TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.06.2023
18:24

Обычная хитрость

    Если б у меня была способность к дипломатичности, мне, может, было бы легче продвигать даже и крайности. Вот одна. Люди молчаливо признают разницу в качестве . . .

10.06.2023
09:56

Ну вот опять…

    Уж который день я провожу в поисках в интернете стихов о Донбассе, которые вызовут у меня невольные слёзы. Сколько перечитал стихов – уйму. – Один за другим не . . .

08.06.2023
15:51

И опять, и опять… И почему-то не надоедает

    У меня есть всякие изъяны. Когда жена смертельно заболела, я с её слов чего только ни готовил на кухне. А она умерла – я всё забыл и помню только как варить борщ и . . .

07.06.2023
12:08

Не смотря на ляпы

    Я чувствую себя словно перед непостижимой тайной – перед нежданными слезами, которые набегают невольно, в каком-то месте, когда читаешь стихи. И хоть я знаю теорию . . .

06.06.2023
19:21

Хвала безграмотности

    На днях я раскритиковал Леонида Филатова за графоманское стихотворение. И одной из придирок была запятая, поставленная, чтоб обозначить паузу. Её обозначать . . .

03.06.2023
14:27

Почему-то не могу отвязаться от этой предательницы Вольтской

    Когда я стал читать газеты – сперва “Пионерскую правду”, потом “Комсомольскую”, потом “Известия” – я стихи пропускал. Что это такое, мне открылось только при . . .

01.06.2023
10:40

Я не смог найти в интернете автора этих стихов

    Пусть он называется Донбассец. И мне, наверно, наконец, не удастся с холодной головой объяснить эстетический закон, заставляющей мои глаза повлажнеть от этих . . .

31.05.2023
19:20

Не-до-по-нятность

    Я всё занимаюсь идиотским для кого-то занятием: копаюсь у себя в душе, почему у меня слёзы от иного стихотворения. Я их массу перечитываю. Но ничто-ничто меня не . . .

20.05.2023
14:50

Исключительность русского

    Я, наверно, подкручиваю свои мысли, когда их пишу. (Трудно про это писать… Это ж, как вырезать самому себе аппендицит.) Вот я признаю философское ницшеанство в . . .

19.05.2023
18:52

Ну как не вмешаться!?. (Подсуден ли Оксимирон)

    Вроде, не моё дело. Разве может быть у рэпера подсознательный идеал, на выявлении чего я специализируюсь? Я, правда, из этой области делаю частые набеги на . . .

18.05.2023
22:31

Ну и что? – Ну и ничего.

    После не очень долгого поиска я нашёл, что картина Жерико “Портрет Эжена Делакруа” (1819) Жерико. Портрет Эжена Делакруа. 1819. находится в Музее изящных искусств . . .

16.05.2023
21:19

Ну не даётся поэзия народу, особенно – патриотам

    Никто из более или менее заметных авторов не перешел на сторону зет-литературы. Константин Моргенштерн Я про неприкладное искусство, не про прикладное, . . .

15.05.2023
11:30

Форсированный, эмоционально заряженный цвет

    Я ухватился за сии слова, потому что это, похоже, самое-самое, что может сойти за похвалу, с которой я, может, смогу согласиться. Зинштейн. Какой-то фиолетовый цвет . . .

14.05.2023
20:24

Проверка на…

    Получил по эл. почте такую репродукцию с молчаливым предложением: что скажешь? Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850. Посылка была без автора, названия и даты (пришлось . . .

12.05.2023
19:44

А может, я по отношению к лирическим вещам Вещилова был не прав?

    Прошло несколько дней после того, как его и его бездумную хвалящую я раздолбал. Ну-ка я себя проверю. Проверка будет на лиричность его пейзажей, процитированную . . .

11.05.2023
17:53

Изыск

     

    Надо, наверно, начать с извинения перед читателем. Ибо ему будет не интересно. А мне необходимо изъясняться непременно письменно, чтоб у меня всё получилось чётко. Можно, конечно, не публиковать это в общеизвестном месте – на платформе Яндекс-Дзен, обладающем рекламным потенциалом, а поместить на свой сайт. Не имеющий никакого рекламного потенциала. И там мой самоотчёт не станет никого злить неинтересностью. Но. Вдруг кого и заинтересует? Так что пишу тут.

    Я обожаю, когда мне удаётся сопрячь то, что родилось в моей голове, со словами специалиста с иным мнением, которые можно перетолковать на мой лад.

    Скажете, это насилие над чужим мнением. Я же не соглашусь. Просто в чужих словах есть потенциал, которого этот чужой не заметил. А я заметил.

