TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.06.2016
16:57

Легко вам всем...

    Легко вам всем, обычным читателям литературы. Прочли, понравилось, поделились впечатлением и забыли. А я… Мне надо, - так я себе постановил, - определить, каким . . .

18.06.2016
12:51

Проба вдохновиться.

    Одна из моих догм состоит в том, что художник пишет оттого, что его взволновала окружающая его действительность. То есть, что дата создания произведения является . . .

17.06.2016
15:05

Аутизм по Слаповскому.

    Всё в искусствознании становится очень чётким, если сравнивать это всё с чёрным или с белым: как относящееся к полюсам и к промежутку между ними. Только в данном . . .

13.06.2016
10:04

Победа в поражении.

    М, какая прелесть: "Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась . . .

10.06.2016
14:43

"Фэ" креативному классу.

    Кто бы меня пожалел?.. Я до какого-то извращения дошёл в своём общении с искусством… Своего лучшего товарища давно огорчал тем, что разделяю искусство на . . .

03.06.2016
16:35

Кто он, Питер Брук?

    Что делать со скукой? Почему мне и нравится ницшеанство – оно взрывает скуку. А ведь его исповедующие художники, похоже, осознают своё ницшеанство. И где тогда . . .

30.05.2016
14:04

Про Алексея Курганова.

    Любопытно… Пишу о статье якобы культуролога Сергея Коновалова об интервью с Алексеем Кургановым. Что-то меня насторожило (я и не могу себе отдать отчёта, что), и я . . .

28.05.2016
13:02

Ещё одна авантюра.

    Критики Вячеслава Иванова… склонны были усматривать в его поэзии бездушный и бессмысленный “филологический бред”. Аверинцев Эпиграф я приписал после . . .

23.05.2016
16:43

Повторяемость идеостилей в веках.

    Хочется поплакаться в жилетку… Тысячи (наверно, тысячи) озарений, причём разнообразно подтверждающихся, не оценены по достоинству. Вспоминается одна . . .

21.05.2016
17:51

Нарываюсь...

    1) Имеем стихотворение Ахматовой. Пустых небес прозрачное стекло, Большой тюрьмы белесое строенье И хода крестного торжественное пенье Над Волховом, синеющим . . .

20.05.2016
13:28

Про "Белеет парус одинокий".

    Мог ли отчаянный чуть не белогвардеец в 20-м году Валентин Катаев прорезаться в повести (от 1936-го) о революции 1905 года? Я буду натягивать на него упоительную . . .

16.05.2016
12:45

Торжество идеи значимости подсознательного.

    "Искусства”, т. е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо “неистовство”, участие подсознательного; более того, одно оно и придает . . .

13.05.2016
12:21

Опять хитрящий Говоружин.

    Когда я начал работать инженером, меня удивил мой мозг. Я мог утром проснуться с осознанием сделанной вчера ошибки в таком-то месте. Приходил на работу и исправлял. . . .

12.05.2016
10:19

Замилова.

    Представьте себе начётчкика, у которого с теорией не сходится практика. Например, древнего астронома, теория которого говорит, что во имя Совершенства центром . . .

06.05.2016
21:02

Прокоммунист Никонов и антикоммунист Хрущёв.

    Ну что хорошего в этой картине? Никонов. Геологи. 1962. Правильно пишут: плоскостное решение пространственной композиции, силуэтная трактовка фигур, монотонность . . .

01.05.2016
16:21

Казала Настя: "Як вдасться..."

    Ну, Боже правый, выручай! Это ж Ты на меня, атеиста, нагоняешь озарения?.. – Давай, про “Настю” (1993) Данелия озаряй. Впрочем, я буду заниматься подгонкой под идеал . . .

30.04.2016
12:45

Против безвкусицы.

    Я обещал больше не читать посты Королёва. Но. Грешен… Пост 334611 показателен: эстетическое безвкусие выдаётся за русскость. И это есть больное место всего РП. (Я, . . .

28.04.2016
16:02

Говорухин, наконец...

    Говорухин, наконец, создал нечто художественное – “Конец прекрасной эпохи” (2015). Раздумывая, как писать дальше, я вспомнил своего давнего знакомого… Он что-то . . .

23.04.2016
14:01

Анти-Гамлет.

