Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
07.10.2016 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.10.2016 |
Люблю себя ставить в трудное положение.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
04.10.2016 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.10.2016 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.10.2016 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.09.2016 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27.09.2016 |
Как изнасиловали Чуковского. Я еврей по советскому паспорту, но почти не испытывал в СССР бытового и государственного антисемитизма. Может, потому что не похож лицом и ментальностью на типичных евреев и фамилия у меня не еврейская, на непросвещённый взгляд. И представлялся я на неофициальном уровне именем, каким меня звала дома мать, а оно тоже не еврейское. Я вспоминаю лишь один раз… Я решил из провинции перебраться поближе к Москве, чтоб жить её культурной жизнью, и в городе Железнодорожном позвонил в отдел кадров из проходной какого-то оборонного предприятия, произнёс своё паспортное имя, специальность, стаж, что у меня вторая форма допуска к секретным документам, и попросился на работу, а мне в ответ – вежливо, по имени отчеству, ответили, что у них вакансий для меня нет. Да ещё одна сослуживица, когда выходила из психушки и работала (она всё же больше работала, чем там сидела), иногда демонстративно спрашивала у меня, почему я не уезжаю в Израиль. – Больше я что-то ничего такого не вспоминаю. Но я понимаю, что я – исключение, и понимаю, что евреи, эмигрировавшие из Советского Союза, антисемитизма хлебнули и не забыли, и склонны плохо поминать свою родину. Советскую, так уж вышло. А советское вообще у одних вызывает аллергию, у других – наоборот – некоторую ностальгию. Некоторую, не безусловную – из-за знаменитых сталинских (и не только) массовых репрессий несправедливых, - несправедливых, если не подходить к ним как фанатик лживого социализма и сторонник тоталитаризма. Я отношусь к ностальгирующим, хоть сам зазря кое-что претерпел от КГБ, а один мой знакомый – к аллергикам. И он всё потчует меня, оранжевой (так я её называю) информацией. В последний раз он прислал мне статью, заканчивающуюся так: "Когда же, наконец, наступят такие времена, когда, читая детскую сказку "Тараканище", у взрослых не будет возникать ассоциация с реально существующими диктаторами и их режимами! Вот и стал Таракан победителем, И лесов и полей повелителем. Покорилися звери усатому (Чтоб ему провалиться, проклятому!). А он между ними похаживает, Золоченое брюхо поглаживает: "Принесите-ка мне, звери, ваших детушек, Я сегодня их за ужином скушаю!" Волки от испуга Скушали друг друга. Но быки и носороги Отвечают из берлоги: "Мы врага бы На рога бы, Только шкура дорога, И рога нынче тоже не дёшевы". И сидят и дрожат под кусточками, За болотными прячутся кочками. Крокодилы в крапиву забилися, И в канаве слоны схоронилися. Только и слышно, как зубы стучат, Только и видно, как уши дрожат. Таракан, таракан, таракашечка, Жидконогая козявочка-букашечка. И не стыдно вам? Не обидно вам? Вы - зубастые, Вы - клыкастые, А малявочке Поклонилися, А козявочке Покорилися!" Испугались бегемоты, Зашептали: "Что ты, что ты! Уходи-ка ты отсюда! Как бы не было нам худа!"”. "Тараканище” (1921) автор выпада выбрал, наверно, потому, что у таракана усы, а у Сталина – тоже. И, в своей тенденциозности (надеюсь, я её докажу), автор сослался в своей статье-выпаде на выпад Крупской против Чуковского по поводу “Вани и Крокодила”. [“Началась публикация при царе, продолжилась между Февральской и Октябрьской революциями и закончилась при Советах” (http://www.chukfamily.ru/Kornei/Biblio/kustova.htm). “В 1919 году под названием “Приключения Крокодила Крокодиловича” книга была выпущена большим тиражом издательством Петросовета” (Википедия)]. Итак, Крупская в 1928 году (наверно, из-за новых публикаций): "Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, „Крокодила“ ребятам нашим давать не надо…”. А теперь я расскажу об одном разговоре с психологом в связи с тем, что его годовалый ребёнок, сидя на полу, перекладывал игрушки сперва из целлофанового мешка на пол, а потом обратно, и так – бесконечно. - И как