Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
11.06.2023 |
|
||
10.06.2023 |
|
||
08.06.2023 |
И опять, и опять… И почему-то не надоедает
|
||
07.06.2023 |
|
||
06.06.2023 |
|
||
03.06.2023 |
Почему-то не могу отвязаться от этой предательницы Вольтской
|
||
01.06.2023 |
Я не смог найти в интернете автора этих стихов
|
||
31.05.2023 |
|
||
20.05.2023 |
|
||
19.05.2023 |
Ну как не вмешаться!?. (Подсуден ли Оксимирон)
|
||
18.05.2023 |
|
||
16.05.2023 |
Ну не даётся поэзия народу, особенно – патриотам
|
||
15.05.2023 |
Форсированный, эмоционально заряженный цвет
|
||
14.05.2023 |
|
||
12.05.2023 |
А может, я по отношению к лирическим вещам Вещилова был не прав?
|
||
11.05.2023 |
|
||
10.05.2023 |
|
||
06.05.2023 |
|
||
01.05.2023 |
|
||
28.04.2023 |
Механизм превращения левого художника в правого
"…интеллигенция, в том числе художественная, с ее традиционно левыми пристрастиями, вытеснялась коммунистами [так называемыми, на самом деле тоталитаризмом предавшими путь к коммунизму] с левых позиций и, теряя веру в справедливое устройство общества, переходила к антикоммунистическому протесту [правому, индивидуалистскому]. Поэтому, в частности, и в Советском Союзе, и в социалистических странах способы мышления, обычно считающиеся консервативными, такие как религия и традиционалистская приверженность национальной культуре прошлого, на обратной шкале ценностей [лже-]социалистического мира превращались в протестные и антиортодоксальные. Это не могло не получить отражения и в искусстве. Спиритуальность, граничащая с религиозным сознанием, была чертой, характерной для многих художников” (Кантор-Казовская). Иными словами левые коллективисты становились индивидуалистами-ницшеанцами. Потому что метафизическое иномирие похоже на христианский тот свет и является идеалом одухотворённым. (Как ни сомнительно для некоторых звучит слово “ницшеанец”.) То есть, достаточно было не почувствовать, что социализм был лжесоциализмом, как коммунизм становился таким же безобразием, как и капитализм, то есть весь Этот свет не годился, и из него надо было бежать. В случае с Владимиром Яковлевым мироотношение конкретизировалось так: "…предмет — это результат взгляда на мир “абстрактным” способом: объект то конденсируется из мира абстрактных форм, то растворяется в нем” (Там же). Яковлев. Портрет профессора А. Л. Мясникова. 1964. Это одна из последних картин Яковлева в стиле ташизма (ташизм был пятнистой формой жестовой живописи – https://gallerix.ru/pedia/history-of-art--tachisme/), когда пятна были у него крохотные. Потом зрение ухудшилось, и он больше не мог писать так. Жесты, по идее, должны своей свободой выражать способность всё в Этом – плохом-преплохом – мире игнорировать. – Как жест согласуется с малостью пятен? – Наверно, брызгами. (Поллок жесты овеществлял поливанием краски из сосудов на горизонтально расположенный холст.) Впечатление от картины – разрушительное. А объект изображения заявлен созидательный. Но он созидательный в Этом мире. Который нужно взорвать. Предполагая, как это всегда у ницшеанцев, что сила взрыва такая, что вышвырнет в иномирие. Субъективно обида Яковлева на мир проста: "Он проучился только в четырех классах школы из-за заболевания щитовидной железы. С одиннадцати лет он наблюдался у психиатра. В 16 лет из-за какого-то нервного потрясения он стал терять зрение: ему был поставлен диагноз – кератоконус. Чуть позже у него началась шизофрения. К середине 70-х гг. Яковлев практически полностью потерял зрение, работать он мог, только приблизив лицо вплотную к картинке. И большую часть сознательной жизни он провел в разных психиатрических заведениях – клиниках, лечебницах, интернатах” (https://adindex.ru/publication/gallery/2013/03/29/97850.phtml). У многих ницшеанцев известны болезни и несчастья. И, получается, бытие определяет сознание. Но тех, кто сознательно строит на этом жизнь (мещан), они ненавидят (а в СССР практически был взят курс на удовлетворение мещанства задолго до Хрущёва, со второй половины 30-х годов). Е. Кропивницкий: ЖИЛИЩЕ (КУХНЯ)
В минимализме одинаковой рифмы можно увидеть дальний отсвет того самого ницшеанского метафизического иномирия. А вот его же живопись. Е. Кропивницкий. Двойной портрет школьниц. 1970-е. Холст, масло. Тут ту же роль отсвета иномирия играет та же лапидарность. А коровий взгляд этих почти женщин, намекает, что им не до учения в школе. И тут же тихое презрение к советской власти, отменившей в 1956 году платное образование за обучение в старших классах, если кто не "имел в процессе учебы 2/3 и больше оценок отлично, а остальные не ниже четверки” (https://ivanov-1980.livejournal.com/25720.html). А вот, как он издевается над мещанским бытом (настольными украшениями). Кропивницкий. Без названия. 1977. Бумага, фломастер. А вот что-то, подобное стихотворению “Жилице”. Кропивницкий. Без названия. 1977. Бумага, фломастер. А тут, наверно, Кропивниций. Без названия. 1970. Бумага, карандаш. насмешка над безликими хрущобами с устранёнными излишествами в проектировании и строительстве (обеспечившими 54 млн. человек отдельными квартирами, но одухотворённому художнику на это наплевать). 22 ноября 2022 г.
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"