Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
12.05.2014 |
|
08.05.2014 |
|
03.05.2014 |
|
30.04.2014 |
|
26.04.2014 |
|
20.04.2014 |
|
15.04.2014 |
Вот вопрос: почему это не волнует?
|
11.04.2014 |
Античеховская "Чайка" Родиона Щедрина.
|
01.04.2014 |
Ностальгия по настоящему. Что настанет.
|
26.03.2014 |
Неправду говорит про себя словами Валентин Сидоров.
|
16.03.2014 |
|
11.03.2014 |
Что такое вестернизация русской литературы.
|
09.03.2014 |
|
02.03.2014 |
Поллайоло. Какие пронзительные слова: ⌠┘ужас не изображается ради него самого, но как импульс для его преодоления■ (Выготский). И Выготский приводит пример Поллайоло. Около 1464. Выготский замечает: "Мы воспринимаем, с одной стороны, изображенное┘ как трехмерное, с другой стороны, мы воспринимаем игру линий на плоскости, и именно в этой двойственности заключена особенность графики как искусства". Ранее Возрождение. Ему только б обнажённого изобразить. В последнем итоге не важен сюжет: мифологический, христианский (истязания какого-нибудь святого) или вот такая драка непонятно кого с кем, - лишь бы обнажить. Сюжет - для маскировки главного: воспевается культ тела. У Поллайоло нарисован, да, с одной стороны, ужас, с другой √ сквозит, - в плоскостности, в явной изображённости, в графике как таковой, - что это всего лишь рисунок же, не вживайтесь-де очень уж сильно. И тут меня пронзают слова другого великого, Макса Дворжака: "Возрождение избегало сложности" (История искусства как история духа. С.-Пб.; 2001. С. 257). Ну взгляните на гравюру: кто предполагается зрителем её? √ Какой-то теоретизирующий человек. А писал свою сентенцию Макс Дворжак, подходя к искусству, следующему за всеми видами Возрождения (от Раннего до Маньеризма) открывшее ⌠художественное использование жизненной правды, покоящейся на наблюдении фактической жизни народа, как физической, так и психической■ (С. 266). Относятся ж ко всем видам Возрождения слова Дворжака, что западноевропейское человечество ⌠построило на ⌠эсхатологической■ вере в спасение искусственную дуалистическую систему духовных и материальных, земных и небесных благ■. И как западноевропейцы изменчиво ни относились к этим полюсам (то ли акцентируя материальное и сейчас √ в Раннем Возрождении, то ли гармонию, но в историческом будущем √ в Высоком Возрождении, то ли духовное и опять сейчас √ в Позднем Возрождении, то ли духовное, но аж в сверхбудущем √ в Маньеризме), - искусство у человечества на Западе всё это время было под влиянием ⌠идеалистического настроения■. Не то, что позитивный дух в последующее время. Что во всех видах Возрождения ни ценили, это была ⌠сфера художественного обожествления объективной формы и ее чувственного обличия, достигшая в своем развитии, благодаря независимой силе воображения, сверхреального совершенства, дошла в эпоху Микеланджело до границы, которую уже нельзя было превзойти■ (С.256 ). А ⌠темных глубин и нерешимых вопросов бытия■ (С. 256) ни один из видов Возрождения не касался. Потому сейчас смотришь на тех же почему-то сражающихся насмерть прекрасных обнажённых мужчин, и это как-то тебя не касается. И не потому, что художественный смысл (культ тела) скрыт, собственно, за ужасом, что эти тела будут повреждены столь острыми мечами, или за красотой тел, поз √ за изяществом линий и сдержанной, утончённой игрой тонов от белого до тёмно-серого. То ли дело, когда знаешь, кто за что сражается. Особенно, если это ⌠за что■ обманное или недоосознанное, как на киевском майдане. Фашисты и заразившиеся их яростью √ за западный комфорт Личности (с большой буквы). ⌠Беркут■ - за личную Ответственность за всё, что вне личности (с маленькой буквы ⌠личность■ по сравнению со всем вне себя). Безыскусно и ⌠в лоб■ выдаст радетель одной стороны что-то, скажем, с ритмом и рифмой √ и рёв восторга своих сторонников сделает из него кумира на час по разряду искусства. Но пережила ли века и гравюра Поллайоло, хоть она и обладает всей полнотой художественной загадочности? 2 марта 2014 г.
|
24.02.2014 |
|
18.02.2014 |
|
10.02.2014 |
|
03.02.2014 |