Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
12.05.2014 |
|
08.05.2014 |
|
03.05.2014 |
|
30.04.2014 |
|
26.04.2014 |
|
20.04.2014 |
|
15.04.2014 |
Вот вопрос: почему это не волнует?
|
11.04.2014 |
Античеховская "Чайка" Родиона Щедрина.
|
01.04.2014 |
Ностальгия по настоящему. Что настанет.
|
26.03.2014 |
Неправду говорит про себя словами Валентин Сидоров.
|
16.03.2014 |
|
11.03.2014 |
Что такое вестернизация русской литературы. Интересно, это с подначкой написано, чистоплюем-автором, находящимся в области сознания персонажа, тоже чистоплюя в глубине души? ⌠- Помилуй бог, - сказал я, располагаясь в кресле с небрежностью, которая должна была означать мою привычность обитать среди такой мебели и потягивать достойные спиртные напитки■. Или это? ⌠Вот кому в полной мере был дан талант уходить от прямых ответов √ это Боре Сороке. Он это делал виртуозно■. Речь о роковых 90-х, когда внове для многих оказалась ценность бессовестности. Я, например, не мог себя заставить √ да и как? √ завести знакомство в паспортном отделе, чтоб знать обо всех изменениях с правилами получения загранпаспортов. Без этого я не мог долго продержаться со своим бизнесом, печатанием на бланках потребных для получения загранпаспорта бумаг. Я и слетел с бизнеса при первом же изменении правил. ⌠⌠Чёрный нал■, ⌠крыша■, ⌠подстава■, ⌠кидалово■ - именно тогда я впервые услышал все эти слова, которые через год-полтора войдут в самую обыденную лексику■. Только не мою. И вопрос: для меня ли написана книга Курчаткина ⌠Солнце сияло■ (2004)? Мне-то не будет интересно, если это ещё один ⌠производственный роман■ о том, как делать деньги. Обнажение аморальности √ это что: наглость автора или его чистота? ⌠Пятьсот долларов, что остались у меня от пятнадцати [тысяч], были честными. Я их заработал■. Посредничеством. В нелегальщине. (Почему слово "тысяч" надо было пропустить, я не знаю. Наверно, чтоб не повторять.) История морального падения? Это может быть интересно? Я и сам знал, что первичное накопление без нелегальщины не бывает. А если я и узнаю, чего не знал √ мне это надо? Я на 116-й странице и так и не решил, читать книгу или бросить. Тяжко мне. (Я уже на 152-й странице.) Есть у меня такой способ читать то, что не читается: читать и отчитываться о прочтённом. Но тут и отчитаться не о чём. Ну человек думает, что одарил нас чем-то стоящим. Курчаткин. Впрочем, и его герой, Саня, такой. Тяжко. Вот такой кусок понравился: ⌠┘кожа у меня стала истончаться, истаивать, подобно весеннему ледку с асфальта под утренними лучами солнца, √ и вот я утратил ее. Возраст исчез. Время остановилось. Делись неизвестно куда прошлое и будущее, все пространство бытия было теперь захвачено настоящим, а оно являло собой один бесконечный, как Вселенная, и краткий, как молниевая вспышка, преходящий миг, где все было так же значительно, как и не имело никакого значения■. Этот Саня что-то и швец, и жнец, и в дуду игрец. И доволен собой. И никакой треснутости (кроме того, что перепил-де) я не вычитал в описании буквально поочерёдного соития с двумя сёстрами на чердаке (там у сестёр спецзаготовленное место на такие случаи: срочно удрать от общества в похоть). Да-с. Такой изворот. Помимо того, что он не только виртуозный исполнитель Моцарта на пианино, но и сочинитель авторских песенок в стиле какого-то Кинга Кримсона. (Посмотреть, есть такое?) (Есть. Мелодичности нет.) Но я аж забыл поужинать. Читабельно. В смысле: плохо. И что ухаживание за девушкой какого-то с положением отца приведёт Саню к карьерному взлёту, я знал заранее. И что он произведёт впечатление игрой на пианино √ тоже. Всё √ плохо. Неужели стоит дочитать до конца? Ещё три четверти книги┘ Пришло в голову ⌠Красное и чёрное■, тоже про продирание умельца продираться наверх Жюльена Сореля. ⌠Наполеон √ это символ эры индивидуализма с её аморализмом, самоутверждением, легендами, пафосом┘ это кумир Жюльена Сореля■ (Гуковский. Изучение литературного произведения в школе. М. 1966. С. 176) Так там Стендаль открыл, что капитализм, оказывается, это строй для тех, кто может идти в карьере по головам. Как потом Толстой