TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.08.2022
21:55

И называйте это натяжкой. Зато логично

    С Левитаном у меня тот случай, который даёт чувственную иллюстрацию того, что восприятие зрителем подсознательного идеала художника подсознанием возможно. Я, . . .

01.08.2022
09:01

Не хочу переставать дурью маяться

    Дурь это гордое хвастание умением "быть “более зрячим, чем когда-либо был человек” (Rilke R. M. Sдmtliche Werke: In 3 Bdn. Wiesbaden, 1957. Bd. 2. S. 10S.)” (Пестова . . .

31.07.2022
21:25

И ещё про Якова Кедми, влюблённого в Россию

    Вот с него и начнём: "Сначала по поводу этой ОДКБ. Ну трудно избавляться от наивности. Ну так вы и не избавляетесь от наивности. Вот часть стран ОДКБ – почти все – . . .

30.07.2022
09:06

Зануда спорит с Фаворским

    Судьба мне послала одну постояннодействующую клеветунью, так одной из её преувеличений относительно меня является моя халтурность: я не дочитываю-де . . .

29.07.2022
10:05

Безвыходное положение и у приемлющих украинские фейки, и у неприемлющих Малевича, Поллока и Ротко

    Вчера у меня был интересный опыт души… Вообще, - вы заметили, читатель? – что я почти все статьи начинаю с себя. Это потому, что они есть результат прислушивания к . . .

26.07.2022
14:54

Всё плохо, и это есть обычность

    Непризнанность в мире учёных позволяет мне не бояться за свой авторитет и делать рискованные суждения (а кто не рискует, тот не пьёт шампанское). Одно из таких . . .

26.07.2022
09:34

Что можно сказать против похвальных слов Бродского о Высоцком

    Вот эти слова: "Принято в общем относиться к поэтам-песенникам с некоторым, мягко говоря, отстранением, предубеждением, если угодно. И это в общем до Высоцкого, . . .

23.07.2022
13:18

Рабочий муравей

    Это я о себе. Стал читать о новом для меня художнике, Арсении Семёнове, и как-то ударили по сознанию слова: “Ленинградская школа живописи”. Даже расшифровка дана . . .

21.07.2022
10:16

Из пальца сосал?

    Мне фамилия художника Андрияка казалось знакомой. Я полез искать, не писал ли я о нём. Оказалось, что писал, но ещё не опубликовано. Перечитал. Раскритиковал я там . . .

20.07.2022
14:02

Неужели открытие?!.

    Одно колоссальное наблюдение я за собой числю: что на картине А. Иванова “Явление Христа народу” никто Христа не видит. Теперь у меня появилось подозрение, что . . .

19.07.2022
18:08

И опять… Как пластинку заело

    И опять мне служба рекомендации подсунули дзеновскую горе-искусствоведшу. Она выдала россыпь картин Моне, только одна из которых была привязана к тексту. И . . .

17.07.2022
10:08

Ну-ка! Ещё раз на засыпку…

    Только что у меня был удачный опыт похвалы произведениям прикладного искусства. За экстраординарность. И как-то так случилось, что из-за этого мне захотелось . . .

15.07.2022
23:31

Про издевательство над плакатом «Родина-мать зовёт!»

    Сам объект издевательства, если кто не знает – вот. Тоидзе. Родина-мать зовёт! 1941. Прочитав, что солдаты, отступая из города, срывали этот плакат и уносили с собой, . . .

14.07.2022
23:11

Если быть принципиальным в канун 9 мая

    Речь пойдёт о прикладном искусстве, то есть об искусстве второго сорта, если первым сортом считать неприкладное, рождаемое подсознательным идеалом и у . . .

13.07.2022
11:40

Но как я получил по сусалам…

    Искусствоведы, особенно плохие, часто некритически берут некое положение другого искусствоведа. Я пал жертвой этого правила и получил: "Только скользящие по . . .

12.07.2022
09:22

Чем хороши вечера с Владимиром Соловьёвым?

    Тем, что мировоззрением тем занимаются. Сам Соловьёв 5 мая 2022 вывел коллективизм российской цивилизации из того, что полгода тут мороз 30 градусов. Из плохих . . .

11.07.2022
20:43

Обнаглел

    Последние несколько недель я занимаюсь тем, что беру из списка принимаемых в Третьяковскую галерею художников современного искусства очередное имя, разыскиваю, . . .

10.07.2022
17:42

На автомате

    Наткнулся на симпатичное стихотворение. Эпиграф к нему – пушкинское “Что в имени тебе моём?”. "Написано 5 января 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки . . .

07.07.2022
14:16

О-за-дачен

     

    Я был так благополучен, когда лично обнаружил искажения пространства у Сезанна (искусствоведы как-то это словом “искажения” не называют). Я думал, что искусствоведы баламуты в большинстве своём и нам просто врут (а я смелый и открываю глаза на голость короля). Как вдруг я натыкаюсь на такую фразу:

    "…последующее развитие живописи (начиная с Сезанна) во многом знаменует возврат к принципам обратной перспективы (суммирование зрительного впечатления)” (Б.А. Успенский).

