TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.04.2023
14:08

Проект как что-то принципиально ненавистное

    “Беда не во врагах монархии, а в том, что верх над жизнью берет проект. Социализм неизбежен и... исполнение манящей мечты обернется небывалым испытанием, но у . . .

05.04.2023
16:06

«Я не читал, но знаю…»

    Это знаменитое, для меня, во всяком случае, выражение есть цитата из выступления какого-то рабочего, осуждающего на общем собрании роман Пастернака “Доктор . . .

03.04.2023
18:02

Ещё про злейшую врагиню

    Признаюсь, мне трудно найти тему. Поэтому я опять обратился к врагине. Её последняя статья о художнике Стивене Морате. "Возможно, работы Стивена Мората не . . .

02.04.2023
18:13

Как меня злейшая врагиня провоцировала на противовластное выступление

    Она мне написала: "Вместо всякой фигни напишите лучше о рублёвской “Троице””. А я даже не полез узнавать, что там с “Троицей”. Знал, что от врагини хорошего . . .

01.04.2023
17:31

Второсортная вещь

    Плохо. Приступаю к чтению-разбору, - если тот получится, - второго произведения Алисы Ханцис, “Борзыми щенками” (2023), с предубеждением против личности автора как . . .

31.03.2023
15:11

Но как я сел в лужу…

    Изводишь единого слова ради… Мне аж жалко себя стало: ну что это за манера воду лить? Или это не вода. А просто обобщающие рассуждения для людей, знающих . . .

28.03.2023
15:12

Комедия относительности

    Сам я преклоняюсь перед абсолютностью. В частности, художественным считаю то, что движимо подсознательным идеалом автора (в виде вдохновения, содержательно . . .

26.03.2023
19:09

Дурь

    Тут не только я дурью маюсь, но и… Мне трудно бывает найти, о чём писать. А хочется. Ибо вечно новенькое что-то открывается при каждом писа`нии. При очередном таком . . .

25.03.2023
12:59

Как наркотическая зависимость

    Это я про свою тягу натягивать на художника с не меняющимся, в общем, мироотношением, раскрытым мною раньше, - натягивать это уже раскрытое на вещь, новую для меня . . .

22.03.2023
23:30

Со мною вот что происходит

     

    Дурное.

    Я лажу по стихам Дмитрия Мельникова и жду, когда меня какой прошибёт до слезы.

    Тогда я беру это стихотворение в литературоведческий оборот, чтоб разобраться в стихотворении и в себе, чего это меня слеза прошибла. – Совершенно аморальное, можно сказать, действие, каким и положено быть действие аналитика. Мало, что это касается войны на Украине, и смертей, смертей, смертей русских. Или, скажем так, россиян. Мало. Холодный анализ и всё вместе (с поиском) движимо совсем некрасивым: политической конъюнктурой. Почти все мои родственники – русофобы. Но я не имею права голоса перед ними. Иначе они со мной порвут всякие отношения. Некоторые уже порвали. А мне и так почти не с кем общаться – я пережил почти всех сверстников, а более старших – тем паче. И мне приходится смириться и молчать на самую животрепещущую тему. Остаётся только негодовать на тех мне безвестных известных, которые против донечан и вообще граждан Украины, тяготеющих к России, и против России, тяготеющей к этому Русскому миру. Негодовать, что они ж – творцы, им бы вдохновиться невиданным героизмом донечан (годами не уезжать из-под бомбёжек!) – нет. Они, наоборот, в го`ре, что в России процветает фашизм с его неотъемлемой агрессивностью. Может, даже что-то, этим вдохновлённое, сочиняют. И из мести им, к которым физический я не имею никакого отношения, я оправдываю свою некрасивую деятельность вокруг Дмитрия Мельникова.

    Вот это прошибло.

     

    С утра снаряд прошивает дом,

    убивает отца и мать,

    теперь я один проживаю в нем,

    спрятавшись под кровать.

    .

    У кошки кровью сочится глаз,

    сгорела шерсть на лице,

    но снова наводчик, не торопясь,

    подкручивает прицел,

    .

    и снова флажок поднимает палач,

    и новый летит снаряд,

    не бойся, котя, не плачь, не плачь,

    им за нас отомстят.

    3 июля 2019 года

    Слеза прошибла на первом же четверостишии – от столкновения взрослого "проживаю” с детским "под кровать”.

    А дальше: летописный отстранённый тон и… морда кошки названа лицом.

