Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
26.06.2022 |
|
25.06.2022 |
|
24.06.2022 |
|
22.06.2022 |
Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»
|
19.06.2022 |
Как рождался формализм в живописи
|
18.06.2022 |
Почему у меня не бывает плагиата в принципе
|
16.06.2022 |
Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал
|
14.06.2022 |
|
12.06.2022 |
|
10.06.2022 |
Сломала ль Лентулова советская власть?
|
09.06.2022 |
Полуэлемент, или Как плохо нас учат
|
08.06.2022 |
Безвкусие Ленина как мерило адекватного отношения к художнику Лентулову
|
07.06.2022 |
«Трубка 15, прицел 120. Бац-бац! И … мимо»
|
06.06.2022 |
|
06.06.2022 |
|
06.06.2022 |
|
05.06.2022 |
Люди с тонкой кожей, которые жили и тужили
|
04.06.2022 |
Что-то мучительное
Я, возможно, отличаюсь от большинства. Я в раннем детстве приобщился к мистическому страху, а большинство, думаю, нет. Вот и отличие. Мне было семь лет, когда американцы бросили атомные бомбы в Японии. Я жил тогда в крошечном городке на Украине. Бабушки пацанов (те и те выжили в войну) вспомнили про Апокалипсис. И пацаны делились религиозными сведениями в привязке к действительности. Война пацанов и бабок, видно, не очень страшно коснулась. Около нашего двора было разрушенное (одни стены стояли) здание, говорили, суда и полностью разрушенная, тоже говорили, церковь. И больше я в городе помню только ещё одно разрушенное здание. Меня же привезли из эвакуации со Средней Азии. Я войны не видел. Когда удирали от фронта в 1941, мне было только три года, и что я помню, не носило характера страха. Например, бомбёжка белгородского вокзала целой тучей самолётов мне помнится, как игра: из самолётов сыпались бомбы. Маленькие. И сами самолёты в высоте были маленькие. А атомная бомба под влиянием пацанских страшилок была чем-то космическим. И раз я в зарнице увидел Суд Божий. Золотой Бог сидел на золотом троне, окружённый золотыми ангелами… В общем, я претендую на склонность сочувствовать выражению в изобразительном искусстве негативного. Что большинству не характерно. А советская власть иным не нравилась. И они выражали ей своё “фэ”, когда, после смерти Сталина, это стало возможным. И теперь я, помня негативное из детства, могу естественно принять это “фэ”, тем паче, что, повзрослев, я стал стихийным левым диссидентом: считал социализм смертельно больным и пробовал своим силами – как это ни смешно – его лечить (схлопотал немилость КГБ). Беда в том, что диссидент-то я был левый и от идеала коммунизма так и не отказался, а Россию считаю органически приспособленной к коммунизму. Поэтому меня “фэ” советской власти как-то смущают. В общем, рассматривая нонконформистские советские произведения искусства, я подвергаюсь буквально испытанию сокровенного мироотношения. Что, считаю, является единственной специфической функцией неприкладного искусства (больше ничто не имеет такой функции, кроме личного примера в жизни). Но искусство – не жизнь. Так что единственность сохраняется. Перформанс, акционизм я искусством не считаю, так они нарушают условность искусства, необходимую для испытания. Они воздействуют непосредственно и принуждающее, как жизнь. И это уже не испытание. И тут – ясно. Неясно другое. Как отличить идеологическое искусство (прикладное, ибо усиливает в общем-то знаемую идею, например, тоталитаризм, догматизм советскости) от неприкладного, выражающее ЧТО-ТО, словами невыразимое – подсознательный идеал автора (который может быть тоже антисоветским – индивидуализм, ценность персоны). Вот, например, такая вещь. Орлов Б. Имперский тотем. 