TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.10.2016
13:39

Потомки религии Вуду.

    Я иногда взгляну на себя как бы со стороны и удивляюсь: я почти всё знаю не непосредственно, а со слов других. Тем не менее, у меня страсть всё упорядочивать. Я, . . .

06.10.2016
16:02

Люблю себя ставить в трудное положение.

    От трудного положения можно ждать открытия. Правда-правда. Я раз из-за чудовищной конструкторской ошибки сделал почти изобретение. Потому почти, что, как оказалось, опоздал на 20 лет.

    А теперь я хочу от себя чего-то в связи с портретом второй жены Репина.

    Репин. Портрет Наталии Борисовны Нордман. 1900.

    Сколько б лет вы дали этой женщине? – Я б не сказал, что ей за 30. А ей в 1900-м 37! А сошлись они двумя годами раньше. Оба, пишут, друг в друга влюбились. А она была дурнушка и неприличного, по светским меркам, поведения – социалистка и свободная женщина.

    И его можно понять. Смотрите, какое вдохновенное лицо он ей придал! То есть он в ней видел то, чего другие не видели. Что, казалось бы, и характерно для реализма – делать социальные открытия. Перед нами, казалось бы, нового типа человек. А, тем не менее, в этом же 1900-м году он переехал жить в Куоккала, чтоб… не участвовать в общественной жизни!

    Вот бы применить к этому портрету слова обо всех его портретах!

    "…система выразительных средств — от композиции до энергии и направления мазка — обнаруживает по отношению к портретируемому удивительную гибкость и пластичность” (http://ilya-repin.ru/biog4.php).

    Направление мазка…

    Вот по сравнению с таким:

    Репин. Портрет Мусогрского. 1881.

    О нём Крамской сказал:

    "Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем не пробованные — сам он “я” и никто больше. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано! Посмотрите эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, а много ли на свете портретов с подобным выражением? А тело, а щеки, лоб, нос, рот — живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени — какое создание!” (Там же).

    Всё непостижимо моему уму!

    Вы видите быстроту и огненность письма? – Если про волосы – я б согласился. Но лицо…

    Вот "вылеплено” я, пожалуй, вижу.

    На блике левой (от нас) щеки виден ряд параллельных тёмных штрихов слева направо градусов под 20 от вертикали. Это, наверно, тени от бугорков мазков при свете, падающем на картину сверху. - То есть не заглаженные мазки. То есть да, быстро писано.

    Но почему всё в свету? Разве правый (от нас уголок глаза не в тени?) Разве правая (от нас) половина лица не менее освещена?

    Просто Крамской производит впечатление за счёт энергии собственной речи и не заботится о её точности. Он просто хочет сказать, что Репин, рисуя могучего по духу человека не стал церемониться с заглаживанием мазков, что было бы против характера портретируемого.

    А в Нордман он рисовал влюблённую в него женщину, а не страстную социальную деятельницу. И там какие-то не мазки, а светлые точки, словно светлыми веснушками лицо усыпано.

    Мусоргский смотрит куда-то вдаль (своих великих мыслей). А Нордман смотрит на своего любимого Репина. Она-то его полюбила за общественную значимость его творчества, столь сродную, ей кажется, с её социалистическими стремлениями. Но то – голова. А вся она – иначе. Иначе зачем бы она согласилась уехать из столицы?

    И Репин тает от такого к себе отношения. А соответственно, её рисует видением, а не человеком из плоти. Шляпа сливается с горой, кофта – с водой… Летнее марево…

    То есть, никакой он тут не реалист, открыватель неведомого ещё никому социального, а романтик, нарисовавший свою прекрасную душу (для того и какой-то крымский, а не финский фон изобразил), - прекрасную душу, противопоставленную тем самым суетным социалистическим устремлениям одной части публики и им враждебным консервативным настроениям другой её части.

    На самом деле вот какая

    была Нордман.

    6 октября 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337067  2016-10-06 18:36:28
Константин Бучельников
-

04.10.2016
10:40

Пути Господни... исповедимы.

