:40

Пути Господни... исповедимы.

    Вот такую ересь вынес я в название. По странной ассоциации. В писаниях о художнике Бойчуке, как выразителе неовизантизмом украинства, так сказать, упомянули . . .

03.10.2016
17:47

Завывание.

    В эту минуту мне кажется, что я понимаю, завывающих от тоски собак. Или волков. Минута эта – чтение таких слов у Александра Бенуа о художнике Герарде Терборхе . . .

01.10.2016
21:32

Провокация.

    Где-то когда-то я прочёл, что-то типа, мол, бесчеловечный политический режим не способен создать художественное произведение. И в пример приводился режим Франко, . . .

28.09.2016
13:59

Муки сомнений.

    Я отличаюсь от обычных зрителей произведений изобразительного искусства. Я следую мнению великого методиста преподавания литературы Гуковского. Он считал, что . . .

27.09.2016
11:14

Как изнасиловали Чуковского.

    Я еврей по советскому паспорту, но почти не испытывал в СССР бытового и государственного антисемитизма. Может, потому что не похож лицом и ментальностью на типичных евреев и фамилия у меня не еврейская, на непросвещённый взгляд. И представлялся я на неофициальном уровне именем, каким меня звала дома мать, а оно тоже не еврейское. Я вспоминаю лишь один раз… Я решил из провинции перебраться поближе к Москве, чтоб жить её культурной жизнью, и в городе Железнодорожном позвонил в отдел кадров из проходной какого-то оборонного предприятия, произнёс своё паспортное имя, специальность, стаж, что у меня вторая форма допуска к секретным документам, и попросился на работу, а мне в ответ – вежливо, по имени отчеству, ответили, что у них вакансий для меня нет. Да ещё одна сослуживица, когда выходила из психушки и работала (она всё же больше работала, чем там сидела), иногда демонстративно спрашивала у меня, почему я не уезжаю в Израиль. – Больше я что-то ничего такого не вспоминаю.

    Но я понимаю, что я – исключение, и понимаю, что евреи, эмигрировавшие из Советского Союза, антисемитизма хлебнули и не забыли, и склонны плохо поминать свою родину. Советскую, так уж вышло. А советское вообще у одних вызывает аллергию, у других – наоборот – некоторую ностальгию. Некоторую, не безусловную – из-за знаменитых сталинских (и не только) массовых репрессий несправедливых, - несправедливых, если не подходить к ним как фанатик лживого социализма и сторонник тоталитаризма.

    Я отношусь к ностальгирующим, хоть сам зазря кое-что претерпел от КГБ, а один мой знакомый – к аллергикам. И он всё потчует меня, оранжевой (так я её называю) информацией.

    В последний раз он прислал мне статью, заканчивающуюся так:

    "Когда же, наконец, наступят такие времена, когда, читая детскую сказку "Тараканище", у взрослых не будет возникать ассоциация с реально существующими диктаторами и их режимами!

    Вот и стал Таракан победителем,

    И лесов и полей повелителем.

    Покорилися звери усатому

    (Чтоб ему провалиться, проклятому!).

    А он между ними похаживает,

    Золоченое брюхо поглаживает:

    "Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

    Я сегодня их за ужином скушаю!"

    Волки от испуга

    Скушали друг друга.

    Но быки и носороги

    Отвечают из берлоги:

    "Мы врага бы

    На рога бы,

    Только шкура дорога,

    И рога нынче тоже не дёшевы".

    И сидят и дрожат под кусточками,

    За болотными прячутся кочками.

    Крокодилы в крапиву забилися,

    И в канаве слоны схоронилися.

    Только и слышно, как зубы стучат,

    Только и видно, как уши дрожат.

    Таракан, таракан, таракашечка,

    Жидконогая козявочка-букашечка.

    И не стыдно вам?

    Не обидно вам?

    Вы - зубастые,

    Вы - клыкастые,

    А малявочке

    Поклонилися,

    А козявочке

    Покорилися!"

    Испугались бегемоты,

    Зашептали: "Что ты, что ты!

    Уходи-ка ты отсюда!

    Как бы не было нам худа!"”.

    "Тараканище” (1921) автор выпада выбрал, наверно, потому, что у таракана усы, а у Сталина – тоже. И, в своей тенденциозности (надеюсь, я её докажу), автор сослался в своей статье-выпаде на выпад Крупской против Чуковского по поводу “Вани и Крокодила”. [“Началась публикация при царе, продолжилась между Февральской и Октябрьской революциями и закончилась при Советах” (http://www.chukfamily.ru/Kornei/Biblio/kustova.htm). “В 1919 году под названием “Приключения Крокодила Крокодиловича” книга была выпущена большим тиражом издательством Петросовета” (Википедия)].

