Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
16.04.2022 |
Александр Архангельский за православие
|
15.04.2022 |
|
11.04.2022 |
|
10.04.2022 |
|
09.04.2022 |
|
08.04.2022 |
Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)
|
06.04.2022 |
Признаю: я доведён до какой-то крайности…
Доводит меня (смейтесь) неприятие искусство- и литературоведами художественности по Выготскому: что это подсознательный идеал. 57 лет прошло, как опубликована была “Психология искусства”. И – шиш. Никто не применяет. А только что мне пришёл на ум ещё один довод о существовании этого подсознательного идеала. Вы, читатель, надеюсь, согласитесь, что у слова “гармония” есть, минимум, два смысла: 1) стройность и 2) согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов. Когда поднялся шум из-за перепродажи “Спасителя мира” (около 1499) Леонардо да Винчи, я возмутился этой второстепенностью и опубликовал (см. тут) в журнале статью об истинной ценности этой картины – наличии следа подсознательного идеала – гармонии низкого и высокого. То есть тут второй вариант значения слова “гармония”. И вдруг я читаю, что в этой картине Леонардо применил сведение, почерпнутое из книги математика Луко Пачоли “О божественной пропорции” (1498), - сведение, заставляющее художника осознанно ввести в эту картину божественное качество образом стройности, т.е. первым значением слова “гармония” (а именно – углом 36 градусов в равнобедренном треугольнике: 2 зрачка и макушка). Даю репродукцию, заодно проверю, действительно ли там 36 градусов. Вроде, действительно. Почему именно 36 градусов божественное число, отправляю читать статью А.Н. Ковалева по интерактивной ссылке. Для меня важно показать другое: что введение осознаваемого образа Бога ещё и в символическом виде (первым значением слова “гармония”) не поколебало подсознательного статуса идеала гармонии во втором значении этого слова – гармонии низкого и высокого. В чём странность (для того времени) картины (являющаяся меткой присутствия подсознательного идеала) я тут повторять тоже не буду, а отошлю к своей статье, на которую тоже дал ссылку. Если бы в “Спасителе мира” Леонардо подсознательный идеал покинул бы (и он бы удовлетворился выражением только первого значения слова “гармония”), он бы не применил своего легендарного сфумато (изображения воздуха между лицом, находящемся несколько в глубине, и плоскостью холста). 15 февраля 2022 г.
|
05.04.2022 |
Боже! Ну что мне так не везёт?
|
04.04.2022 |
О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой
|
02.04.2022 |
О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»
|
01.04.2022 |
|
31.03.2022 |
Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)
|
30.03.2022 |
Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?
|
29.03.2022 |
|
28.03.2022 |
Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет
|
27.03.2022 |
|
26.03.2022 |
Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях
|
25.03.2022 |
|
24.03.2022 |
Почему я – учитель, не умеющий учить
|
23.03.2022 |
Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"