TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.04.2023
14:08

Проект как что-то принципиально ненавистное

    “Беда не во врагах монархии, а в том, что верх над жизнью берет проект. Социализм неизбежен и... исполнение манящей мечты обернется небывалым испытанием, но у . . .

05.04.2023
16:06

«Я не читал, но знаю…»

     

    Это знаменитое, для меня, во всяком случае, выражение есть цитата из выступления какого-то рабочего, осуждающего на общем собрании роман Пастернака “Доктор Живаго”, транслировавшемся на всю страну. Я взял его себе на флаг в кухонных, так называемых, разговорах на политические темы, отличающихся честностью в отличие от нечестных выступлений на собраниях. Я осмеливался рассуждать, сам тот роман не читав, что рабочий прав, что нет дыма без огня, что, наверно же, Пастернак что-то вредное для власти написал, раз она на него так напустилась. Жизнь спустя, я, наконец, прочитал этот роман, сумев это сделать – из-за скучности – только потому, что параллельно с чтением писал отчёт, как мне скучно читать. И – чудо! – в конце я неожиданно, читая, как бы ходил по облакам. – И, оказалось, что парадоксальные слова рабочего я взял когда-то по чутью на флаг не ошибшись: Пастернак воспевал Мещанство-с-большой-буквы. Та-лан-тливо. То есть в дело исполнения замысла сознания вмешалось подсознание и обеспечило тончайшие нюансы, все говорившие одно и то же – про Великое Мещанство.

    Вообще же с романом я в молодости поступил так же, как со множеством литературных произведений, включённых в школьную программу и благополучно мною не прочтённых при пятёрке по литературе. Учили на уроках литературы лжи в империи Лжи, переиначивая именование СССР Рейганом в 80-х годах. Помню, с 50-х начиная, я не читал “Вечера на хуторе близ Диканьки”, потом – “Мёртвые души”, потом – “Войну и мир”. Ну и “Молодую гвардию”.

    Но теперь я их, кроме “Молодой гвардии”, все прочёл и считаю достойнейшими. А с “Войной и миром” вообще чудо происходит. Иногда, открывая и начиная читать в каком-нибудь месте, я обнаруживаю, что я не могу оторваться. Это при знаменитой (в определённых кругах) плохописи эпопеи. Вообще, похоже, все знаменитые вещи, каждая по-своему, обладает своей плохописью. Вот только с “Войной и миром” какое-то чудо.

    “Молодую гвардию” я так и не прочёл, подозревая, что она и просто плохо написана. Не от души, а от замысла сознания. И поэтому меня резануло, когда я прочёл, что её возвращают в школьную программу.

    И я решил применить к ней подход, как описанный выше с “Войной и миром”. Вдруг я тоже не смогу оторваться, абы где открыв. Ведь талант-то у Фадеева был, а тот сплошь да рядом выручал творцов в советское время. Ту же “Как закалялась сталь” взять…

    Я взял и открыл, где попало, первую редакцию “Молодой гвардии”, забракованную властью за слабый показ руководства подпольной работой партией.

    Открыл я роман на месте, как Улю взяли с собой отправившиеся в эвакуацию. Всё завязано на потенциально кипящей молодости, то есть на потенциальных любовях. Анатолий Попов, вот, в Улю Громову влюблён. Потому он задерживает отъезд из города, что ищет Улю. (Комсомольцам райком распорядился эвакуироваться {немцы убьют, надо понимать, просто за то, что комсомолец}. А Анатолий исполнял приказ райкома.). И Уля готова влюбиться в него, заботливого и с такой, вдруг увиденной ею, душевной силой. Олег Кошевой, незнакомый, спасший Улю, остановив помчавших лошадей, испугавшихся бомбёжки, ещё большее впечатление на неё произвёл. А она – на него. Все – молодые красавцы. На фоне… всеобщего беспорядочного отступления прямо по степи.

    Впечатлила какой-то зримостью фраза:

    "И такая пыль стояла над степью, что можно было не мигая смотреть на солнце”.

    Противопоставлены молодость и обстоятельства (отступление). Так и кажется из-за этой безличности, что негатив к отступлению распространяется на власть, не сумевшую летом немцам противостоять после довольно удачной обороны зимой.

    Но, зная, что любовной линии тут не будет, эта любовная часть противопоставления как-то остаётся чужеродной, как пришей кобыле хвост. Обычный оживляж.

    Скучно. Читать не хочется. Но есть способ выкрутиться, не читая. – Прочесть про сравнение двух редакций.

