Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
26.09.2016 |
|
|||||
26.09.2016 |
Скандол со Стурджесом (Sturges).
|
|||||
25.09.2016 |
|
|||||
17.09.2016 |
|
|||||
16.09.2016 |
Снявши голову, по волосам не плачут.
|
|||||
14.09.2016 |
На цыпочках крадётся Цыпкин к нам.
|
|||||
10.09.2016 |
|
|||||
01.09.2016 |
|
|||||
28.08.2016 |
|
|||||
26.08.2016 |
|
|||||
11.08.2016 |
|
|||||
08.08.2016 |
|
|||||
08.08.2016 |
|
|||||
07.08.2016 |
Да простится мне... Да простится мне, если я ошибусь. Я узнал только что, что есть идея, что Микеланджело в “Гробнице Медичи” в женских фигурах “Утро” и “Ночь” изобразил ту же Богоматерь, что и в тамошней же “Мадонне Медичи” (см. тут). Микеланджело. Мадонна Медичи. 1521-1531. Только в “Утре” это ещё не отошедшая от совокупления с Богом Мария, а в “Ночи” она же, после трёхсуточного оплакивания Сына и вести, что Он воскрес и унёсся на небо, и вот она уснула. Только написавшие это Баренбойм и Шиян в начале своей книги отталкиваются от антицерковности, так сказать, Микеланджело: "Некоторые считают, что он вводил в свои христианские религиозные темы элементы иронии и даже сатиры, чуть ли не издеваясь над изображаемыми библейскими и иными сюжетами” (С. 16), - а я, на основании предыдущих моих вниканий в творчество Микеланджело (см. тут и тут), негативизм скульптора приемлю. Именно безнадёжный, но всё же бунт против развратной церкви как раз и заставил гения и раздеть Богоматерь (вы ж, мол, святоши, рады повожделеть, глядя даже и на Неё – нате, гады, телеса вам!), и отвернуть лицо Христа от глядящих на изображение, и сделать Мадонну… Как там писал Хильдебрандт про Микеланджело, в том числе и про эту Мадонну? "Он концентрирует возможно более жизни и по возможности избегает неоживлённого пространства [имеются в виду пустота, воздух между, например, рукой и телом]. Чем меньше камня должно быть отбито прочь, тем плотнее, содержательнее, так сказать, обильнее пищей для фантазии будет изобразительный процесс. Широкие жесты и далеко отстоящие конечности изгоняются…” (Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 2011. С. 76). И вот мы видим, что правая рука Мадонны опирается сзади на то, на чём она сидит, и оказывается прижатой к телу. Левая прижимает к себе Сына и потому тоже прижата. Сын, если и расставил ножки, то сжимает ими колено Матери. А Она ногу на ногу положила, чтоб не было пустоты между ними. И получается напряжённейшая жизнь тела. Что так чтилось развращённым обществом, предавшим Высокое Возрождение с его идеалом Гармонии тела и духа. – “Нате вам, гады, жрите!” - как бы кричит разгневанный на церковь Микеланджело. (Так же разгневанная Реформация когда началась? – В 1517 году. За 4 года до начала работы Микеланджело над “Мадонной Медичи”. Всё сходится.) А Микеланджело был отчаянно смел. "Известно, что когда Вазари через десятки лет спросил Микеланджело о замысле, который тот вложил в Капеллу Медичи, пожилой уже скульптор ответил, что не помнит его, однако при этом он тут же начертил эскиз лестницы Библиотеки Лауренциано, которую он создавал одновременно с Капеллой. То есть с памятью у Микеланджело проблем не было. Что же тогда он хотел скрыть? В замыслах Микеланджело, вероятно, не всегда присутствует только сознательное начало, но, может быть, немалую роль играет и подсознательное” (Хильдебрандт. С. 58). Во всяком случае, этот принцип, “чем меньше отбить”, действительно у него появился лишь с изменением мироотношения. До того "Широкие жесты” не изгонялись. Эта статья оказалась достойным дополнением прежнему (см. тут и тут). 27 июня 2016 г.
|
|||||
06.08.2016 |
|
|||||
04.08.2016 |
|
|||||
02.08.2016 |
|
|||||
01.08.2016 |
Честность перебежчика Леонида Киселёва.
|
|||||
31.07.2016 |
|
|||||
26.07.2016 |
|
<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"