    Как это соединить с крайним индивидуализмом, который расцвёл от непрекращающихся поражений революций в Западной Европе в XIX веке, - расцвёл до степени отрицания всего Этого мира с его законами (коррелирующими с обществизмом и Порядком)? Или иномирие как раз и есть иной Порядок, чем был (в Этом мире)? И, раз Порядок, то вот налицо суммирование?!. А?

    Есть, оказывается, и другие слова, выражающие иномирие: "изображения “по представлению” [не то, что с натуры срисовано]… “внутреннюю дистанцию для созерцания, некую отстраненность и обобщенность видения”” (Максим Тавьев. https://classic-art-ru.livejournal.com/1042.html).

    Хорошо б это проиллюстрировать…

    Сезанн. Сезанн. Каштаны и ферма в Жа де Буффан. 1985-87.

    "…элементы пространственного целого <…> выделяются в самостоятельные, обособляющиеся в нашем восприятии эпизоды” (Там же).

    Одно – передний план, другое – объединённая крона деревьев второго плана, третье – уходящая вглубь ограда, четвёртое – далёкие деревья, пятое – дома, шестое – небо.

    Первое "сверху достаточно определенно очерчивается непрерывной линией изменчивого цветового контраста” (Там же). Тёмно-сине-зелёное контрастирует с красным слева, зелёное с красным контрастирует в центре, тёмно-синее контрастирует с бледно-зелёным справа.

    Обособленность кроны обеспечена её темнотой, контрастирующей с более светлым со всех сторон кроны: желтизной, наверно, дома – слева внизу, желтизной дома – в центре внизу, бело-синим небом – справа.

    Ограда обособлена снизу контрастом с коричневой тенью от ограды, сверху – контрастом с жёлтым домом.

    Далёкие деревья обособлены контрастом с желтым домом внизу и с голубым небом вверху.

    Дома тоже кругом обособлены контрастами.

    И небо – тоже.

    Фрагменты "несут в себе некие самостоятельные пространственные ощущения и при этом явно сопоставляются друг с другом… предоставит зрителю разнообразие точек зрения” (Там же).

    Кроме того, всё обособленное объединено времённо, так сказать.

    "…одно из уникальных качеств живописи состоит в том, что фактор времени здесь освобождается от своей извечной последовательности, и в картине его течение замыкается в обозримое целое” (Там же).

    Вот мне и суммирование…

    Так утончённо, что ой. Никакое не корёжение.

    То есть корёжение, конечно, но к которому "теряется интерес” (Успенский).

    Пропали все мои открытия корёжения как образа выражающего принципиально недостижимое метафизическое иномирие, только тем и хороший образ, что образ это всё же некая достижимость.

    С этим поражением как-то надо научиться жить…

    *

    А нельзя ли как-то спастись? Например, с привлечением подсознательного идеала.

    Известно, что Сезанн подкладывал монетки под некоторые предметы натюрмортов.

    Сезанн. Натюрморт с драпировкой. Ок. 1895.

    Например, вот здесь под большую тарелку явно что-то подложено – она видна с точки зрения более высокой, чем кувшин, судя по большей вытянутости овала кувшина. То есть налицо осознаваемое желание получить разные точки зрения, чтоб было из чего получить "суммирование зрительного впечатления”, какого нет в прямой перспективе, и чего он, не учёный живописи, и фактически в жизни не видит (из-за бинокулярности зрения). Учили б прямой перспективе – у него б нормой она стала. Не было б позитивное стремление к истине в виде обратной перспективы. Позитивное и осознаваемое – коррелируют. Но! Есть же в жизни и негативное! И его отрицание вполне может быть не данным сознанию, быть подсознательным идеалом иномирия. (Тогда то, что я назвал иномирием выше и что связано с осознавааемостью, надо и называть другим словом – например, другомирием.)

    И вот иномирие прорывается вопреки сознанию и – см. красную линию – край столешницы, продолженный прямою слева, из-под салфетки выныривает не продолжением этой прямой, а выше. И ваше сознание этого не замечает. Можно думать, что сознание Сезанна – тоже, хоть исполняла ЕГО рука. Она была не вольна сделать верно, что и есть след подсознательного идеала, явно негативного по отношению и к Этому миру, и к другомирию.

    И – я спасся!

    Теперь можно вернуться к первой репродукции

    и увидеть, что и там (если предположить параллельность построек друг другу: дома, двух заборов) есть отрицающее иномирие наряду с созидающим другомирием.

    4 мая 2022 г.

06.07.2022
19:52

Был такой художник – Домашников

    И есть у него одна картина, совсем не домашняя по пафосу. Другие тоже о том событии картины писали, но ни один не написал такую… мистическую. В связи с нею мне . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100