TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.06.2023
18:24

Обычная хитрость

    Если б у меня была способность к дипломатичности, мне, может, было бы легче продвигать даже и крайности. Вот одна. Люди молчаливо признают разницу в качестве . . .

10.06.2023
09:56

Ну вот опять…

    Уж который день я провожу в поисках в интернете стихов о Донбассе, которые вызовут у меня невольные слёзы. Сколько перечитал стихов – уйму. – Один за другим не . . .

08.06.2023
15:51

И опять, и опять… И почему-то не надоедает

    У меня есть всякие изъяны. Когда жена смертельно заболела, я с её слов чего только ни готовил на кухне. А она умерла – я всё забыл и помню только как варить борщ и . . .

07.06.2023
12:08

Не смотря на ляпы

    Я чувствую себя словно перед непостижимой тайной – перед нежданными слезами, которые набегают невольно, в каком-то месте, когда читаешь стихи. И хоть я знаю теорию . . .

06.06.2023
19:21

Хвала безграмотности

    На днях я раскритиковал Леонида Филатова за графоманское стихотворение. И одной из придирок была запятая, поставленная, чтоб обозначить паузу. Её обозначать . . .

03.06.2023
14:27

Почему-то не могу отвязаться от этой предательницы Вольтской

    Когда я стал читать газеты – сперва “Пионерскую правду”, потом “Комсомольскую”, потом “Известия” – я стихи пропускал. Что это такое, мне открылось только при . . .

01.06.2023
10:40

Я не смог найти в интернете автора этих стихов

    Пусть он называется Донбассец. И мне, наверно, наконец, не удастся с холодной головой объяснить эстетический закон, заставляющей мои глаза повлажнеть от этих . . .

31.05.2023
19:20

Не-до-по-нятность

    Я всё занимаюсь идиотским для кого-то занятием: копаюсь у себя в душе, почему у меня слёзы от иного стихотворения. Я их массу перечитываю. Но ничто-ничто меня не . . .

20.05.2023
14:50

Исключительность русского

    Я, наверно, подкручиваю свои мысли, когда их пишу. (Трудно про это писать… Это ж, как вырезать самому себе аппендицит.) Вот я признаю философское ницшеанство в . . .

19.05.2023
18:52

Ну как не вмешаться!?. (Подсуден ли Оксимирон)

    Вроде, не моё дело. Разве может быть у рэпера подсознательный идеал, на выявлении чего я специализируюсь? Я, правда, из этой области делаю частые набеги на . . .

18.05.2023
22:31

Ну и что? – Ну и ничего.

    После не очень долгого поиска я нашёл, что картина Жерико “Портрет Эжена Делакруа” (1819) Жерико. Портрет Эжена Делакруа. 1819. находится в Музее изящных искусств . . .

16.05.2023
21:19

Ну не даётся поэзия народу, особенно – патриотам

    Никто из более или менее заметных авторов не перешел на сторону зет-литературы. Константин Моргенштерн Я про неприкладное искусство, не про прикладное, . . .

15.05.2023
11:30

Форсированный, эмоционально заряженный цвет

    Я ухватился за сии слова, потому что это, похоже, самое-самое, что может сойти за похвалу, с которой я, может, смогу согласиться. Зинштейн. Какой-то фиолетовый цвет . . .

14.05.2023
20:24

Проверка на…

    Получил по эл. почте такую репродукцию с молчаливым предложением: что скажешь? Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850. Посылка была без автора, названия и даты (пришлось . . .

12.05.2023
19:44

А может, я по отношению к лирическим вещам Вещилова был не прав?

    Прошло несколько дней после того, как его и его бездумную хвалящую я раздолбал. Ну-ка я себя проверю. Проверка будет на лиричность его пейзажей, процитированную . . .

11.05.2023
17:53

Изыск

    Надо, наверно, начать с извинения перед читателем. Ибо ему будет не интересно. А мне необходимо изъясняться непременно письменно, чтоб у меня всё получилось . . .

10.05.2023
07:57

Давайте проделаем эксперимент

    Давайте проделаем эксперимент. Я предъявлю вам, читатель, несколько репродукций, с моими комментариями относительно самого очевидного. А потом посмотрим, что . . .

06.05.2023
17:58

В чём ещё торжество Репина

    Главное торжество Репина в том, по-моему, что он, не ведая этого вполне, был настоящим реалистом. Настоящий реализм у меня лично отличается от общепринятого. Для . . .

01.05.2023
21:23

Пойди туда, не знай куда…

    Как правило, самые жестокие, возможно, те, кто из России, но не русской традиции, такие как чеченцы, буряты и так далее. 28.11.2022 Папа римский Франциск . . .

