TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.03.2022
18:23

Неужели эврика?!.

    ß, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы. Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную . . .

28.03.2022
13:49

Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет

     

    Почему “Мона Лиза” Леонардо так знаменита? Потому что спецы – а только они и заметили, но большинство молчат – разнесли по всему свету и на все века, что это о-ё-ёй.

    О чём большинство спецов молчит? – О том, что она (в подлиннике) создаёт впечатление живой из-за вашего малейшего шевеления перед нею или из-за изменения прищура ваших глаз. Они боятся, уточняющих вопросов: “А как именно она живая?”. Они боятся проговориться, что она, - напишу словами Чичерина, который не побоялся, - то вакханка, то чистая. Понимаете: “То вакханка”! То есть это признаться пусть и в секундной похоти… в музее!

    Молчат, гады!

    Вот так и с явлением, названным Лосевым "обратной стороной титанизма” (http://psylib.org.ua/books/lose010/txt05.htm).

    Либералы и тут успели подгадить. Уже несколько веков подряд. – От большинства скрыта вопиющая изнанка гуманизма, открытого возрожденцами.

    Вернусь к Леонардо.

    Как он сумел вызвать мужскую похоть в неподходящем месте? – Стремлением к точности. Надо, чтоб Мона Лиза, позируя, тоже испытывала похоть. А в другой раз – наоборот. Для первого раза он вызывал чтеца, и тот выдавал похабные анекдоты. Для очередного раза он вызывал музыкантов, и те играли возвышенное. И так чередовал.

    Леонардо не знал про себя, что во всём этом он ведом подсознательным идеалом гармонии низкого и высокого. Этот идеал ему “кричал”, что так жить нельзя. Так – в том разврате, какой царил вокруг в связи с этой "обратной стороной титанизма”.

    Жанна де Монбастон. Монахини, срывающие пенисы с дерева. XIV век.

    "…перед чудотворными иконами развешаны по обету изображения половых органов, исцеленных этими иконами” (Лосев).

    Стиль – не натуралистский (натурализм связан с гуманизмом). Как бы чертёж пениса.

    И Леонардо в таком же стиле к этой оборотной стороне титанизма приобщается (что нужно хотя б для того, чтоб со знанием дела вызывать у позирующей Моны Лизы похоть).

    Птицы-фаллосы в Атлантическом кодексе Леонардо да Винчи. Начало XVI века.

    Так я задамся (не подберу слова, каким) вопросом: а нет в этой сухости образа подсознательного идеала иномирия, противоположного другому иномирию, какое было нормально понимаемым ТОГДА?

    А какое иномирие было нормально понимаемым ТОГДА?

    Христианское. Ещё средневековое.

    "…традиция рассматривала сущее… как непотаенное, что в принципе предполагает нечто находящееся за, трансцендентное [Бога], конституирующее явленное. Особенностью средневековой мысли было полное доверие и самоотдача себя сущему, в том числе в акте его познания… “Абсолютная самоотдача и страстное погружение в традиционный познавательный материал. Эта радостная отдача себя такому материалу как бы завораживает субъекта в одной направленности, отнимает у него внутреннюю возможность и вообще желание к свободной подвижности... Средневековый человек не принадлежит в новоевропейском смысле самому себе – он всегда видит себя в поле метафизического напряжения; трансценденция [Бог] удерживает его от вступления в чисто человеческое отношение к совокупной деятельности”. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 132.” (https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/orientiry/Or_5/3.pdf).

    Так это Хайдеггер пишет: "чисто человеческое”.

    Лосев пишет с другим акцентом:

    "Средневековье изживало себя. Все больше и больше получали значение города и городские ремесленные коммуны, которые постепенно отходили от феодализма и нацеливались на частное предпринимательство, на использование работника только с точки зрения эксплуатации его рабочей силы и с игнорированием его человеческих свойств как таковых. Происходило так называемое первоначальное накопление, которое было еще далеко от буржуазно-капиталистических методов ведения промышленности и торговли и которое мыслило себя передовой, пока еще в чисто человеческом смысле передовой, экономикой и культурой. Для этого требовалась ломка всех коренных основ феодализма и тем самым борьба с церковью, которая предписывала исполнение строжайших правил для спасения человеческой души не в этом материальном и греховном мире, но в мире потустороннем. Для такой ломки нужны были весьма сильные люди, гиганты мысли и дела…”.

    Сверхчеловеки, - вмешаюсь я в текст Лосева.

    А у них в подсознании мыслим не Бог, а другая трансцеденция, другое метафизическое иномирие… Там опять нет человеческого. И потому его образ – чертёж в пику натурализму. Предвестие Малевича.

    .

    Признаться, как я дожил до этой статьи?