    Вот такую ересь вынес я в название. По странной ассоциации. В писаниях о художнике Бойчуке, как выразителе неовизантизмом украинства, так сказать, упомянули . . .

03.10.2016
17:47

Завывание.

    В эту минуту мне кажется, что я понимаю, завывающих от тоски собак. Или волков. Минута эта – чтение таких слов у Александра Бенуа о художнике Герарде Терборхе . . .

01.10.2016
21:32

Провокация.

    Где-то когда-то я прочёл, что-то типа, мол, бесчеловечный политический режим не способен создать художественное произведение. И в пример приводился режим Франко, . . .

28.09.2016
13:59

Муки сомнений.

    Я отличаюсь от обычных зрителей произведений изобразительного искусства. Я следую мнению великого методиста преподавания литературы Гуковского. Он считал, что . . .

27.09.2016
11:14

Как изнасиловали Чуковского.

    Я еврей по советскому паспорту, но почти не испытывал в СССР бытового и государственного антисемитизма. Может, потому что не похож лицом и ментальностью на . . .

26.09.2016
22:41

Предлагаю переслать.

    - Меня пригласили на конференцию на экономическом факультете МГУ, в рамках ломоносовских торжеств. Разговор пойдёт об интеллекте - интеллектуальной экономике, . . .

26.09.2016
20:22

Скандол со Стурджесом (Sturges).

    С фотовыставкой, которую в Москве только что закрыли из-за общественного возмущения. Я уж не помню, в каком это фильме было… С какой кинозвездой в роли… Я, может, . . .

25.09.2016
11:11

Разгадать Гольбейна.

    Уважаемый читатель! Разрешите мне привлечь ваше внимание собою, чтоб говорить честно. А потом, через моё ви`дение, я предложу вам посмотреть на Гольбейна. А по . . .

17.09.2016
10:04

Туман неведенья.

    Я знаю, почему мои глаза задержались на репродукциях картин этого художника – они своей как бы бледнописью напоминают некоторые вещи великого Чюрлёниса . . .

16.09.2016
10:04

Снявши голову, по волосам не плачут.

    Но, если я с плача начну, то, может, раскачаюсь и напишу что-то толковое. Чем чёрт не шутит, когда бог спит? Я стал читать “Пушкина” (1936) Тынянова. И мне как-то . . .

14.09.2016
08:30

На цыпочках крадётся Цыпкин к нам.

    Я улыбаюсь. Пока я читал (с экрана) этот короткий рассказ, “Вербовка" Цыпкина, мне несколько раз пришлось лазить в поисковик и в электронный переводчик. Я . . .

10.09.2016
19:07

Авось кривая вынесет.

    Кривая – это идея, что идеал, которым движим художник, инерционен. И если я по одной песне Растеряева (см. тут) вывел, что он – ницшеанец, то и по второй смогу то же . . .

01.09.2016
19:49

Настырность.

    Я уже понял, что это перегиб – объявлять художественным только то, что содержит сколько-то элементов, рождённых непосредственным воздействием подсознательного . . .

28.08.2016
08:44

Почему мне не понравилось?

    Не понравилось мне кино “Дом Солнца” (2010) Сукачёва. Покопавшись в себе, я понял, мне кажется, почему. Потому что это тенденциозный фильм. Недавно я услышал вообще . . .

26.08.2016
13:57

Подгонка Мандельштама.

    Попробую-ка я начать с подгонки. Вдруг потом выверну на беспристрастность? Подгонка будет осознавания художественного смысла “Путешествия в Армению” (1931-1932) . . .

11.08.2016
16:02

Даёшь подсознательный идеал!

    Читая эту статью, необходимо уходить по моим ссылкам на себя. Мне не хотелось повторяться. Я наткнулся на замечательную статью – . . .

08.08.2016
16:49

Нехотя.

    Некий злыдень напал на Симонова… А поскольку он не только филологический злыдень, а и политический, мне, грешному, хочется ему перечить на филологическом фронте . . .

08.08.2016
08:03

Струсил?

    Так спросил я себя, после того, как разобрался с крохотным рассказом Фадеева “Метелица” (см. тут)? На “Разгром” не посягнул? Пугает обычность понимания вещи как . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100