28.04.2023
12:27

Механизм превращения левого художника в правого

     

    "…интеллигенция, в том числе художественная, с ее традиционно левыми пристрастиями, вытеснялась коммунистами [так называемыми, на самом деле тоталитаризмом предавшими путь к коммунизму] с левых позиций и, теряя веру в справедливое устройство общества, переходила к антикоммунистическому протесту [правому, индивидуалистскому]. Поэтому, в частности, и в Советском Союзе, и в социалистических странах способы мышления, обычно считающиеся консервативными, такие как религия и традиционалистская приверженность национальной культуре прошлого, на обратной шкале ценностей [лже-]социалистического мира превращались в протестные и антиортодоксальные. Это не могло не получить отражения и в искусстве. Спиритуальность, граничащая с религиозным сознанием, была чертой, характерной для многих художников” (Кантор-Казовская).

    Иными словами левые коллективисты становились индивидуалистами-ницшеанцами. Потому что метафизическое иномирие похоже на христианский тот свет и является идеалом одухотворённым. (Как ни сомнительно для некоторых звучит слово “ницшеанец”.)

    То есть, достаточно было не почувствовать, что социализм был лжесоциализмом, как коммунизм становился таким же безобразием, как и капитализм, то есть весь Этот свет не годился, и из него надо было бежать.

    В случае с Владимиром Яковлевым мироотношение конкретизировалось так:

    "…предмет — это результат взгляда на мир “абстрактным” способом: объект то конденсируется из мира абстрактных форм, то растворяется в нем” (Там же).

    Яковлев. Портрет профессора А. Л. Мясникова. 1964.

    Это одна из последних картин Яковлева в стиле ташизма (ташизм был пятнистой формой жестовой живописи – https://gallerix.ru/pedia/history-of-art--tachisme/), когда пятна были у него крохотные. Потом зрение ухудшилось, и он больше не мог писать так.

    Жесты, по идее, должны своей свободой выражать способность всё в Этом – плохом-преплохом – мире игнорировать. – Как жест согласуется с малостью пятен? – Наверно, брызгами. (Поллок жесты овеществлял поливанием краски из сосудов на горизонтально расположенный холст.) Впечатление от картины – разрушительное. А объект изображения заявлен созидательный. Но он созидательный в Этом мире. Который нужно взорвать. Предполагая, как это всегда у ницшеанцев, что сила взрыва такая, что вышвырнет в иномирие.

    Субъективно обида Яковлева на мир проста:

    "Он проучился только в четырех классах школы из-за заболевания щитовидной железы. С одиннадцати лет он наблюдался у психиатра. В 16 лет из-за какого-то нервного потрясения он стал терять зрение: ему был поставлен диагноз – кератоконус. Чуть позже у него началась шизофрения. К середине 70-х гг. Яковлев практически полностью потерял зрение, работать он мог, только приблизив лицо вплотную к картинке. И большую часть сознательной жизни он провел в разных психиатрических заведениях – клиниках, лечебницах, интернатах” (https://adindex.ru/publication/gallery/2013/03/29/97850.phtml).

    У многих ницшеанцев известны болезни и несчастья. И, получается, бытие определяет сознание.

    Но тех, кто сознательно строит на этом жизнь (мещан), они ненавидят (а в СССР практически был взят курс на удовлетворение мещанства задолго до Хрущёва, со второй половины 30-х годов).

    Е. Кропивницкий:

    ЖИЛИЩЕ (КУХНЯ)

     

    В небольшом полутемном жилище

    Днем и ночью горят примусищи

    И готовят кашищи и щищи.

    И довольны и рады жильчищи,

    Что у них изобилие пищи.

    1940

    В минимализме одинаковой рифмы можно увидеть дальний отсвет того самого ницшеанского метафизического иномирия.

    А вот его же живопись.

    Е. Кропивницкий. Двойной портрет школьниц. 1970-е. Холст, масло.

    Тут ту же роль отсвета иномирия играет та же лапидарность. А коровий взгляд этих почти женщин, намекает, что им не до учения в школе. И тут же тихое презрение к советской власти, отменившей в 1956 году платное образование за обучение в старших классах, если кто не "имел в процессе учебы 2/3 и больше оценок отлично, а остальные не ниже четверки” (https://ivanov-1980.livejournal.com/25720.html).

    А вот, как он издевается над мещанским бытом (настольными украшениями).

    Кропивницкий. Без названия. 1977. Бумага, фломастер.

    А вот что-то, подобное стихотворению “Жилице”.

    Кропивницкий. Без названия. 1977. Бумага, фломастер.

    А тут, наверно,

    Кропивниций. Без названия. 1970. Бумага, карандаш.

    насмешка над безликими хрущобами с устранёнными излишествами в проектировании и строительстве (обеспечившими 54 млн. человек отдельными квартирами, но одухотворённому художнику на это наплевать).

    22 ноября 2022 г.

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100