    Я вчера высказался о проекте Указа президента о традиционных ценностях в РФ. И там мне пришлось честно перечислить все стили, что были в XIV – XVI веках. А стиль, соответствующий разнузданности названия не имеет. Я про него так и написал. А сегодня захотелось увидеть примеры.

    Кстати. Полноценной эпохи Возрождения не было в России. Соответственно она убереглась и от оборотной стороны титанизма с его вседозволенностью. Так, наверно, и стала Россия, можно сказать, полюсом традиционализма как, в основном, моральности. Недаром Москва – некий Третий Рим. А первый – замарался.

    7 февраля 2022 г.

     

27.03.2022
17:36

Любовь к родине

    Получается что: я был не прав когда-то, когда, приходя на вернисажи или в музеи живописи с постоянной экспозицией, ждал, чтоб что-то шибануло мне в глаза? Я тем . . .

26.03.2022
11:49

Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях

    Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности . . .

25.03.2022
23:25

Почему я противный такой

    Я вчера – признаюсь – праздник себе устроил (купил наполеон) за обнаружение странностей в очередных трёх картинах Олега Васильева. А сегодня на меня опять нашла . . .

24.03.2022
13:03

Почему я – учитель, не умеющий учить

    Вспоминается такая сцена в институте. Я, довольно быстро соображающий, с несколькими одногруппниками вместе разбирались с каким-то трудным материалом. Читал не . . .

23.03.2022
20:38

Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик

    И я на него, похоже, подсел. Или меня прельщает, что читателям нравится читать о нём? – В общем, я начал новый файл, придумал название, которое вы прочли, и полез в . . .

22.03.2022
22:44

Ещё усмешки Юона

    У меня просто не было слова “расфокус”, когда я отказался разбирать такую репродукцию Юона. Юон. Летний вечер. Лигачёво. 1912. Холст, масло. Смысл этого слова для . . .

21.03.2022
22:59

Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу

    А вдруг я ошибся? Вчера, случайно, мне привелось (см. тут) как бы разбить ладонью очередной кирпич. Я взял первый подвернувшийся натюрморт Юона и – с большим трудом . . .

20.03.2022
14:13

Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник

    Мне как-то (см. тут) привелось – с подачи Эфроса – убедиться, что Юон, никогда не имея вдохновения (подсознательного идеала, по-моему), но, зная, что оно бывает, . . .

16.03.2022
18:17

Маюсь

    Мне человека два попеняли, что я эмоционально пишу статьи. Это-де не пристало учёному. На последний выпал я ответил так: "Без исповедальности не выйдет. А без . . .

14.03.2022
18:37

Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?

    Сперва я сочинил это название, потом пришёл домой, вписал название в новый файл и стал искать очередную якобы реалистическую репродукцию. А пока шёл домой, . . .

13.03.2022
13:06

Не могу отделаться

    Хорошо, - говорит мне адвокат дьявола, - тебе посчастливилось (см. тут) отказать в разборе картине “Север России. Паводок”, т.к. она – предшественник “Высокой . . .

12.03.2022
22:58

Я попал в ловушку под названием Олег Васильев

    Мне удалось феерическим образом истолковать как ницшеанство несколько на первый взгляд, так сказать, реалистических картин. Я начинал писать статью за статьёй, . . .

11.03.2022
22:33

Вот это уж точно не удастся разгадать

    Вот эту картину. Васильев. Высокая вода. 2006. Холст, масло, карандаш. Сказал я так из-за чёткого указания самого Олега Васильева на картину “Дом на Анзере” (1965) как . . .

09.03.2022
19:08

К годовщине освобождения Ленинграда

    Я думаю, что, если что Россию спасёт, это правда. А касательно Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича правда состоит в том, что – так у меня получилось с . . .

08.03.2022
17:52

Чувствую себя дураком

    Чувствую себя дураком перед некоторыми картинами Олега Васильева. И как-то обидно. Наверно, потому, что числю за собой тысячи разгаданных скрытых смыслов других . . .

07.03.2022
19:37

Чем Олег Васильев поражает

    Я неправильно выбрал название, но не хочу менять его универсальный смысл. Неправильно потому, что первая же картина, на которую я наткнулся при очередном подходе . . .

06.03.2022
15:37

Эскапизм, в переводе – бегство из действительности

    Бегство – в пейзаж своей прекрасной души (как и полагается лишенцу-романтику, например, в лес). Слушать https://www.youtube.com/watch?v=usu2zFxsEjU . Что мой двоюродный брат глубоко . . .

05.03.2022
21:31

Статья, в которой я хотел вообще молчать, но не вышло

    Художник Юрий Ващенко. Кадры из программы “Искусственный отбор” на канале “Культура” 25 января 2022. "Я помню, что я шёл по улице, падал снег. И было так . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100