    Итак, Крупская в 1928 году (наверно, из-за новых публикаций):

    "Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, „Крокодила“ ребятам нашим давать не надо…”.

    А теперь я расскажу об одном разговоре с психологом в связи с тем, что его годовалый ребёнок, сидя на полу, перекладывал игрушки сперва из целлофанового мешка на пол, а потом обратно, и так – бесконечно.

    - И как ребёнку не надоедает одно и то же?!

    - Отрабатывает компетенцию.

    - ?

    - Он же ещё ничего не умеет, не знает. Всё такое страшное. А хоть что-то – он умеет. Вот он себя и успокаивает, приобретает уверенность в себе.

    Я мысленно ахнул, как это верно. И вспомнил про теорию Поршнева о происхождении человека. Она очень оригинальная и – по интуиции – пронзительно верная. Правда, имеет характер реконструкции, и ей уже треть века, а автор умер тогда же, и достойных последователей нету. И можно думать, что теория, базировавшаяся на достижениях науки того времени, теперь устарела. Но я собрал целую коллекцию (см. тут) “опровержений” её, и вижу, что ядро теории не поколеблено. Эту коллекцию даже похвалил один на форуме специалистов по данному вопросу.

    В двух словах – в чём там дело.

    Человек произошёл от двух мутаций.

    В результате одной самки стали рожать недоношенных детёнышей, бесшёрстных, с опущенной гортанью и очень внушаемых. И эти особенности не исчезали по мере взросления. В результате шерстистые бесшёрстным самкам внушали отдавать детей на съедение стаду. (Этот вид предлюдей до нашего времени не дожил. Остались только легенды, мифы, сказки о принесении в жертву.)

    В результате второй мутации в мозгах бесшёрстных образовалась возможность контрвнушения, контр-контрвнушения и т.д. Вторая сигнальная система.

    Что это так, свидетельствует, например, факт повторения филогенеза (развитие организма в истории вида) в онтогенезе (индивидуальное развитие организма): так называемый “страх 8-мимесячного”. До 8-ми месяцев ребёнок совершенно внушаемый. А в 8 месяцев начинает бояться чужих. Как бы не внушили чего плохого.

    Другим свидетельством является то, что у людей норма убивать себе подобных (у всех остальных животных этого нет).

    Из общего ужаса жизни и детского особенно выросли волшебные сказки, страшилки, ребячьи лепые нелепости.

    Крупская матерью не была. Может, от этого у неё какая-то глухота к детской потребности к тому, что она назвала "комичными образами”.

    Кроме того в ней сработало политическое чутьё, что марксовый (революционный) путь построения коммунизма ошибочен, а верным был бы прудоновский (эволюционный), анархистский (без центральной власти, федерация федераций). Но пусть и ошиблись, так хоть бы пошли по пути исправления ошибки – чтоб каждый день видно было движение способом роста самоуправления к цели полного отмирания государства. А что на самом деле видит она в 1928-м году? – Обратное движение. Насилие. – Тогда она хотя бы хочет масштабы его скрыть. Хотя бы от детей. – А волшебные сказки то и дело имеют дело с насилием. – Она и думает: “Что из того, что насилием вся история человечества полна? Надо хотя бы детей от неё оградить”. – Вот отсюда "„Крокодила“ ребятам нашим давать не надо”.

    А простые люди (и их дети), в быту встречающиеся скорее с уличными хулиганами, естественно не ассоциируют Крокодила или Тараканище "с реально существующими диктаторами и их режимами”.

    Но то – простые люди. А оранжевые? Обиженные за антисемитизм на советскую власть евреи, эмигрировавшие из СССР? – Они, да. Они ассоциируют именно "с реально существующими диктаторами и их режимами”. В настоящем времени слово "существующими”. Ассоциируют с режимом Путина, наверно, косящего, мол, под Сталина.

    9 июня 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337004  2016-09-27 18:02:51
Константин Бучельников
-

337005  2016-09-27 18:27:35
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- Трактовка картин Босха, опираясь на ГЛУБИНЫ подсознания :

" ... учёные, придя к выводу, что в творчестве Босха заключён глубокий смысл, предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.

Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из ГЛУБИН ПОДСОЗНАНИЯ, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали... "

=== === ===

Вот тут подсознание - к месту. А что? Органично и по делу. Ну, а сюрреалист С.Дали с его "Предчувствием гражданской войны" и "Атомной Ледой", - прямое продолжение Босха через о,4 тысячелетия.

Вот так. Опираясь на "Глубины подсознания".

337007  2016-09-28 14:55:53
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- Не Лисинкеру на 337005.

Вечно Лисинкер в простоте слова не скажет. В этот раз я его совсем не понял.