создал образ Андрея Болконского, чтоб дать ⌠всё же неправильный, ложный путь жизни, мысли, морали, содержания человека вообще, ибо в нём воплощена сила рационализма■, находящегося ⌠в идеологическом лагере Наполеона■ (Там же. С. 38). Но какими привлекательными своих отвергаемых ими героев сделали Стендаль и Толстой! Как они их убили по сюжету, чтоб было жалко. Стендаль для отчуждения почти открыл в искусстве повествования внутренний монолог √ самокомментарий героя (какой-де сложный человек его отвергаемый герой). А Толстой этот внутренний монолог открыл полностью. ⌠Он стал искать ее глазами, и в эту минуту Матильда взглянула на него. "Мои обязанности призывают меня", - сказал себе Жюльен; но хоть он и выразился так, он не почувствовал никакой досады. Любопытство заставляло его двигаться вперед не без чувства удовольствия, а сильно обнаженные плечи Матильды мгновенно увеличили это удовольствие, что, признаться, было отнюдь не лестно для его самолюбия. "Ее красота, - подумал он, - это красота юности"■. А был самокомментарий, пусть и чуть не 200 лет назад открытый, у Курчаткина? ⌠┘из динамиков выкатывает незнакомая мне музыка, вернее, знакомая: та, что звучала в квартире, когда мы приходили сюда со Стасом. Я узнаю её едва не с первых звуков: таким мощным личностным тавро она мечена. - Это что? Это кто? - ⌠Кинг Кримсон■, - говорит Ира. √ Ты что, никогда не слышал? - Слышал, - отвечаю я полную правду. - Так что же? - Свой своих не узнаша, - говорю я, и это тоже правда: очень уж моя музыка. Больше того: то, что я писал тогда, перед армией, не имея понятия ни о каких Кингах, безумно похоже на них■. Только у Сореля в выбранном отрывке всё √ противоречие: делает одно, а объясняет себе другим. А Саня по сути обманывает Иру, по форме не обманывая. Ну-с. Отвлёкся. √ С новыми силами √ к Курчаткину. Так. Испытание армейской дружбой. Выдержит Саня или нет? Выдержал. На стрелку по просьбе Стаса пошёл. Я понял, на чём стоит интерес чтения. Всё поганое √ Сане впервой. А то смотришь ненароком какое-нибудь теперешнее кино в телевизоре. И про, скажем, ментов или их противников показывается мне так, будто я опытный любитель таких фильмов и все тонкости знаю или сам мент или бандит. А я ж √ наоборот. И выключаю, не вынеся. А тут┘ Например, ⌠выколупнув из бруска телескопический прут■ - про мобильник. Между прочим: ⌠Скелетный ажур смыкающихся в вышине крон■ - хлёстко. И что я прочёл, хлёстко. Чуть не выкололи глаза Сане. А вот и слёзы навернулись уже на мои, советские, глаза: ⌠- Купите что-нибудь! Прошу! У меня здесь замечательные значки! Купите! Больше ведь таких никогда не будет! Сказать, что у меня перевернулось сердце? Сказать так √ не сказать ничего. Я словно бы провалился в ту тьму, их которой только что выкарабкался■. Распальцовка. Круто. Продал Саню друг, оказывается. Для того и позвал, чтоб было бандиту на ком выместить зло. Теперь, без дружбы, Сане будет легче с совестью, да? ⌠О, какая это сила, деньги!■ Стр. 213. Страниц в романе 654. А раньше ж Саня ну очень восхищался костюмом Сороки, первого своего наводчика на посреднический чёрный телебизнес. А не плюнуть ли мне на это чтение? Я глянул, чем кончается. Кончается тем, что Саня, 31-нолетний, раздваивается на автора и Саню, который с Лекой (Электрой) за спиной, в качестве будущей жены, укатывает на мотоцикле с глаз автора. Эта Лека не зря маленькой девочкой, соседкой, кричала ему, что любит его лет 10 назад, и бросается ему на шею, да он её остановил, чувствуя себя, как прокажённый, ибо ему диагнозировали √ поэтому слава деньгам пелась √ какой-то грибок, такое венерическое заболевание. И он не дал ей прыгнуть себе на шею, тем спасши свои глаза, ибо ему велено после распальцовки несколько месяцев не поднимать больше двух килограммов. Отлично. Больше я с дрянью дела не имею. Вот собака! Пропечатано ж было на 4-й странице книги: ⌠Серия ⌠высокое чтиво■■. Честно. Купился я надписью на обложке: ⌠Победитель конкурса ⌠Российский сюжет■■ и ⌠Номинант премии ⌠Буккер 2004■■. 12 марта 2014 г.
|
09.03.2014 |
|
02.03.2014 |
|
24.02.2014 |
|
18.02.2014 |
|
10.02.2014 |
|
03.02.2014 |