TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.04.2023
14:08

Проект как что-то принципиально ненавистное

     

     

    “Беда не во врагах монархии, а в том, что верх над жизнью берет проект.

    Социализм неизбежен и... исполнение манящей мечты обернется небывалым испытанием, но у человека нет другого достойного выхода, кроме как вынести еще и этот надрыв”.

    Константин Леонтьев. XIX век.

    С первых же кадров фильма “Строгий юноша” (1935) Роома в зрительном ряду борются две ненавистности: буржуазное (всё в стиле модерн) богатство знаменитого профессора Степанова,

    осыпаемого материальными милостями советского правительства, на которые тот в своей высокоценности не обращает внимания (1), и его противного внешнего вида приживал мещанин Цитронов,

    вожделеющий такого богатства, но его не имеющий (2).

    Но это – ложные ходы сюжета. Что автор ненавидит ещё больше – это потуги советскости создать нового человека. Гармоничного. Воплощение – красавец Гриша Фокин.

    В порядке издевательства режиссёр его впервые представляет зрителю со спины. В смысле – и содержательности у него столько же, сколько в спине. А та богатая… Как атлетически сложён… Зато дух беден. У Олеши, автора сценария, это презрение к духу нового человека выражено в телеграфном стиле (ненатуральном), каким написан весь сценарий:

    "Дачная станция.

    Подходит поезд.

    Среди высадившихся молодой человек в белых штанах и белой рубашке”.

    Впрочем, нет, в фильме впервые он представлен медовым голосом, чувствуется, что влюблённой в него, жены Степанова, Маши.

    Гудок электрички.

    - Вот. Это Гриша приехал. Да. Это он. (Переходя на деловой тон) Мы условились в четыре.

    Сразу сухо дан любовный треугольник (Гриша, Маша и Степанов). А взаимная любовь, как стихия и редкость, есть самое слабое место в ненавистном автору проекте нового человека, продвигаемом стихийно, массами, в порядке самодеятельности. Взаимная ж любовь неуправляема. И без неё нет счастья. А что за новый мир без счастья, считают активисты из масс? Достаточно одной этой слабости, и можно весь проект выбрасывать в мусор. Отсюда – теоретическая страсть персонажей.

    Самое едкое, что авторы нашли и продемонстрировали слова Маркса (написанные против денег, всё извращающих) с признанием этой мусорности:

    "Если ты любишь, не вызывая взаимности, т. е. если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она — несчастье" (http://www.uaio.ru/marx/42.htm).

    К этому мнению присоединяются авторитеты: Ольга, член ЦК ВЛКСМ, и Степанов.

    А самое смешное, что ни Олеше, ни Рому не годится такое мужественное решение затруднения. Фильм кончается, можно сказать, изменой Маши мужу. Торжеством буржуазности, соединением несоединимого. Это мудрое барокко.

    Власть же советская, исподволь ведущая скорее невольно, чем вольно, страну к реставрации капитализма, в 1935 году ещё была под большим давлением общественного мнения передовой молодёжи, прокоммунистической больше, чем сам Маркс, прожектёрской. И – фильм запретила.

    10 ноября 2022 г.

05.04.2023
16:06

«Я не читал, но знаю…»

    Это знаменитое, для меня, во всяком случае, выражение есть цитата из выступления какого-то рабочего, осуждающего на общем собрании роман Пастернака “Доктор . . .

03.04.2023
18:02

Ещё про злейшую врагиню

    Признаюсь, мне трудно найти тему. Поэтому я опять обратился к врагине. Её последняя статья о художнике Стивене Морате. "Возможно, работы Стивена Мората не . . .

02.04.2023
18:13

Как меня злейшая врагиня провоцировала на противовластное выступление

    Она мне написала: "Вместо всякой фигни напишите лучше о рублёвской “Троице””. А я даже не полез узнавать, что там с “Троицей”. Знал, что от врагини хорошего . . .

01.04.2023
17:31

Второсортная вещь

    Плохо. Приступаю к чтению-разбору, - если тот получится, - второго произведения Алисы Ханцис, “Борзыми щенками” (2023), с предубеждением против личности автора как . . .

31.03.2023
15:11

Но как я сел в лужу…

    Изводишь единого слова ради… Мне аж жалко себя стало: ну что это за манера воду лить? Или это не вода. А просто обобщающие рассуждения для людей, знающих . . .

28.03.2023
15:12

Комедия относительности

    Сам я преклоняюсь перед абсолютностью. В частности, художественным считаю то, что движимо подсознательным идеалом автора (в виде вдохновения, содержательно . . .

26.03.2023
19:09

Дурь

    Тут не только я дурью маюсь, но и… Мне трудно бывает найти, о чём писать. А хочется. Ибо вечно новенькое что-то открывается при каждом писа`нии. При очередном таком . . .

25.03.2023
12:59

Как наркотическая зависимость

    Это я про свою тягу натягивать на художника с не меняющимся, в общем, мироотношением, раскрытым мною раньше, - натягивать это уже раскрытое на вещь, новую для меня . . .

22.03.2023
23:30

Со мною вот что происходит

    Дурное. Я лажу по стихам Дмитрия Мельникова и жду, когда меня какой прошибёт до слезы. Тогда я беру это стихотворение в литературоведческий оборот, чтоб . . .

21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

19.03.2023
19:19

То ли я слезливый, потому что старый…

    То ли что-то в этом есть – я к концу стихотворения забыл, кто это тут лирическое “я”. “Ах, недопонятность!” - восклицает моё безэмоциональное “я”, думающее, что . . .

18.03.2023
12:55

Дорога в небытие России

    Одним из теоретических нюансов, которые не общеприняты, а я для себя принял, было утверждение Аникста, что маньеризм это никакая не ущербность, а полноценный . . .

16.03.2023
15:55

Осознанно злобное – не художественно

      Буквально на днях мне стала очевидна простая мысль, что, чем автор более зол и маскирует это, тем он больше показывает навострившемуся мне, что зло это не . . .

14.03.2023
17:15

Тенебризм

    "Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi)” . . .

13.03.2023
20:43

Не с бухты-барахты

    Помню, в Одессе открылся Рериховский центр. Я пришёл посмотреть, что это такое. Посмотрел, посмотрел, сел подумать и подумал, что я б не мог работать . . .

12.03.2023
16:51

Ультрасупертонкость

    Собираюсь писать нечто вроде сна, который логичен, но не факт, что как-то соответствует реальности. Я отправляюсь от такой аналогии. Есенин отправился с Дункан в . . .

11.03.2023
18:00

Сатанизм

    Я просто устал от отсутствия кино, о котором можно подумать. Стал искать-тыкаться и как-то остановился на “Со мною вот что происходит” (2012) режиссёра Шамирова . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100