Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
11.06.2023 |
|
||
10.06.2023 |
|
||
08.06.2023 |
И опять, и опять… И почему-то не надоедает
|
||
07.06.2023 |
|
||
06.06.2023 |
|
||
03.06.2023 |
Почему-то не могу отвязаться от этой предательницы Вольтской
|
||
01.06.2023 |
Я не смог найти в интернете автора этих стихов Пусть он называется Донбассец. И мне, наверно, наконец, не удастся с холодной головой объяснить эстетический закон, заставляющей мои глаза повлажнеть от этих стихов.
Впрочем… Есть одна надежда. Наивно-реалистически в стихотворении описывается галлюцинаторской ясности видение матерью убитой дочери как живой. Что само по себе есть психологический механизм защиты, называемый реактивное образование. "Защитный механизм нашей психики, при котором она преобразовывает негативное чувство в позитивное” (https://help-point.net/articles/psikhologicheskie-zashchity-lichnosti/). Дочка, как живая, говорит с матерью и предстаёт при этом в лучшем виде. Я ж должен обнаружить столкновение противоречий. А психологические механизмы защиты от непереносимого как раз бывают противоречивыми. То же реактивное образование, например, превращает вечное физическое отсутствие дочки в вечное же её присутствие в памяти мамы. "…я незримо с тобой буду рядом…”. Оно же, это реактивное образование, избавляет акт смерти от негативных переживаний: "Я совсем не боялась, когда разорвался снаряд…”. Другой психологический механизм защиты называется идентификация или стокгольмский синдром. "…если рядом есть личность, которая намного сильнее, могущественнее… то поначалу человек пытается ей противостоять, но когда понимает, что это бесполезно, то становится на сторону этого деспота” (Там же). Девочка проявляет человеческую привязанность к тому, кто её убил, и даже к его маме: "Тот солдат, что стрелял… Ему дали награду? Он, наверное, рад, что убил меня, мамочка… Рад? -Я была там… Смотрела на то, как он ест и смеётся. Он большой… Его мама не знает, что где-то снаряд разорвётся… Она любит его, как, я знаю, ты любишь меня”. Автор не выдерживает этого стиля поведения для своего персонажа и скатывается в плоский в наше время сентиментализм ("Мне шесть лет. Я теперь никогда не узнаю, / Как стать взрослой”). Но противоречий достаточно, чтоб дать столкновение не входящих в антагонизм обыкновенностей: 1) солдата с его матерью ("ест… смеётся… не знает… любит”) и 2) девочки ("не боялась”), - хоть это убийцы и их жертва. Эта сшибка и вызывает слёзы. 19 декабря 2022 г.
|
||
31.05.2023 |
|
||
20.05.2023 |
|
||
19.05.2023 |
Ну как не вмешаться!?. (Подсуден ли Оксимирон)
|
||
18.05.2023 |
|
||
16.05.2023 |
Ну не даётся поэзия народу, особенно – патриотам
|
||
15.05.2023 |
Форсированный, эмоционально заряженный цвет
|
||
14.05.2023 |
|
||
12.05.2023 |
А может, я по отношению к лирическим вещам Вещилова был не прав?
|
||
11.05.2023 |
|
||
10.05.2023 |
|
||
06.05.2023 |
|
||
01.05.2023 |
|
||
28.04.2023 |
Механизм превращения левого художника в правого
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"