    Элементарно, Ватсон!

    Речь пойдёт о слове “чужесть” в книге В.Д. Седельника “Дадаизм и дадаисты”.

    Что за мышь мысли породила моя гора-мозг?

    Что экспрессионизм и ницшеанство оба радикальны в отрицании мира, но экспрессионизм – с коллективистской позиции и ради сверхбудущего блага для всех (по христианскому типу, хоть и будучи крайне разочаровано христианством), а ницшеанство – с индивидуалистской позиции и ради метафизического иномирия.

    Слово “радикализм” можно в каком-то приближении заменить на “чужесть”. Чужды Этому миру и сверхбудущее благо для всех, и метафизическое иномирие. (Как и христианский тот свет.)

    Фраза Седельникова, с которой я спорю, такова:

    "Когда стратегия модернизма создавать новое была исчерпана, появилась новая стратегия, основанная на принципе чужести и названная постмодернизмом. Появилась, разумеется, не вдруг. Этот принцип достаточно долго вызревал в недрах классического модернизма и авангардизма. Потенциал чужести дает о себе знать в таких произведениях раннего модернизма, как… как “Крик” Мунка, “Черный квадрат на белом фоне” Малевича”.

    То есть радикализму Седельников придаёт не просто новое, а, понимать надо, ультрановое. А именно – корёжение натуроподобия из-за негативности для Мунка и Малевича Этого мира.

    Из-за общего для обоих корёжения Седельников и применяет обобщающее для обоих слово “модернизм”. (И я с этим согласен.)

    Я вот только сомневаюсь модернизм ли авангардизм.

    Радикалы своим идеалом улетают в чужесть Этому миру. А авангардисты так далеко своим идеалом не улетают. Они за Прогресс. А Прогресс – он вот-вот и наступит.

    Одна беда: у него страшную боль причиняет изъян имярек. Которую надо преодолеть, творя, как бы прикусив губу до боли (что требует корёжения натуроподобия).

    Опять корёжение! Из-за него Сдельников и объединил всё словом “модернизм”. Понять его можно. Но… Те радикалы (Мунк и Малевич) пессимисты, а авангардисты – подобные детям оптимисты. Ну как их объединять?

    *

    На этом моё удовольствие от чужести не кончилось.

    Я сермяжно постмодернизм считаю пофигизмом, спокойным (или с усмешкой) признанием, что нет на свете ничего, достойного быть в ранге идеала.

    А что пишет Седельников про постмодернизм:

    "В новейшее время мастера изобразительного и словесного искусства стремятся усложнить свои творения настолько, чтобы возникла возможность их множественного истолкования. Альтернативность постмодернистского искусства связана, как не без оснований утверждает в своем уже цитировавшемся труде Х. Грабес, не с новизной, а с чужестью и вариабельностью. Постмодернистами окончательно отброшен страх перед подражанием, несамостоятельностью, перед использованием уже известного; оригинальности они добиваются изощренным комбинированием. Стремясь показать относительность того, что было до них, они прибегают к пародии, иронии, травести…”.

    Главное слово тут – относительность, т.е. ничто не достойно быть идеалом

    Насмехаться над старыми идеалами можно чужестью и вариабельностью! И не обязательно корёжение:

    Годится "все — от искусства прежних эпох… классицизма, натурализма, реализма, соцарта…”.

    Если с модернизмом трудность для восприемника была в том, как проглотить корёжение (назвав его радикальной новизной и тем удушить непосредственное переживание отвращения), то с постмодернизмом трудность другая – надо очень знать историю искусства, "нужна еще большая подготовленность публики”.

    27 ноября 2022 г.

10.05.2023
07:57

Давайте проделаем эксперимент

    Давайте проделаем эксперимент. Я предъявлю вам, читатель, несколько репродукций, с моими комментариями относительно самого очевидного. А потом посмотрим, что . . .

06.05.2023
17:58

В чём ещё торжество Репина

    Главное торжество Репина в том, по-моему, что он, не ведая этого вполне, был настоящим реалистом. Настоящий реализм у меня лично отличается от общепринятого. Для . . .

01.05.2023
21:23

Пойди туда, не знай куда…

    Как правило, самые жестокие, возможно, те, кто из России, но не русской традиции, такие как чеченцы, буряты и так далее. 28.11.2022 Папа римский Франциск . . .

28.04.2023
12:27

Механизм превращения левого художника в правого

    "…интеллигенция, в том числе художественная, с ее традиционно левыми пристрастиями, вытеснялась коммунистами [так называемыми, на самом деле тоталитаризмом . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100