TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.06.2023
18:24

Обычная хитрость

    Если б у меня была способность к дипломатичности, мне, может, было бы легче продвигать даже и крайности. Вот одна. Люди молчаливо признают разницу в качестве . . .

10.06.2023
09:56

Ну вот опять…

    Уж который день я провожу в поисках в интернете стихов о Донбассе, которые вызовут у меня невольные слёзы. Сколько перечитал стихов – уйму. – Один за другим не . . .

08.06.2023
15:51

И опять, и опять… И почему-то не надоедает

    У меня есть всякие изъяны. Когда жена смертельно заболела, я с её слов чего только ни готовил на кухне. А она умерла – я всё забыл и помню только как варить борщ и . . .

07.06.2023
12:08

Не смотря на ляпы

    Я чувствую себя словно перед непостижимой тайной – перед нежданными слезами, которые набегают невольно, в каком-то месте, когда читаешь стихи. И хоть я знаю теорию . . .

06.06.2023
19:21

Хвала безграмотности

    На днях я раскритиковал Леонида Филатова за графоманское стихотворение. И одной из придирок была запятая, поставленная, чтоб обозначить паузу. Её обозначать . . .

03.06.2023
14:27

Почему-то не могу отвязаться от этой предательницы Вольтской

    Когда я стал читать газеты – сперва “Пионерскую правду”, потом “Комсомольскую”, потом “Известия” – я стихи пропускал. Что это такое, мне открылось только при . . .

01.06.2023
10:40

Я не смог найти в интернете автора этих стихов

    Пусть он называется Донбассец. И мне, наверно, наконец, не удастся с холодной головой объяснить эстетический закон, заставляющей мои глаза повлажнеть от этих . . .

31.05.2023
19:20

Не-до-по-нятность

    Я всё занимаюсь идиотским для кого-то занятием: копаюсь у себя в душе, почему у меня слёзы от иного стихотворения. Я их массу перечитываю. Но ничто-ничто меня не . . .

20.05.2023
14:50

Исключительность русского

    Я, наверно, подкручиваю свои мысли, когда их пишу. (Трудно про это писать… Это ж, как вырезать самому себе аппендицит.) Вот я признаю философское ницшеанство в . . .

19.05.2023
18:52

Ну как не вмешаться!?. (Подсуден ли Оксимирон)

    Вроде, не моё дело. Разве может быть у рэпера подсознательный идеал, на выявлении чего я специализируюсь? Я, правда, из этой области делаю частые набеги на . . .

18.05.2023
22:31

Ну и что? – Ну и ничего.

    После не очень долгого поиска я нашёл, что картина Жерико “Портрет Эжена Делакруа” (1819) Жерико. Портрет Эжена Делакруа. 1819. находится в Музее изящных искусств . . .

16.05.2023
21:19

Ну не даётся поэзия народу, особенно – патриотам

    Никто из более или менее заметных авторов не перешел на сторону зет-литературы. Константин Моргенштерн Я про неприкладное искусство, не про прикладное, . . .

15.05.2023
11:30

Форсированный, эмоционально заряженный цвет

    Я ухватился за сии слова, потому что это, похоже, самое-самое, что может сойти за похвалу, с которой я, может, смогу согласиться. Зинштейн. Какой-то фиолетовый цвет . . .

14.05.2023
20:24

Проверка на…

    Получил по эл. почте такую репродукцию с молчаливым предложением: что скажешь? Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850. Посылка была без автора, названия и даты (пришлось . . .

12.05.2023
19:44

А может, я по отношению к лирическим вещам Вещилова был не прав?

     

    Прошло несколько дней после того, как его и его бездумную хвалящую я раздолбал. Ну-ка я себя проверю. Проверка будет на лиричность его пейзажей, процитированную общо. Именно: конкретный пейзаж должен навевать какое-то более или менее конкретное же переживание. Которое за конкретику можно с каким-то приближением к адекватности назвать словами.

    Вот этот пейзаж моё новое, обостренное, внимание остановил.

    Вещилов К. А. Парусная регата при заходе солнца. 2-я четверть XX века. Холст, масло.

    Остановила моё внимание неожиданная желтизна солнечных бликов на воде. А потом и клиновидность остриём вниз всех вместе солнечных бликов.

    Про желтизну я заподозрил, что она произошла из головы – от знания про противоположные цвета. "Расположенные рядом, они усиливают друг друга” (Википедия). В теории, правда, жёлтому противоположен фиолетовый, а тут – синий. Но что, если Вещилов гнался не за контрастностью? – "Совмещение оттенков синего и жёлтого можно назвать стереотипным цветовым шаблоном, клише. Очень уж распространена и даже избита эта схема. Но широкое употребление всегда сопровождает классику. А комбинация синего/голубого с желтым — это, безусловно, классика, а не временный тренд.

