TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.06.2023
18:24

Обычная хитрость

    Если б у меня была способность к дипломатичности, мне, может, было бы легче продвигать даже и крайности. Вот одна. Люди молчаливо признают разницу в качестве . . .

10.06.2023
09:56

Ну вот опять…

     

    Уж который день я провожу в поисках в интернете стихов о Донбассе, которые вызовут у меня невольные слёзы. Сколько перечитал стихов – уйму. – Один за другим не трогают. – Замечательный повод моим несчастным оппонентам назвать меня безнравственным. Они, бедные, не знают, что искусство, неприкладное особенно, и наука, его изучающая (да и не только его) – аморальны в некотором смысле. Мне это открыла теория художественности по Выготскому. А эту теорию с 1965 года никто из русскоязычных не применят на практике. С 1971 года она переведена на английский язык. И хоть я его почти не знаю, но думаю почему-то, если б кто-то заграницей эту теорию принял для практики, до меня б дошло в переводе.

    А донбасская тема теперь конъюнктурна. Вот я и подумал, что надо этим воспользоваться и сделать некий штурм во имя Выготского и как можно больше найти и разобрать стихов о войне на Донбассе, явно сочинённых под действием закона (это естественный закон, не закон гуманитарных наук), открытого Выготским (его стихийно исполняют все художники пера, кисти, резца и т.п.).

    Явность состоит в текстовой противоречивости. ЧТО-ТО, словами невыразимое, мучает автора, ибо он не может найти, как ему выразить это невыразимое. Он впадает в изменённое психическое состояние. В нём контроль сознания ослабляется, и из подсознания выплёскиваются на бумагу (если это стихи) текстовые противоречия, которых сознание, будучи в нормальном состоянии, не разрешило б руке написать.

    Как это ни дивно, такое читателю не бросается в глаза. А единственное, что читатель осознаёт как связанное со стихом, это внезапный свой плач. Ну или другое сильное проявление эмоции. Я на плаче зациклился из-за трагической темы Донбасса.

    Причина плача читателю остаётся недоступной.

    До неё может докопаться только человек со вкусом или с большой практикой по выявлению противоречий.

    Последним являюсь я. Но и мне далеко не сразу доходит, в чём же противоречие вот тут вот.

    Вот и сейчас. Я всё, что выше написал, написал ещё не зная, что ж меня заставило заплакать в этот раз. И мне придётся статью не кончить, если меня не озарит, в чём тут дело. (Так, собственно, с каждой статьёй.) – Вот эти стихи.

    Я их читаю под мысленный ритм гораздо более поздней песни Чичериной “Рвать” (слова которой меня не тронули; а музыка – да).

    Олег Русских

    Услышь его, Господи…

     

    Я увидел во дворе стрекозу,

    Дверь открыл и побежал босиком,

    Громыхнуло что-то словно в грозу,

    Полетело всё вокруг кувырком.

    .

    Пеплом падала моя стрекоза,

    Оседал наш дом горой кирпича,

    Мамы не было а папа в слезах

    Что-то страшное в небо кричал.

    .

    Зло плясали надо мной облака,

    Мир горел, его никто не тушил,

    Кто-то в хаки меня нёс на руках,

    Кто-то в белом меня резал и шил.

    .

    Я как мог старался сдерживал плач,

    Но когда, вдруг в наступившей тиши,

    Неожиданно заплакала врач

    Понял, что уже не стану большим.

    .

    Умирает моё лето во мне,

    Мне так страшно, что я криком кричу,

    Но кто в этом виноват а кто нет

    Я не знаю... да и знать не хочу...

    .

    Мне терпеть уже осталось немного,

    И когда на небе я окажусь,

    Я, на всех на вас, пожалуюсь Богу!

    Я там всё ему про вас расскажу...

    2014

    Я в 2014 ждал, что Путин отдаст приказ армии наступать на Киев и прекратить нацизм на Украине. Многие, наверно, тогда обиделись, что он этого не сделал. (Хорошо, хоть сейчас исправился.) И жаловаться Богу персонажу надо именно на Путина.

    Но где ж в стихотворении противоречие?

    (Мне пришлось вставить выше предложение о музыке, чтоб потянуть время, ибо я в тупике… И, кажется, эта уловка удалась.)

