Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
26.06.2022 |
|
25.06.2022 |
|
24.06.2022 |
|
22.06.2022 |
Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»
|
19.06.2022 |
Как рождался формализм в живописи
|
18.06.2022 |
Почему у меня не бывает плагиата в принципе
|
16.06.2022 |
Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал
|
14.06.2022 |
|
12.06.2022 |
|
10.06.2022 |
Сломала ль Лентулова советская власть?
|
09.06.2022 |
Полуэлемент, или Как плохо нас учат
|
08.06.2022 |
Безвкусие Ленина как мерило адекватного отношения к художнику Лентулову
|
07.06.2022 |
«Трубка 15, прицел 120. Бац-бац! И … мимо»
|
06.06.2022 |
|
06.06.2022 |
|
06.06.2022 |
|
05.06.2022 |
Люди с тонкой кожей, которые жили и тужили
|
04.06.2022 |
|
03.06.2022 |
Ох, уж эти мне дзеновские искюсствоведы
|
02.06.2022 |
Пришла в голову смутная мысль, и я её думаю
Я не боюсь браться доводить смутное до ясного. Авторитета у меня нет – терять мне нечего. Вот, что толкнуло мою смутную мысль: "…картину мы наблюдаем в Италии в эпоху Возрождения. Ее политическая роль в тогдашней Европе была крайне малозначащей. Расчлененная на ряд небольших деспотий и республик, государственное устройство которых было неустойчивым и которые постоянно вели ожесточенные гражданские войны, возникавшие из узко местных интересов, Италия принимала лишь незначительное участие в больших вопросах мировой политики, волновавших северные государства. Ведь средневековье также имело свои “империалистические” проблемы, но состояли они — в соответствии с общим характером эпохи — не в борьбе наций между собой за преобладание, а в соперничестве между двумя идеологическими системами, между империей и папством. Ни одна страна не была затронута этим соперничеством до такой степени, не была взбудоражена им до последней общины включительно и так не страдала от него, как Италия; и когда соперничество это разрешилось и интерес к нему у ведущих мыслителей эпохи иссяк, то Италия словно бы сошла с арены политических событий и осталась пестрым скопищем коммунальных образований, в которых и экономический уклад по сравнению с феодальным Севером обладал мелкобуржуазным характером” (М. Дворжак. https://pdf.11klasov.net/11980-istorija-italjanskogo-iskusstva-v-jepohu-vozrozhdenija-v-2-tomah-dvorzhak-m.html). А сама смутная мысль моя в том, что подсознательные идеалы, превращающиеся друг в друга во времени, вдохновляющие художников, рождаются в малых коллективах. Как это случилось с возникновением и самого искусства (и, синхронно, самого человека). И при том рождении сознания было мало, а подсознательного много. Вот оно и было преимущественно неприкладное (вдохновляемое подсознательным идеалом, что МЫ – люди, а ОНИ – нелюди). И по мере расширения сознанием своих “территорий” в мозгу, в культуре стало количественно перевешивать прикладное искусство (что от сознания) над неприкладным. Всякое воспевание организации, старейшин и богов отошло к продуктам, инициированным сознанием. И история неприкладного (высшего и естественного) искусства превратилась в пунктир с очень редкими чёрточками. Вот на излёте средневековья с его от ума высокими заботами о первенстве императора или папы и обеспечили побочность, - с точки зрения примата прикладного искусства, - искусства мелких коллективов, сосредоточенных в раздробленной Италии. А в мелких коллективах вероятнее вырастает как раз неприкладное искусство. Как в мелких коллективах полисов Древней Греции. - А как с катакомбным искусством первых христиан? Там же тоже были мелкие коллективы… - Наверно, их суперреволюционые относительно античности образы того света тоже родились от подсознательного идеала. Художники-то были неграмотными. Проповедь-то они слышали. Но переводу духа новой религии в изображение способствовало, может, неотрефлексированное усвоение новой веры сознанием. Вот тут психическая и физическая бессвязность изображения похороненных наречена, - и наречена довольно естественным образом, - образом связи изображённых с высшими духовными силами. И вдруг это была очень и очень большая неожиданность образа? Что требует вмешательства аж подсознательного идеала, чтоб такую неожиданность породить… Христос за одно только почти в сослагательном наклонении приятие того света одним из вместе с Ним казнимых разбойников, - за одно это приятие разбойника того к себе приблизил: "41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. 42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лука 23).Верь – и будешь с Христом на том свете. А похороненные (и, вот, изображённые) верили. Так где они? – С Христом. Значит, не в психическом и физическом контакте с погребёнными в этом же склепе и, вот, с тоже изображёнными людьми. Естественна или неожиданна для других верующих земная бессвязность на изображении? Пожалуй, всё-таки естественна. То есть малость коллектива не обеспечивает подсознательности, раз так подробно сознанием разработано понятие о Боге и загробной жизни. А вот отличие уклада жизни итальянских городов "мелкобуржуазным характером” от жизни испанцев, французов и жителей с 1378 года Священной Римской империи итальянцами не осознавалось. Идеалы такой жизни вполне смогли оказаться подсознательными у художников. Тем самым я оспорил Черноиваненко, утвердившего, что среди других эпох (религиозно-риторической и светско-риторической) художественной эпоха стала только начиная с романтизма (философски – солипсизма, а гражданский романтизм был вполне прикладным искусством). Правда, романтики-солипсисты тоже были поначалу притесняемым меньшинством… Так что и тогда учащённая художественность была связана с небольшими коллективами. Остаётся только с греческими полисами разобраться. Там главным ужасом была возможность попасть в рабство. "Рабство не щадило никого; под его уравнивающую власть одинаково попадали и люди самого низкого происхождения и те, чьи головы были увенчаны царскими коронами” (http://www.sno.pro1.ru/lib/vallon_istoriya_rabstva/1.htm). Да что там! И богов не миновала участь попадания в рабство: "Сами боги — для утешения людей — попадали под его власть. Клитемнестра у Эсхила напоминает Кассандре о рабстве Геракла, и поэт Паниасис в своем эпосе (“Деяния Геракла”) пел об этих испытаниях обитателей Олимпа: Жребий такой перенесть пришлось некогда также Деметре, Был ведь рабом и Гефест, могучий своими руками, Был и владыка морей Посейдон, сребролукому также Фебу было оно суждено, у смертного мужа В рабстве провесть целый год, даже грозный Арес подчинился Воле отца неизбежной.” (Там же). Рабство в Древней Греции, расположенной в горах, на островах и в умеренном климате, было не таким страшным, как южнее в Азии и Африке, где ирригация требовала огромного числа рабов. Но всё равно это был ужас. А наличие ужаса делает мыслимым бегство художника. Бегство из действительности в переживаемое как подсознательный идеал метафизическое иномирие. И им стала красота, в реальном мире несуществующая (потом примеры красоты обсчитали тогдашние учёные, которых стали называть основоположниками эстетики). И так целая эпоха, минимум пол античности, стала полосой, когда чаще обычного появлялись художественные произведения (рождённые подсознательным идеалом). И из-за повторяемости подсознательных идеалов в веках тип идеала этой половины античности можно назвать ницшеанством, хоть Ницше родился через тысячи лет позже. Римская часть античности из-за того, что там не имела места малочисленность коллектива, наверно, вдохновлялась уже чаще не подсознательным идеалом, а чем-то осознаваемым. 15 апреля 2022 г.
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"