А кто хочет почитать глубокое о Босхе, почитайте сперва http://art-otkrytie.narod.ru/boskh.htm , а потом http://art-otkrytie.narod.ru/boskh2.htm . В первом я пришёл к выводу, что он иллюстратор, во втором, более позднем – что художник.

337010  2016-09-28 15:48:13
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- Именно, - С.Воложину // - Всё просто, Соломон И-ч, прочёл Вашу крокодилиаду по диагонали. И ни единого раза не встретил ... что ? - Правильно, не встретил про ГЛУБИНЫ ПОДСОЗНАНИЯ.

ЧТО БЫЛО ДЕЛАТЬ? Покопался в Ин-те, нашёл кое-что у других авторов. Про художника Босха. Выдал фрагмент из ... + свой коммент. С ма-аленькой надеждой, что Вы загоритесь пощупать рудники и копи СЮР-а у Босха, С. Дали.

Пощупать, покопать ЛОПАТОЙ подсознания (от С.Воложина). Ну вот как-то так.

==== ==== ====

337016  2016-09-28 18:22:33
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- Лисинкеру на 337010.

Вы чудак. Так какое подсознательное может быть в прикладном искусстве? Вы, надеюсь, не отрицаете, что у Чуковского ТАРАКАНИЩЕ – произведение для детей. Призвано смешить на якобы страшном материале. Не бойся, мол, малыш.

Ход вашей мысли вы объяснили – я теперь понял. А знаете, почему я до того не понял? – Потому что вы применили ассоциацию не по сходству, а по смежности. – Это гораздо труднее улавливаемая штука. Смежность такая: моя статья – обычно в ней есть про подсознательное – здесь нету – а где-то есть? – есть про Босха.

Согласитесь, что это витиевато.

А объяснить почему я стал писать, хоть и нет в произведении подсознательного? – Потому что была совершена идеологическая диверсия (нападение на Путина) с помощью произведения искусства. – Как я мог пройти мимо?

337017  2016-09-29 17:48:26
Kuklin
- Соломон Исаакович, опять вы херню нагородили. Пока читаешь – вроде как обычное псевдонаучное словоблудие, а приглядишься – типичный маразм. Взять «Крокодила». Его Чуковский накатал еще до революции, живя в Англии, потом регулярно пробивал в издательствах российских, подгоняя под политику текущего дня, - отсюда проглатывание полицейского в дни массовых убийств этих стражей порядка в февральскую революцию и так далее. Дневники Корнея Ивановича опубликованы, можете сам в этом убедиться. Тараканище он написал через десять дет только – в 1926 году, когда во главе СССР Сталин еще не стоял, а был он всего лишь главой из общественных организаций по имени ВКП(б). А Рыков не был «рыжим и усатым» он имел лицо типично семитское. Кстати, был запойным пьяницей. Время было такое, что можно было пороть какую угодно чушь . Отсюда - и шедевры английского сюра в русской литературе. Сталин, кстати, любил и ценил Чуковского, , награждал его бессчетное число раз, давал премии своего имени. Чуковский был единственным советским писателем, по одним и тем же произведениям которого снимали по три мультика. Я уж не говорю про знаменитого «Айболита» 1939 выпуска, когда других детских фильмов вообще не снимали. Он был одним из наибогатейших писателей СССР. Но жутким жмотом, который скулил на то, что ему нечего есть, что его мало печатают (самый издаваемый русский писатель за все существование России) воспитал дочь-диссидентку ярую, работавшую на иностранные спецслужбы, из-за которой, кстати, пострадал ее брат. Сам Корней Иванович был одним из первых лауреатов Ленинской премии (бывшей Сталинской Первой степени), предавшим своего благодетеля в 1966 году, когда группа писателей-подонков накатала письмо Брежневу против реабилитации Сталина.

Это все - без мифИЧЕСКОГО ПОДСОЗНАТЕЛЬНОГО

337018  2016-09-29 21:45:54
Воложин
- Дааааааааааа.

Жаль, в виде таблицы не могу писать. Но ладно. Напишу сперва цитату из моей статьи. А потом её опровержение Ляплиным.

Я: ««Вани и Крокодила». [«Началась публикация при царе…]».

Ляплин: «Взять «Крокодила». Его Чуковский накатал еще до революции…».

Я: ««Тараканище» (1921)». –ориентируясь на Википедию.

Дневник Чуковского: «Кажется, 27 июля 1922. Ольгино. После истории с Ал. Толстым34, после бронхита, плеврита, Машиной болезни, Лидиной болезни, безденежья уехал в Ольгино отдохнуть, <...> я сижу на балконе с утра до ночи — и читаю, пищу, сортирую свои бумажки <...> 31 июля. «Тараканище» пишется» (http://e-libra.ru/read/243047-dnevnik-1901-1929.html).