    Сначала надо рассказать, что такое “Гамлет”. Надо, хотя бы потому, что настоящий художественный смысл пьесы может быть понят только при отнесении её к стилю маньеризма (что не принято; например, откройте Википедию о “Гамлете” и спросите Find-ом “маньер” и “возрожд” - первое не найдётся, а второе найдётся; или откройте текст трагедии http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt с комментариями Смирнова и проделайте те же операции – первое не найдётся, а второе найдётся в количестве 24 раза: тот же результат на сайте “Издательство “ЛИЦЕЙ”" и т.д. и т.д.). Маньеризм “Гамлета” открыт Аникстом давно, не позже 1977 года, но мне кажется, что большого распространения идея не получила.

    А что такое маньеристский “Гамлет”? – Это произведение на переломе от средневековья к новому времени. Надеюсь, согласитесь, что в средневековье, при феодализме, на высоте была честь, а при капитализме – выгода. И с точки зрения чести выгода была презренна. А в Англии наступал капитализм (но слова такого тогда ещё не знали). Зато хорошо видели, что идёт нечто ужасное, сопряжённое с мерзостями и унижениями, каких до того не бывало. Отторжение Шекспира III периода творчества, - когда и был создан “Гамлет”, - было ТАК велико (“пропала связь времён”), что выход виделся (и то – подсознанию) не в скором будущем, не в далёком будущем, а прямо в каком-то сверхбудущем. Наподобие христианского выхода, но не христианский всё же; религиозного очень мало в трагедии – только лёгкая дань традиции ("Богом клянусь!”, “Храни вас бог!”, “как перед богом!”, “Видит бог”, “и да будет бог На помощь вам” и т.д.).

    Что-то, по идее, должно было в мире измениться после поражения капитализма в 1917 году в России. Но. Ничего хорошего, - по крайней мере с некоторой точки зрения, - не получилось, и реакция (у некоторых, опять же) получилась ещё страшнее, чем маньеристская реакция. – Это – постмодернизм: нет-де вообще ничего, достойного быть идеалом.

    Вот этот постмодернизм я и усмотрел в фильме Пускепалиса “Клинч” (2015).

    Тут прямо сумасшедший дом какой-то на экране. Но это – обострённая реакция на утрату социалистических, так называемых, прелестей. Пускепалис больше 20 лет прожил при этом так называемом социализме и успел-таки что-то в нём оценить положительно, раз ТАК ужасно теперь изображает капиталистическую жизнь, с братками.

    Это было б произведение маньеристского типа, если б не конец, особенно – самый конец. – В конце главный герой героически, как Гамлет, идёт на смерть, чтоб только не жить в этом гадком мире (а за ним – по инерции, правда – и главная героиня). И в нецитируемом идеале только-только замаячило полагающееся для маньеризма благое сверхбудущее… Как вдруг детская дворовая горка-ракета (в которой бандит застрелил обоих главных героев) стартанула… в космос. Чем уже подверглось насмешке это мыслимое благое сверхбудущее… А потом… Действие перенеслось почти в начало фильма, где на скамейку к перекусывающему учителю подсела диво-девица (похожая на только что виденную учителем, как та под охраной двух амбалов села в шикарное авто). Только теперь, в финале, учитель доел-допил, выбросил кулёк в урну и ушёл. А в начале фильма девица увязалась за ним и сотворила массу унижений ему и его семье. Унижений, мыслимых только в стране, какой была Россия в 90-х, и какой (ещё безбашенней) стала Украина после переворота, где монополия государства на насилие исчезла. И наступил дикий капитализм. То есть, понимай, учитель, бывший на взводе от осточертевшей суеты учительских будней и только что (впервые и вдруг) нагрубивший директорше школы за ничтожные придирки, осмысляя весь ужас всей-всей своей серой жизни, сочинил мысленно (а нам это показали в виде фильма), ЧТО натворила с ним и его семьёй сидящая рядом диво-девица-почему-то-пока-без-амбалов…

    То есть Пускепалис осмеял маньеристский идеал. И “сказал”, что не осталось на свете ничего, достойного быть идеалом.

    Я далеко не сразу дошёл до этой мысли. Поэтому у меня создалось впечатление, что Пускепалис вполне мог не знать концепции Аникста о “Гамлете”. Тогда перед нами произведение, рождённое в большой степени из подсознания. Потому что только оно способно чуять повторяемость типов идеалов и из глубины души (а не из-за недавней модности постмодернизма) “крикнуть”, что всё: не осталось больше ничего, что могло б стать теперь идеалом.

    23 апреля 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
334568  2016-04-28 13:43:48
Константин Бучельников
-

22.04.2016
10:40

Бунин-реалист.

    По какой-то странной причине мне не было скучно читать рассказ Бунина “Танька” (1892)… Впрочем, надо читателя ввести в курс дела: почему я называю странным то, что . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100