TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.06.2022
09:20

Из письма художнику

    До меня вдруг дошло, почему вас потянуло в фэнтези. Ведь "отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и . . .

25.06.2022
19:56

Укр Виктор Костенко

    Хочется как-то по-своему отреагировать на заметку, которая меня заставила заплакать – “Что стало с Бабушкой с Красным флагом". Они таки стали другой нацией . . .

24.06.2022
16:16

Ну как не тосковать?!

    Я не знаю, как доказать, что художник творит нехудожественное. Наверно, я б смог это сделать, если б родился и воспитывался в какой-нибудь семье художника или . . .

22.06.2022
16:25

Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»

    Почему? Потому что Панфилов переврал повесть Солженицына 1959 года. У Солженицына главный герой какой-то колхозник, наверно, почти ни за что севший и очень неплохо . . .

19.06.2022
17:23

Как рождался формализм в живописи

    Это началось с Проторенессанса. До него изображали суть – духовные перипетии из Евангелий и апокрифов. Вот, например, как выражалась суть беспорочного (в . . .

18.06.2022
18:23

Почему у меня не бывает плагиата в принципе

    Едва ли не каждая моя статья является спором с кем-то. С литературо- или искусствоведом, знаменитым или, наоборот, совершенно ничтожным, самого себя никаким ведом . . .

16.06.2022
09:25

Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал

     

    И что теперь делать? Покаяться – мало. Истина-то в чём?

    Сперва я (см. тут) написал, что подсознательный идеал – соединение несоединимого, а через 9 лет, тут – что брезжит будущее метафизическое иномирие ницшеанства. Словом “брезжит” попытался смягчить раздрай… Но это беспринципно.

    Наверно, от перечитывания этой разноголосицы у меня в глубине души зародилась надежда раздрай прекратить, вот я и начал данную статью писать, совершенно не зная, как прекратить.

    Обожаю рассеивать туман в собственной голове…

    Надежду подают слова из первой по времени статьи:

    "Нетрудно показать на примере современных Джотто миниатюр, фресок или пластических декораций к северу от Альп наличие мотивов, в которых конкретная действительность изображена вернее, чем у Джотто, с его такими далекими от действительности скалами, деревьями или обобщенными архитектурами. Зато у Джотто все приобретает новую, художественную, только слабо связанную с действительностью фактичность и убедительность. Его современникам должно было представляться волшебством, когда великий художник развертывал перед их глазами — на основании старых священных рассказов — некое новое бытие и жизненный процесс, где из сырого материала чувственного опыта создавались новые формы и соответствия! По отношению к случайностям повседневной действительности эти последние должны были представляться как откровения небывалых типических истин и взаимоотношений, лежащих в основе чувственного восприятия. Они делали возможным перенесение рассказа в сферу более углубленной и ясной передачи господствующих в природе формальных сил и причинных норм их взаимосвязи” (Дворжак. История искусства как история духа. С-Пб. 2001. С. 152).

    Смотрим на продукцию к северу от Альп.

    Большие французские хроники. 13–15 вв.

    Деревья почти как натуральные деревья, каменистая скала – тоже.

    А у Джотто?

    Джотто. Стигматизация Св. Франциска. 1288.

    Деревья (в горошек) менее натуральны, скала – ещё менее, айсберг какой-то.

    Но.

    У француза скала как-то менее убедительно удалена от человеческой фигуры, чем у Джотто. То есть Джотто что: нарисовал пространство, на что француз не посмел покуситься?

    У француза действие происходит в иррациональном пространстве какого-то духовного единства строителей, наверно, церкви с тем, во имя Кого эту церковь строят. Перед нами порыв.

    Возможно, нечто похожее на другой французской миниатюре XIII века.

    Житие святого Юстаса повествует, что он, живший в первом веке, первоначально носивший имя Плацида, обратился в христианство после чуда. Во время охоты между рогами оленя, которого он преследовал, появился крест (в иллюстрации – видение церкви {художник не подумал, что в первом веке молитвенные дома не выглядели храмами}), и божественный голос воззвал к нему. – Здесь, в миниатюре, пространство тоже иррационально под влиянием выражения религиозного озарения.

