Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
23.07.2022 |
|
21.07.2022 |
|
20.07.2022 |
|
19.07.2022 |
|
17.07.2022 |
|
15.07.2022 |
Про издевательство над плакатом «Родина-мать зовёт!»
|
14.07.2022 |
Если быть принципиальным в канун 9 мая
|
13.07.2022 |
|
12.07.2022 |
Чем хороши вечера с Владимиром Соловьёвым?
|
11.07.2022 |
|
10.07.2022 |
|
07.07.2022 |
|
06.07.2022 |
Был такой художник – Домашников
|
05.07.2022 |
Украина чему учит? – Не торопись!
|
04.07.2022 |
Интеллигент – это непониматель
|
03.07.2022 |
|
02.07.2022 |
|
30.06.2022 |
Все названия для статей исчерпал
|
28.06.2022 |
|
27.06.2022 |
Горе мне: за Горюшкина приходится браться
Вот, что он написал после поражения революции 1905 года. Горюшкин-Сорокопудов. Из культа прошлого (Из века в век). До 1908. Горюшкин-Сорокопудов. Московская слобода. 1910. То же с другими тонами. Горюшкин-Сорокопудов. Старая Русь. 1910. Почему горе мне? – Потому что две последние репродукции не остановили б моего внимания, проходи я мимо них на выставке. Но эти три вещи упомянул Манин в своей книге “Русская живопись ХХ века”, том 1 (http://www.artpanorama.su/?category=article&show=subsection&id=567). А это крупный искусствовед, раз, и художественный смысл не открывается сразу, два. Вот и вынужден я поступать против непосредственного переживания и разбираться с чужим выбором. Даже если окажется, что в результате удастся что-то внятное сказать о картинах, всё равно остаётся осадок, что картины не понравились было. Эти две надуманные, им не веришь. Не потому, что это допетровские времена и чёрт знает, как тогда одевались, и вообще не известно, так ли всё выглядело. Нет, и в те времена снег таял и листья на него падали так же, как и во время сотворения изображения, и в год смотрения на картины зрителем. Но как-то по-мёртвому всё выглядит. Не так, как с первой репродукцией. Там таки как живое: погода, воздух, освещение, пространство… Но. Это ж плохой вкус – если нравится за то, что как живое. – В общем, горе выморочности какой-то. А вы заметили, что я заметил, что после революции это написано? После проигравшей революции… Дело в том, что слова Манина о Горюшкине-Сорокопудове как о воссоздающем старину, если вспомнить проигравшую революцию, как-то подходят и к картинам Рябушкина на десяток лет раньше возникшим после поражения народничества (см. тут). – От плохого настоящего бросаются в воспоминания о прошлом. Это уже что-то внятное насчёт трёх приведённых репродукций. И новое, пожалуй, Маниным не замеченное. Что в первую очередь пришло на ум, почему я и стал писать о неинтересных мне, в общем, картинах. Впрочем, и это есть горе – опускание до писания о скучном. Но нет худа без добра – вот это выражение Вечности в картине “Из века в век” есть ЧТО-ТО, словами невыразимое всё-таки. Пусть попытка выразить словами проникла даже в название. Это не просто Вечность, а Вечность России. В непреходящей прелести её непритязательности, её бедности материальной… при могуществе материальном же… Какая толщина стен… какая неоглядная даль… В двух других вещах это тоже хотелось художнику выразить, да гораздо слабее получилось. Манин не совсем попал со своей характеристикой: "Менее величественно, более привязано к быту, но красочно и колоритно воссоздал старину Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954). Его картины <…> полны ощущения времени, осязаемого деревянного города теплого, уютного, благоприятного для жизни. История переведена в лирический план. Ощущение тишины и покоя, жажда которых, видим, ощущалось в начале века, сообщает произведениям художника задушевность, расходящуюся с напряженностью его времени. Удаление в историю можно рассматривать как уход от современных катаклизмов, но при этом дух истории всегда присутствует в произведениях”. Вечность России, по-моему, более верное переживание. Оно граничит почти с ницшеанским метафизическим иномирием, к которому у меня слабость – за философичность. Поэтому я рад что случай привёл меня вот к этому. Горюшкин-Сорокопудов. Ночное. Странник. Жаль, дата не находится… Я особенно распалился, когда подумал – может, ошибочно – что теплый тон диска и наличие отсветов на облаках уводят это от восхода луны к заходу солнца. Ни день, ни ночь… Вневременье… Ещё дальше, чем Вечность… За такую картину, за такой миг о горе, что я обратился к этому художнику, можно забыть. Пусть я и ошибаюсь с его, в общем, направленностью (и он лишь "немножко отдавал дань мистике” по словам коллеги М.Е. Валукина). А вообще он много чего, далёкого от Вечности, написал. Горюшкин-Сорокопудов. Сталин у гроба Ленина. Слева Крупская, наверно. Как-то подозрительно нет в окружении гроба тех, кто был репрессирован. Это заставило меня подумать ещё одну рискованную мысль, пользуясь тем, что умер художник в 1954 году, через год после Сталина. – Вдруг он написал эту картину в 50-е годы (когда уже были известны все репрессированные)… – Тогда можно к этой картине приложить такую мысль о бунте к концу 50-х годов против академизировавшегося романтического витализма: "…жестикуляционная истерия [этого академизировавшегося] или материальные конфликты превратились в подходящий рецепт для элегантного жеста красоты или эстетического исследования самой материи” (https://natural-colours.livejournal.com/43730.html). Жестом красоты тогда окажется это столкновение холодных оттенков фиолетового с тёплыми красного покрывала и жёлтого электрического света вдали. И плевать художнику на то, о чём картина. . Зачем я так рискую? Ведь так зыбко подведение к акценту на красоту… Жаль мысли, если она не будет высказана. 29 апреля 2022 г.
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"