    Столкнулись шоковое отчуждение мальчика от всего происходящего (наблюдение как бы со стороны, безэмоционально и объективно) с наблюдением субъективным, но и как бы тоже со стороны.

    Вот два критических случая в моей жизнь. Один такой.

    Я раз, почти не умея плавать, полез за пацанами переплывать очень маленький пруд. Чуть не лужу. Они мне смеются с противоположного берега: куда, тут же глубоко! Я не поверил и попробовал стать. Дна не было, и я скрылся под водой. Я испугался и потерял ориентацию. И забарахтался. Шло время. Воздух кончился. Я уже глотнул воду вместо вдоха. Понял, что этак я утону. Взял себя в руки. Перестал барахтаться, чтоб пойти на дно и так узнать, где верх. Определился. Присел и изо всех сил оттолкнулся ногами и выскочил над водой по пояс. И… Какой же красивый был невзрачный знакомый пейзаж! Трава – ярко-зелёная! Небо – ярко-голубое. И, кажется, я на 360 градусов всё вокруг видел. – Необычное всё. И как незнакомое.

    А другой раз почти остановилось время.

    В командировке. Я с сослуживицей шли из гостевого дома на завод. Я ей что-то болтал, а она заслушалась, полностью мне доверившись с ориентацией, как оказалось. Мы подошли к шоссе с большим движением, которое надо было перейти. Продолжая болтать я глянул налево, не увидел машин и ступил на мостовую. Она за мной. Но, уже поворачивая голову обратно, я увидел отчаянно мчавшегося мотоциклиста. И ступил обратно на тротуар. А она нет. И… Медленно взлетела над мотоциклистом, медленно перелетела через него и медленно опустилась на асфальт головой.

    Вот и тут – совершенно отчуждённые картины: "Полетело всё вокруг кувырком”; "Пеплом падала моя стрекоза” (наверно, замедленно, а не только потому, что пепел очень лёгкий и висит в воздухе); "Оседал наш дом горой кирпича” (тоже, наверно, замедленное время, и безэмоционально так); "Мамы не было” (ну, не видно, мол, ну и что?); "папа в слезах / Что-то страшное в небо кричал” (так это ему – страшное, а на самом деле, может, и нет страшного). "Зло плясали надо мной облака” - так это они злые, а мне-то что. "Мир горел, его никто не тушил” (и мне до лампочки, что это так). – В общем, как посторонний Этому свету реагирует мальчик. У него от шока даже нет боли. Сверхжизнь. И так далее. А вот "Понял” он – от внежизни, так сказать. Это иное отчуждение.

    Вот тут-то я и заплакал.

    .

    Обычно я не останавливаюсь на обнаружении противоречий. Это только первая часть теории художественности по Выготскому. Дальнейшее в ней – это констатация, что от их столкновения в душе происходит подсознательный катарсис (от аристотелевского катарсиса – ноля переживаний – отличающийся содержательностью, не данной сознанию). Так сам-то Выготский в содержание катарсиса не вдавался (за одним исключением). И правильно. Это уже не область психологии (а он был психологом). Это уже область литературо- и искусствоведения.

    И я, наверно, поступал не правильно. Стал расшифровывать содержание, исходя из духа времени. А это ж вилами по воде писано. Ну и массу людей оттолкнул такой, мол, мутью.

    “Фэ” Путину – таково, наверно, содержание катарсиса этих стихов. Зачем-де оставил Донбасс на растерзание.

    И тогда вы понимаете, читатель, почему никто-никто не хочет применять теорию Выготского? Учёные ж чуют, что, как не удержался раз сам Выготский от толкования катарсиса, так будут делать все и не один раз. И как тогда власти править таким образованным народом?

    P.S.

    Не знаю, чем это объяснить… Может, вечной влюблённостью в мою покойную жену… Но мы с ней сошлись во мнении, что не доверяем Розенбауму. И вот я узнал, что он сочинил музыку на эти стихи и спел. Я послушал и не принял его песню. Нет того исступления, как у Чичериной в “Рвать”.

    26 декабря 2022 г.

08.06.2023
15:51

И опять, и опять… И почему-то не надоедает

    У меня есть всякие изъяны. Когда жена смертельно заболела, я с её слов чего только ни готовил на кухне. А она умерла – я всё забыл и помню только как варить борщ и . . .

