Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
05.07.2022 |
Украина чему учит? – Не торопись!
|
04.07.2022 |
Интеллигент – это непониматель
|
03.07.2022 |
Вот что это такое? Я должен повиниться: всё чаще начинаю писать, не зная, что писать. Расчёт не на авось, а на то, что повторится чудо прошлых подобных случаев: раз имя художника известно – что-то его вещи да шепнут. В этот раз я в телевизоре услышал фамилию Шакенов. Некоторые картины его словно примагничивают глаз. Шакенов. 2003. Ясно, что художник выразил своё настроение, а не изобразил действительность. Что это за настроение? Счастья? Весны? Если б лето. Я б представил такую музыку для аналогии: https://www.youtube.com/watch?v=Y5xuRQPmZNc Это Брамс, вальс ля бемоль мажор, № 15. Мне сплошное гудение фортепиано представляется густой листвой деревьев в тени, но как она ни густа, сквозь неё пробиваются ослепительными блёстками лучи солнца там и сям. И – нега тёплого дня разливается по телу. Такая пронзительность счастья – от собственной несчастности (Брамс несколько раз влюблялся, но так и не женился, у него не было друзей). "Брамс не хотел ни к чему и ни к кому привязываться” (https://culture.wikireading.ru/51771). А был ли несчастен Шакенов и почему, я не узнаю. И как может быть весной густая листва, чтоб нахождение её в тени подчёркивало яркость пробивающегося солнца – я не знаю. Но большинство нарисованного у него дано именно в тени, и солнечные блики – ослепительны. Наверно, без массы тени нельзя выразить ТАКУЮ радость света, без личного несчастья – ТАК выражать счастье. Когда я воображаю картину под музыку Брамса, я там смотрю против света. Изображение этого называется контражур. Всё, кроме светлого, очень тёмное. А редкие прорывы солнца – ослепительные. Шакенов так не поступил. Он дал длинные тени слева направо. Но всё остальное, освещённое, ТАК сильно отражает свет, что оказывается таким же ослепительным, как само солнце. Беспримесные белила. – Это неправда, если подходить как к натурализму. Но тут – романтизм предположительно. И всё равно художник ведь не может силу света солнца на изображении дать равной реальной силе его света. Вот художник и извернулся, как смог. Другое нарушение натурализма такое. – В изображённой тени бывают рефлексы. Они не могут быть ярче бликов на освещённой части предмета. Так вот с тумбами ограды не так. Хоть солнце светит, мол, слева, правые грани тумб не в тени, а в сплошном рефлексе. Для того же впечатления ослепительности даны немотивированные святящиеся точки по затенённому стволу толстого дерева слева. А три человека в тени вдали даны так, словно они не на фоне чего-то освещённого, а на фоне самого солнца, из-за чего толщина их тёмных тел аж истончается до всего лишь знака человека. Свобода кисти выражает вырвавшийся на свободу дух. Чего это образ, в жизни Омска или Казахстана, Шакенов преодолел – не узнать. От московских изовльностей он далёк. Может, в том – страдание. Трагедия судьбы (ему велели подучиться в Москве, а он обиделся и поступил в Омске в пединститут на художественно-графический факультет, сам себе подрезал крылья). Провинция? Нельзя очень уж отойти от натуроподобия – карьеру испортишь. Его, вон, признаётся, и так критиковали за открытый цвет – пришлось начать смешивать краски (всё-таки не чистые белила в самых светлых местах, а с голубизной). Его, наверно, постигло ещё большее разочарование, чем это бывает с романтиками. Те для выражения своей прекрасной души, в жизнь которой они убегают от мерзкого внешнего мира, - те от натуроподобия не отказываются, просто находят в природе очень уж необычное что-то по красоте. Для бо`льшего разочарования, для ницшеанства, для выражения вообще иномирия, ничего натуроподобного может не хватить. Вот он и бросается рисовать листву – синей, тень тумбы – всю в рефлексе. Шакенов. Серый дом. Тротуар – голубой. Шакенов. В степи. 1998. В небе – чёрные кляксы. Облака – ну горы, да и только. Около солнца – откровенная краснота, когда само оно ещё белое. Теперь я могу ответить себе на вопрос, что это. Это – робкое, провинциальное ницшеанство. От крайнего разочарования из-за шаблонности жизни. 8 ноября 2019 г.
|
02.07.2022 |
|
30.06.2022 |
Все названия для статей исчерпал
|
28.06.2022 |
|
27.06.2022 |
Горе мне: за Горюшкина приходится браться
|
26.06.2022 |
|
25.06.2022 |
|
24.06.2022 |
|
22.06.2022 |
Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»
|
19.06.2022 |
Как рождался формализм в живописи
|
18.06.2022 |
Почему у меня не бывает плагиата в принципе
|
16.06.2022 |
Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал
|
14.06.2022 |
|
12.06.2022 |
|
10.06.2022 |
Сломала ль Лентулова советская власть?
|
09.06.2022 |
Полуэлемент, или Как плохо нас учат
|
08.06.2022 |
Безвкусие Ленина как мерило адекватного отношения к художнику Лентулову
|
07.06.2022 |
«Трубка 15, прицел 120. Бац-бац! И … мимо»
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"