    А у Джотто духовное общение Св. Франциска с шестикрылым серафимом (приобщающем святого перед смертью к тем страданиям и любви, во имя которой страдания переносились Христом при казни), - это духовное общение, этот порыв происходит в рациональном пространстве, которому безразлично происходящее на его фоне духовное. В этом рациональном пространстве другое господство, чем духовное, - господство "формальных сил и причинных норм”. Есть ближе, есть дальше… Пусть здесь ещё не природа (она ненатуральна, сфантазирована – было б оскорблением веры, если б она была натуральна), не архитектура тут соответственно – пусть. Но начало движения к естественному произошло!

    Какое, к чёрту, тут будущее метафизическое иномирие ницшеанства? Нет! – Соединение несоединимого тут.

    И оно такое осторожное у Джотто не из-за боязни гнева церковнослужителей, а из-за не данности этого идеала сознанию художника.

    22 апреля 2022 г.

14.06.2022
09:39

Попробую

    Попробую проверить безумную мысль: что в “Портрете М.Н. Ермоловой” (1905) Серов не зря дал столько чёрного цвета. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905. А ведь бо`льших . . .

12.06.2022
17:18

Ничего никому нельзя доказать

    Одной из множества дворовых кошек я кидаю кусочки колбасы из окна. Выработал у неё условный рефлекс: как я появляюсь в окне, она бежит под него, готовая кушать . . .

10.06.2022
14:29

Сломала ль Лентулова советская власть?

    Насколько непосредственно, безрассудочно лично мне противны картины Лентулова, которые я оправдываю как рождённые невольно, под влиянием вдохновения (другими . . .

09.06.2022
21:02

Полуэлемент, или Как плохо нас учат

    Однажды со мной случился такой конфуз. Я зашёл в некий институт повышения квалификации, спросил в канцелярии, есть ли у них своя библиотека, и, получив ответ, что . . .

08.06.2022
19:49

Безвкусие Ленина как мерило адекватного отношения к художнику Лентулову

    Ленин был человек оптимистичный. Этому помогала его прозорливость. Она ему открыла возможность сыграть на ужасности капитализма в России. Капитализм наиболее . . .

07.06.2022
17:40

«Трубка 15, прицел 120. Бац-бац! И … мимо»

    Читаю о советских нонконформистах. Вижу – фамилия незнакомая – Игорь Копыстянский. Открываю в интернете первое попавшееся. Копыстянский. Диптих № 7. 1988. Смотрю – . . .

06.06.2022
20:33

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

06.06.2022
20:31

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

06.06.2022
20:31

«Грустный вальс» Сибелиуса

    У меня и сейчас грустная жизнь. Я ничего особого не достиг в жизни. Но сейчас, в старости, хотя бы случаются микродостижения. Ими я называю случаи, если мне удаётся . . .

05.06.2022
19:46

Люди с тонкой кожей, которые жили и тужили

    Мещанам их не понять. Один такой говорил на днях по скайпу, наверно, или чему-то подобному из Мариуполя с Макимом Юсиным. Сказал ему: "Жил я в русскоязычном городе . . .

04.06.2022
16:54

Что-то мучительное

    Я, возможно, отличаюсь от большинства. Я в раннем детстве приобщился к мистическому страху, а большинство, думаю, нет. Вот и отличие. Мне было семь лет, когда . . .

03.06.2022
23:09

Ох, уж эти мне дзеновские искюсствоведы

    Перепишу, благо, она короткая, всю статью автора канала "Анализ красоты” к такой вот картине. Пименов. Новый год. 1949. "Юрий Пименов в работе “Новый год” . . .

02.06.2022
21:06

Пришла в голову смутная мысль, и я её думаю

    Я не боюсь браться доводить смутное до ясного. Авторитета у меня нет – терять мне нечего. Вот, что толкнуло мою смутную мысль: "…картину мы наблюдаем в Италии в . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100