Ляплин: «Тараканище он написал через десять дет только – в 1926 году…».

337019  2016-09-29 21:50:23
Воложин
- Или

Я: «…какое подсознательное может быть в прикладном искусстве?»

Ляплин: «Это все - без мифИЧЕСКОГО ПОДСОЗНАТЕЛЬНОГО».

Будто я настаивал на подсознательном в балагурстве Чуковского.

337020  2016-09-29 21:52:27
Воложин
- Или

Ляплин: «…в 1926 году, когда во главе СССР Сталин еще не стоял…».

Без комментариев.

337021  2016-09-29 21:54:27
Воложин
- Или

больше у Ляплина ни строчки лучше не читать, ибо это что-то несусветное.

337027  2016-09-30 19:55:56
Kuklin
- Воложину на «Ляплин: «…в 1926 году, когда во главе СССР Сталин еще не стоял…».

Без комментариев» вот что: должность Ленина председатель СНК СССР с 1924 года по 1930 год занимал Рыков. Первое издание сказки «Тараканище» вышло в 1926 году. До этого была книжка «Из английской детской поэзии», где первая строфа сказки представлялась, как перевод детской шутилки. Но дело не только в этом, а и в том, что по существу моей филиппки вы ничего не возразили, только ругались и обзывались. Стыдно! Ай-я-яй.

337030  2016-09-30 20:21:13
Воложин
- Читателям этого файла.

Я прекращаю реагировать на чудовищности Ляплина.

26.09.2016
22:41

Предлагаю переслать.

    - Меня пригласили на конференцию на экономическом факультете МГУ, в рамках ломоносовских торжеств. Разговор пойдёт об интеллекте - интеллектуальной экономике, . . .

26.09.2016
20:22

Скандол со Стурджесом (Sturges).

    С фотовыставкой, которую в Москве только что закрыли из-за общественного возмущения. Я уж не помню, в каком это фильме было… С какой кинозвездой в роли… Я, может, . . .

25.09.2016
11:11

Разгадать Гольбейна.

    Уважаемый читатель! Разрешите мне привлечь ваше внимание собою, чтоб говорить честно. А потом, через моё ви`дение, я предложу вам посмотреть на Гольбейна. А по . . .

17.09.2016
10:04

Туман неведенья.

    Я знаю, почему мои глаза задержались на репродукциях картин этого художника – они своей как бы бледнописью напоминают некоторые вещи великого Чюрлёниса . . .

16.09.2016
10:04

Снявши голову, по волосам не плачут.

    Но, если я с плача начну, то, может, раскачаюсь и напишу что-то толковое. Чем чёрт не шутит, когда бог спит? Я стал читать “Пушкина” (1936) Тынянова. И мне как-то . . .

14.09.2016
08:30

На цыпочках крадётся Цыпкин к нам.

    Я улыбаюсь. Пока я читал (с экрана) этот короткий рассказ, “Вербовка" Цыпкина, мне несколько раз пришлось лазить в поисковик и в электронный переводчик. Я . . .

10.09.2016
19:07

Авось кривая вынесет.

    Кривая – это идея, что идеал, которым движим художник, инерционен. И если я по одной песне Растеряева (см. тут) вывел, что он – ницшеанец, то и по второй смогу то же . . .

01.09.2016
19:49

Настырность.

    Я уже понял, что это перегиб – объявлять художественным только то, что содержит сколько-то элементов, рождённых непосредственным воздействием подсознательного . . .

28.08.2016
08:44

Почему мне не понравилось?

    Не понравилось мне кино “Дом Солнца” (2010) Сукачёва. Покопавшись в себе, я понял, мне кажется, почему. Потому что это тенденциозный фильм. Недавно я услышал вообще . . .

26.08.2016
13:57

Подгонка Мандельштама.

    Попробую-ка я начать с подгонки. Вдруг потом выверну на беспристрастность? Подгонка будет осознавания художественного смысла “Путешествия в Армению” (1931-1932) . . .

11.08.2016
16:02

Даёшь подсознательный идеал!

    Читая эту статью, необходимо уходить по моим ссылкам на себя. Мне не хотелось повторяться. Я наткнулся на замечательную статью – . . .

08.08.2016
16:49

Нехотя.

    Некий злыдень напал на Симонова… А поскольку он не только филологический злыдень, а и политический, мне, грешному, хочется ему перечить на филологическом фронте . . .

08.08.2016
08:03

Струсил?

    Так спросил я себя, после того, как разобрался с крохотным рассказом Фадеева “Метелица” (см. тут)? На “Разгром” не посягнул? Пугает обычность понимания вещи как . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100