1989. "Фэ” тут выражено геометризмом, сухостью. Подозреваю, что ВО…ОВ – это Великая Отечественная война*. А для меня она – святое. А так же – мнение, что россияне – народ-герой, если одним словом. Свойство менталитета. Военная операция на Украине теперь лишнее тому доказательство. Простить выражение “фэ” этому я могу только в одном случае – если художник был не волен высказаться иначе. Если ему идеал сверхценности индивидуума (в пику государству) сознанию его не дан, ибо он – подсознательный. Но. Разве мог быть такой идеал быть подсознательным в 1989 году? – Да ни в жисть! А в то же время есть явная недопонятность в выражении и антимилитаристского “фэ”. Нет, пятиконечная звезда и красный цвет явно указывают на СССР. А крестообразность – на Россию: православие к 1989 году стало поднимать голову. "В 1989 г. в с. Приволжское Ивановской области местное руководство пыталось разрушить церковь, поврежденную молнией. Местные жители взяли храм под охрану и сумели отстоять его… В 1985 г. был арестован и провел год в заключении архимандрит Иосиф (Софронов) из с. Внуто Новгородской области. Одним из поводов для обвинения старца стало посещение его иностранцами. Однако поднятый на Западе шум, а также изменившаяся государственная политика помогли освобождению о. Иосифа. Получили свободу и другие страдальцы за веру… В 1987 г. стало понемногу увеличиваться число храмов. В тот год Православной Церкви были переданы Оптина пустынь и Толгский монастырь, где начала возрождаться монашеская жизнь. В преддверии празднования Тысячелетия Крещения Руси проходили международные конференции, посвященные проблемам церковной истории, богословия и литургики… В апреле 1988 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС охарактеризовал гонения на религию как ошибку и сообщил о разработке нового закона о свободе совести. В мае 1988 г. Оружейная палата Кремля передала Церкви святыни, хранившиеся в музеях. Тогда же Церковь получила часть помещений Киево-Печерской лавры. Еще одним заметным событием стала передача Церкви мощей святителя Феодосия Черниговского и преподобного Феодосия Тотемского. Утратил свои права и председатель Совета по делам религий. В июне 1989 г. на место М. Харчева был назначен Ю.Н.Христораднов, который уже не имел возможности существенно влиять на церковную жизнь” (https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/lektsii-po-istorii-russkoj-tserkvi-1917-2008/15). И т.д. Что не могло нравиться либералу, желавшему свободы не только от государства, но и от церкви, не только от господствующей идеи, но и от авторитетной веры. И всё же “фэ” выражено как-то очень не прямо. Едва ли не недопонятно. Что меня настораживает: не является ли эта недопонятность следом подсознательного идеала. Здесь – против всего централизованного. Влияет, конечно, моя драка за признание самого факта существования в природе подсознательного идеала автора. Вдруг этот Орлов какой-то художник-отшельник и ничего не знал о положении в стране, которой оставалось жить 2 года. В общем, я мучаюсь. Но нет, никакой Орлов не отшельник. Он родился в Химках. В 16 лет познакомился с самим Приговым. Окончил Строгановское училище. И т.д. В самой гуще идейных событий. В 1989 году Орлов уехал в США. Я ему отказываю в подсознательности идеала в 1989 году. Но помучаться пришлось. 16 апреля 2022 г. * - Вы приплели сюда Великую Отечественную. Не подразумевал такого скульптор.Буквы эти — часть молитвы. Вот, процитирую для Вас: "Здесь “транспаранты” оборачиваются молитвой “Во веки веков”, но в повторяющихся обрывках читается “оков”. По вертикалям сбоку клише из речей советских чиновников взывает: “Пусть крепнет!” Читая сквозь строки, мы можем уловить воистину имперский дух: “Пусть крепнут оковы” ( https://vladey.net/ru/artwork/4307).- Обойду молчанием слова автора статьи-поянения, которые в репродукции не видны, хоть они подтверждают моё “фэ” Орлова по отношению к советскости. Среагирую только на то, что в послевоенной советскости составляло главную духовную ценность – победу в ВОВ. Православие не сравнится с этой ценностью. И есть подозрение, что автор статьи-пояснения просто натянул слова молитвы “во веки веков” ради другой натяжки: что "в повторяющихся обрывках читается “оков””. Натяжку можно подтвердить проверкой, помещаются ли 7 букв и 2 пробела между ВО и ОВ. Не помещается. Хоть проверочные буквы чуть меньше, чем в репродукции вещи. 16.04.2022.
|
03.06.2022 |
Ох, уж эти мне дзеновские искюсствоведы
|
02.06.2022 |
Пришла в голову смутная мысль, и я её думаю
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"