ребёнку не надоедает одно и то же?! - Отрабатывает компетенцию. - ? - Он же ещё ничего не умеет, не знает. Всё такое страшное. А хоть что-то – он умеет. Вот он себя и успокаивает, приобретает уверенность в себе. Я мысленно ахнул, как это верно. И вспомнил про теорию Поршнева о происхождении человека. Она очень оригинальная и – по интуиции – пронзительно верная. Правда, имеет характер реконструкции, и ей уже треть века, а автор умер тогда же, и достойных последователей нету. И можно думать, что теория, базировавшаяся на достижениях науки того времени, теперь устарела. Но я собрал целую коллекцию (см. тут) “опровержений” её, и вижу, что ядро теории не поколеблено. Эту коллекцию даже похвалил один на форуме специалистов по данному вопросу. В двух словах – в чём там дело. Человек произошёл от двух мутаций. В результате одной самки стали рожать недоношенных детёнышей, бесшёрстных, с опущенной гортанью и очень внушаемых. И эти особенности не исчезали по мере взросления. В результате шерстистые бесшёрстным самкам внушали отдавать детей на съедение стаду. (Этот вид предлюдей до нашего времени не дожил. Остались только легенды, мифы, сказки о принесении в жертву.) В результате второй мутации в мозгах бесшёрстных образовалась возможность контрвнушения, контр-контрвнушения и т.д. Вторая сигнальная система. Что это так, свидетельствует, например, факт повторения филогенеза (развитие организма в истории вида) в онтогенезе (индивидуальное развитие организма): так называемый “страх 8-мимесячного”. До 8-ми месяцев ребёнок совершенно внушаемый. А в 8 месяцев начинает бояться чужих. Как бы не внушили чего плохого. Другим свидетельством является то, что у людей норма убивать себе подобных (у всех остальных животных этого нет). Из общего ужаса жизни и детского особенно выросли волшебные сказки, страшилки, ребячьи лепые нелепости. Крупская матерью не была. Может, от этого у неё какая-то глухота к детской потребности к тому, что она назвала "комичными образами”. Кроме того в ней сработало политическое чутьё, что марксовый (революционный) путь построения коммунизма ошибочен, а верным был бы прудоновский (эволюционный), анархистский (без центральной власти, федерация федераций). Но пусть и ошиблись, так хоть бы пошли по пути исправления ошибки – чтоб каждый день видно было движение способом роста самоуправления к цели полного отмирания государства. А что на самом деле видит она в 1928-м году? – Обратное движение. Насилие. – Тогда она хотя бы хочет масштабы его скрыть. Хотя бы от детей. – А волшебные сказки то и дело имеют дело с насилием. – Она и думает: “Что из того, что насилием вся история человечества полна? Надо хотя бы детей от неё оградить”. – Вот отсюда "„Крокодила“ ребятам нашим давать не надо”. А простые люди (и их дети), в быту встречающиеся скорее с уличными хулиганами, естественно не ассоциируют Крокодила или Тараканище "с реально существующими диктаторами и их режимами”. Но то – простые люди. А оранжевые? Обиженные за антисемитизм на советскую власть евреи, эмигрировавшие из СССР? – Они, да. Они ассоциируют именно "с реально существующими диктаторами и их режимами”. В настоящем времени слово "существующими”. Ассоциируют с режимом Путина, наверно, косящего, мол, под Сталина. 9 июня 2016 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.09.2016 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.09.2016 |
Скандол со Стурджесом (Sturges).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.09.2016 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.09.2016 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.09.2016 |
Снявши голову, по волосам не плачут.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.09.2016 |
На цыпочках крадётся Цыпкин к нам.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.09.2016 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.09.2016 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.08.2016 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.08.2016 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.08.2016 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.08.2016 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.08.2016 |
|
<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"