    Прочёл. Ясно. Сперва он написал по материалам, собранным комиссией ВЛКСМ. Материалы в будущем оказались неполными (подполье взрослых провалилось-де сразу, и "вся тяжесть организации борьбы с врагом выпала на плечи молодежи” (Фадеев)). А по имеющимся материалам – Фадеева вдохновил идеал благого для всех сверхисторического оптимизма. Как и в “Разгроме”. Идеал подсознательный. Потому что в сознании-то была победа социализма в войне с фашизмом. А в подсознании – что это не социализм победил, а лжесоциализм. И выражался такой пессимизм образом. – Каким? – Таким:

    "Эта “добавочная” тяжесть в первом издании обусловлена тем, “что кроме и помимо трагизма борьбы с врагом и героической гибели, примешивалась еще и особая, добавочная горечь и звенящая, не могущая найти себе выхода обида за одиночество этих доверчивых, молодых, горячих жизней, оставшихся одними, сиротами” (https://www.dissercat.com/content/dve-redaktsii-romana-fadeeva-molodaya-gvardiya-istoricheskie-i-obraznye-aktsenty).

    Что, грубо говоря, было для власти непереносимо. И было раскритиковано: где, мол, руководящая роль партии?

    Хорошо. Фадеев написал вторую редакцию, с наличием руководящей роли партии. Наступил на горло своей песне. А потом-потом и застрелися.

    И теперь введут в школьную программу вторую редакцию, не художественную, а прикладную.

    И мне грустно. Опять торжествует оболванивание народа.

    9 ноября 2022 г.

03.04.2023
18:02

Ещё про злейшую врагиню

    Признаюсь, мне трудно найти тему. Поэтому я опять обратился к врагине. Её последняя статья о художнике Стивене Морате. "Возможно, работы Стивена Мората не . . .

02.04.2023
18:13

Как меня злейшая врагиня провоцировала на противовластное выступление

    Она мне написала: "Вместо всякой фигни напишите лучше о рублёвской “Троице””. А я даже не полез узнавать, что там с “Троицей”. Знал, что от врагини хорошего . . .

01.04.2023
17:31

Второсортная вещь

    Плохо. Приступаю к чтению-разбору, - если тот получится, - второго произведения Алисы Ханцис, “Борзыми щенками” (2023), с предубеждением против личности автора как . . .

31.03.2023
15:11

Но как я сел в лужу…

    Изводишь единого слова ради… Мне аж жалко себя стало: ну что это за манера воду лить? Или это не вода. А просто обобщающие рассуждения для людей, знающих . . .

28.03.2023
15:12

Комедия относительности

    Сам я преклоняюсь перед абсолютностью. В частности, художественным считаю то, что движимо подсознательным идеалом автора (в виде вдохновения, содержательно . . .

26.03.2023
19:09

Дурь

    Тут не только я дурью маюсь, но и… Мне трудно бывает найти, о чём писать. А хочется. Ибо вечно новенькое что-то открывается при каждом писа`нии. При очередном таком . . .

25.03.2023
12:59

Как наркотическая зависимость

    Это я про свою тягу натягивать на художника с не меняющимся, в общем, мироотношением, раскрытым мною раньше, - натягивать это уже раскрытое на вещь, новую для меня . . .

22.03.2023
23:30

Со мною вот что происходит

    Дурное. Я лажу по стихам Дмитрия Мельникова и жду, когда меня какой прошибёт до слезы. Тогда я беру это стихотворение в литературоведческий оборот, чтоб . . .

21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

19.03.2023
19:19

То ли я слезливый, потому что старый…

    То ли что-то в этом есть – я к концу стихотворения забыл, кто это тут лирическое “я”. “Ах, недопонятность!” - восклицает моё безэмоциональное “я”, думающее, что . . .

18.03.2023
12:55

Дорога в небытие России

    Одним из теоретических нюансов, которые не общеприняты, а я для себя принял, было утверждение Аникста, что маньеризм это никакая не ущербность, а полноценный . . .

16.03.2023
15:55

Осознанно злобное – не художественно

      Буквально на днях мне стала очевидна простая мысль, что, чем автор более зол и маскирует это, тем он больше показывает навострившемуся мне, что зло это не . . .

14.03.2023
17:15

Тенебризм

    "Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi)” . . .

13.03.2023
20:43

Не с бухты-барахты

    Помню, в Одессе открылся Рериховский центр. Я пришёл посмотреть, что это такое. Посмотрел, посмотрел, сел подумать и подумал, что я б не мог работать . . .

12.03.2023
16:51

Ультрасупертонкость

    Собираюсь писать нечто вроде сна, который логичен, но не факт, что как-то соответствует реальности. Я отправляюсь от такой аналогии. Есенин отправился с Дункан в . . .

11.03.2023
18:00

Сатанизм

    Я просто устал от отсутствия кино, о котором можно подумать. Стал искать-тыкаться и как-то остановился на “Со мною вот что происходит” (2012) режиссёра Шамирова . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100