    Я почему-то думаю, что это мальчик. Может, потому, что он адекватно представляет тех, кто по нему стреляет: наводчик орудия, командир (там ещё есть подносящий снаряд, заряжающий, наверно, и про них знает; не знает, наверно, про космическую систему наведения американскую)… Он не я, трёхлетка в 1941-м, возмущавшийся, почему надо бежать вон из избы (в которой нас, беженцев, приютили на ночь), когда воздушный налёт: ведь от бомб же, таких маленьких, если на них, летящих, смотришь, защитит крыша избы. (И маме приходилось придавливать меня к земле своим телом, иначе я вскакивал и бежал в страхе обратно в избу {так она рассказала, сам я не помню}.) Когда через три года мы вернулись, и я уже умел неплохо рисовать, я откуда-то в подробностях знал, как выглядит танк Т-34 и штурмовик ИЛ-2, рисуя победные атаки наших. Так что и этому мальчику столько же. Он в 2019-м уже 5 лет провёл под артобстрелом.

    И – совсем кошмар – "отомстят”. Он готов к смерти, а Россия в 2019 всё ещё не готова отомстить! Хоть возьми и садани головой об стену…

    А мальчик обращается к Истории, этого не осознавая. И это ещё одно столкновение: обращение к кошке с обращением к Истории…

    Всё не совсем нормально: сразу (а обычно – не сразу) нашлись сталкивающиеся противоречия (таков минимум теории художественности по Выготскому: от сталкивающихся текстовых противоречий сталкиваются осознаваемые противочувствия и рождают третье переживание, катарсис, подсознательный, от которого и получаются неуправляемые, хоть и осознаваемые слёзы). Каково содержание катарсиса, минимум теории Выготского не касается. Это уже литературоведение, а не психология. Выготский – психолог, не искусство- и литературовед. А я Выготского каждый день позорю, намекая, что его психологическая теория шепчет это содержание. Здесь оно – идеал трагического героизма (как у одного персонажа-десантника-смертника у Высоцкого: “Вот-вот и взойдёт!”).

    Никакой логики нет в выводе о таком подсознательном идеале. Это индукция, а не дедукция. Это угадка. За то теорию Выготского никто из учёных вот уж 57 лет не применяет практически. Сам Выготский в своей “Психологии искусства” её практически применил только раз и вскользь – для называния словами художественного смысла готического собора. Учёных понять можно – у них карьера. Но могли б хотя бы доводить до факта подсознательного катарсиса, не расшифровывая того содержания. – Нет.

    А что можно б? – Можно б для проверки верности расшифровки опереться на русский менталитет, например: русские – не сдаются, Россия – страна героев. Вот и вдохновляются её поэты соответствующим духом времени (войны, гибельного) типом идеала – трагическим героизмом.

    Можно б и теорию повторяемости в веках типов подсознательных идеалов привлечь для проверки верности угадки. Высоцкий тоже застал гибельное время – смертельную болезнь настоящего социализма (неотмирающее государство). Вот и у него тот же тип идеала.

    25 октября 2022 г.

21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

19.03.2023
19:19

То ли я слезливый, потому что старый…

    То ли что-то в этом есть – я к концу стихотворения забыл, кто это тут лирическое “я”. “Ах, недопонятность!” - восклицает моё безэмоциональное “я”, думающее, что . . .

18.03.2023
12:55

Дорога в небытие России

    Одним из теоретических нюансов, которые не общеприняты, а я для себя принял, было утверждение Аникста, что маньеризм это никакая не ущербность, а полноценный . . .

16.03.2023
15:55

Осознанно злобное – не художественно

      Буквально на днях мне стала очевидна простая мысль, что, чем автор более зол и маскирует это, тем он больше показывает навострившемуся мне, что зло это не . . .

14.03.2023
17:15

Тенебризм

    "Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi)” . . .

13.03.2023
20:43

Не с бухты-барахты

    Помню, в Одессе открылся Рериховский центр. Я пришёл посмотреть, что это такое. Посмотрел, посмотрел, сел подумать и подумал, что я б не мог работать . . .

12.03.2023
16:51

Ультрасупертонкость

    Собираюсь писать нечто вроде сна, который логичен, но не факт, что как-то соответствует реальности. Я отправляюсь от такой аналогии. Есенин отправился с Дункан в . . .

11.03.2023
18:00

Сатанизм

    Я просто устал от отсутствия кино, о котором можно подумать. Стал искать-тыкаться и как-то остановился на “Со мною вот что происходит” (2012) режиссёра Шамирова . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100