    Некоторые находят данное сочетание банальным. Иногда его называют детским, наивным. Но всё зависит от оттенков, пропорций, способов применения. У этой схемы есть свои преимущества — не зря ведь она так популярна. Пару слов о плюсах.

    Влияние обоих цветов смягчается, нивелируется. Комбинация этих цветов даёт возможность сформировать пространство с нейтральной температурой. Помещение выглядит и теплым, и прохладным одновременно. В нём приятно находиться” (https://www.domfront.ru/2019/10/sochetanie-zhyoltogo-s-sinim-i-golubym-v-interere/?ysclid=lb0jh7ln0668406527).

    Так и есть. Именно такое переживание нейтральности и было целью Вещилова. Что он про это сочетание знал, можно судить по названию и по клиновидности вниз всех солнечных бликов вместе.

    Там рядом всё Капри живописуется… А он всего на 1000 км севернее того места на Средиземноморье, где живу я у самого моря. Это немного, думаю. И с солнечными бликами дело обстояло и для Вещилова и для меня одинаково. А у нас – жарко очень. Так что я на закате на море хожу. Но иногда всё же прихожу и раньше. И меня кое-что удивляет неизменно. Что?

    Раньше я жил в Одессе. Это ещё на 1000 км севернее. Там место моей работы было на берегу моря. Так во второй половине дня солнечные блики мне виделись в виде клина остриём вниз, как и у Вещилова. А вот когда теперь я вечером прихожу на море, то такого клина не вижу. Вижу ровный столб бликов. И удивляюсь каждый раз. Но! Я вижу этот самый клин остриём вниз, если случается прийти не вечером, а чуть после полудня, когда солнце высоко.

    Ну и блики при этом белые, а никак не с желтизной.

    Но желтизна понадобилась замыслу Вещилова передать переживание нейтральности. Что делать? Он в название вставил вечер, уму разрешающий желтизну.

    То есть, хоть Вещилов и нашёл удачное выражение слабой эмоциональности, но оно сделано от ума и шаблонным образом.

    Любопытно сравнить этот мой разбор с разбором на дзен-канале “Живопись” (я сужу о соотнесённости текста там с репродукцией по длинным тире в центре текста, обрамляющих с начала и конца этот текст и эту репродукцию):

    "Сохранив эффект мгновенного впечатления, художник превратил свой пейзаж в эстетическое блюдо с богатым букетом эмоций [слабой эмоциональности, по-моему] долгим послевкусием. Любуясь этой работой, мы постоянно находим нечно новое, интересное, необычное [а по-моему, банальное, детское]. Раскрывающее вид идиллического курортного ландшафта чуть иначе, чем нам виделось до [понимать надо, что до была – “Марина Гранде. Капри”]. Эта картина - настоящий бриллиант, который всякий следующий раз играет новыми гранями красоты, стоит Вам устремить к нему свет Вашего внимания...”.

    Не исключаю, что, несмотря на длинные тире, продолжается разговор про берег, а не про море без берега. Чего не бывает… То есть про это вот.

    Вещилов. Марина Гранде. Капри. 1920-е. Картон на оргалите, масло.

    Фрагмент.

    Эта картина моего внимания не остановила, потому что обыкновеннейший импрессионизм. Даже не русский его извод, называемый новым, из-за отказа от формулы обыкновенного идеостиля импрессионизма: хвала абы какой жизни. Русский отказался от абы какой. Осталось одно красяво. Так у Вещилова этот полипник города, толкотни волн и теснящихся скал есть как раз та самая абы какая (невзрачная) жизнь. А хвала в виде открытого цвета как-то и не неожиданна. Обыкновенное эпигонство.

    Или я всё ещё не могу отойти от злости на неоправданную хвалу этому художнику, добавленную, вот, в новом для меня месте…

    28 ноября 2022 г.

11.05.2023
17:53

Изыск

    Надо, наверно, начать с извинения перед читателем. Ибо ему будет не интересно. А мне необходимо изъясняться непременно письменно, чтоб у меня всё получилось . . .

10.05.2023
07:57

Давайте проделаем эксперимент

    Давайте проделаем эксперимент. Я предъявлю вам, читатель, несколько репродукций, с моими комментариями относительно самого очевидного. А потом посмотрим, что . . .

06.05.2023
17:58

В чём ещё торжество Репина

    Главное торжество Репина в том, по-моему, что он, не ведая этого вполне, был настоящим реалистом. Настоящий реализм у меня лично отличается от общепринятого. Для . . .

01.05.2023
21:23

Пойди туда, не знай куда…

    Как правило, самые жестокие, возможно, те, кто из России, но не русской традиции, такие как чеченцы, буряты и так далее. 28.11.2022 Папа римский Франциск . . .

28.04.2023
12:27

Механизм превращения левого художника в правого

    "…интеллигенция, в том числе художественная, с ее традиционно левыми пристрастиями, вытеснялась коммунистами [так называемыми, на самом деле тоталитаризмом . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100