07.06.2023
12:08

Не смотря на ляпы

    Я чувствую себя словно перед непостижимой тайной – перед нежданными слезами, которые набегают невольно, в каком-то месте, когда читаешь стихи. И хоть я знаю теорию . . .

06.06.2023
19:21

Хвала безграмотности

    На днях я раскритиковал Леонида Филатова за графоманское стихотворение. И одной из придирок была запятая, поставленная, чтоб обозначить паузу. Её обозначать . . .

03.06.2023
14:27

Почему-то не могу отвязаться от этой предательницы Вольтской

    Когда я стал читать газеты – сперва “Пионерскую правду”, потом “Комсомольскую”, потом “Известия” – я стихи пропускал. Что это такое, мне открылось только при . . .

01.06.2023
10:40

Я не смог найти в интернете автора этих стихов

    Пусть он называется Донбассец. И мне, наверно, наконец, не удастся с холодной головой объяснить эстетический закон, заставляющей мои глаза повлажнеть от этих . . .

31.05.2023
19:20

Не-до-по-нятность

    Я всё занимаюсь идиотским для кого-то занятием: копаюсь у себя в душе, почему у меня слёзы от иного стихотворения. Я их массу перечитываю. Но ничто-ничто меня не . . .

20.05.2023
14:50

Исключительность русского

    Я, наверно, подкручиваю свои мысли, когда их пишу. (Трудно про это писать… Это ж, как вырезать самому себе аппендицит.) Вот я признаю философское ницшеанство в . . .

19.05.2023
18:52

Ну как не вмешаться!?. (Подсуден ли Оксимирон)

    Вроде, не моё дело. Разве может быть у рэпера подсознательный идеал, на выявлении чего я специализируюсь? Я, правда, из этой области делаю частые набеги на . . .

18.05.2023
22:31

Ну и что? – Ну и ничего.

    После не очень долгого поиска я нашёл, что картина Жерико “Портрет Эжена Делакруа” (1819) Жерико. Портрет Эжена Делакруа. 1819. находится в Музее изящных искусств . . .

16.05.2023
21:19

Ну не даётся поэзия народу, особенно – патриотам

    Никто из более или менее заметных авторов не перешел на сторону зет-литературы. Константин Моргенштерн Я про неприкладное искусство, не про прикладное, . . .

15.05.2023
11:30

Форсированный, эмоционально заряженный цвет

    Я ухватился за сии слова, потому что это, похоже, самое-самое, что может сойти за похвалу, с которой я, может, смогу согласиться. Зинштейн. Какой-то фиолетовый цвет . . .

14.05.2023
20:24

Проверка на…

    Получил по эл. почте такую репродукцию с молчаливым предложением: что скажешь? Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850. Посылка была без автора, названия и даты (пришлось . . .

12.05.2023
19:44

А может, я по отношению к лирическим вещам Вещилова был не прав?

    Прошло несколько дней после того, как его и его бездумную хвалящую я раздолбал. Ну-ка я себя проверю. Проверка будет на лиричность его пейзажей, процитированную . . .

11.05.2023
17:53

Изыск

    Надо, наверно, начать с извинения перед читателем. Ибо ему будет не интересно. А мне необходимо изъясняться непременно письменно, чтоб у меня всё получилось . . .

10.05.2023
07:57

Давайте проделаем эксперимент

    Давайте проделаем эксперимент. Я предъявлю вам, читатель, несколько репродукций, с моими комментариями относительно самого очевидного. А потом посмотрим, что . . .

06.05.2023
17:58

В чём ещё торжество Репина

    Главное торжество Репина в том, по-моему, что он, не ведая этого вполне, был настоящим реалистом. Настоящий реализм у меня лично отличается от общепринятого. Для . . .

01.05.2023
21:23

Пойди туда, не знай куда…

    Как правило, самые жестокие, возможно, те, кто из России, но не русской традиции, такие как чеченцы, буряты и так далее. 28.11.2022 Папа римский Франциск . . .

28.04.2023
12:27

Механизм превращения левого художника в правого

    "…интеллигенция, в том числе художественная, с ее традиционно левыми пристрастиями, вытеснялась коммунистами [так называемыми, на самом деле тоталитаризмом . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100