TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.03.2022
18:23

Неужели эврика?!.

    ß, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы. Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную . . .

28.03.2022
13:49

Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет

    Почему “Мона Лиза” Леонардо так знаменита? Потому что спецы – а только они и заметили, но большинство молчат – разнесли по всему свету и на все века, что это . . .

27.03.2022
17:36

Любовь к родине

    Получается что: я был не прав когда-то, когда, приходя на вернисажи или в музеи живописи с постоянной экспозицией, ждал, чтоб что-то шибануло мне в глаза? Я тем . . .

26.03.2022
11:49

Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях

    Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности . . .

25.03.2022
23:25

Почему я противный такой

    Я вчера – признаюсь – праздник себе устроил (купил наполеон) за обнаружение странностей в очередных трёх картинах Олега Васильева. А сегодня на меня опять нашла . . .

24.03.2022
13:03

Почему я – учитель, не умеющий учить

    Вспоминается такая сцена в институте. Я, довольно быстро соображающий, с несколькими одногруппниками вместе разбирались с каким-то трудным материалом. Читал не . . .

23.03.2022
20:38

Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик

     

    И я на него, похоже, подсел. Или меня прельщает, что читателям нравится читать о нём? – В общем, я начал новый файл, придумал название, которое вы прочли, и полез в интернет искать новые для меня его якобы натуралистические вещи.

    Есть!

    Васильев. После дождя. 1993.

    Ну что? Пахнет тем, что эту картину мне всё-таки не удастся расколоть на странность.

    .

    Верно ли отражение?

    Вроде нет. Особенно слева. Такой большой массы тёмного, отражённого мокрым асфальтом, не существует в лесу.

    "Все светлые фрагменты, отраженные в воде, выглядят темнее. А тёмные участки — светлее. Поэтому, отражение в воде будет несколько отличаться по тону и будет приглушённее. Но в этом правиле часто бывают исключения, обусловленные различными оптическими эффектами и погодными условиями” (http://zaholstom.ru/?page_id=2269).

    Это про воду. А как с мокрым асфальтом?

    Возьмём фото отражения в мокром асфальте.

    "Во время сентябрьского дождика под сенью лип экспонометр отказывался работать, поэтому экспозиция бралась “из головы”, отчего кое-где на небе вышли слегка пересвеченные пятна” (http://kiev4.narod.ru/tutorial/probe.html).

    Я это "кое-где” вижу чуть левее центра. Не стану учитывать отражение там. Тогда всё остальное показывает совпадение с отражением в воде: "светлые… темнее… тёмные… светлее”.

    Да и отражаемое с отражением не совпадает.

    Отражаемое – раздвоенный ствол, а отражение – сплошное тёмное пятно.

    Перспективные линии – это то, что я искал поначалу, нет ли какой игры у художника точками схода параллельных. И не нашёл.

    .

    Нет, это наркотик какой-то… Просто невероятно, что мне удаётся и удаётся найти странность, вводимую Васильевым в свои псевдонатуралистические картины. Я боюсь, что у меня эта жажда их разгадывать не кончится до тех пор, пока я раз всё же провалюсь.

    .

    Вот эту я тоже не сразу разгадал.

    Васильев. Возвращение домой. 2002.

    Но всё же разгадал и довольно быстро. Начал я с проверки, что тут у нас с тенями. – Всё оказалось в порядке. Я стал смотреть, что отражается в лужах. Сперва заметил такую странность, что они расположены так относительно старика, что он отразиться не может: на линии нашего взгляда именно под ним лужи нет – не в чём ему отразиться.

    Тогда я заметил, что, кроме неба, ничто в лужах не отражается. А это странно. Потому что над дорожкой сплошь везде нависают ветки, заслоняющие собой небо. И они-то должны б отразиться. – Нет! Этого нет.

    .

    А вот к этой картине есть сопроводиловка, почти прямыми словами признающая, что Васильев вдохновлён подсознательным идеалом ницшеанства, конкретнее, бегства в принципиально недостижимое метафизическое иномирие.

    Васильев. Лес вокруг. 1993.

    "На первый взгляд перед нами обыкновенный пейзаж. Но не все так просто… И столь частый у Олега Васильева мотив деревьев, леса, уходящего в бесконечность, и освещенного странным <…> светом… обретает щемящее чувство <…> В картине есть все должные красоты реализма: изящно и четко прописаны мельчайшие детали, тени, каждая травинка и цветок. Но одновременно присутствует и метафизическая таинственность, так отличающая Васильева от истинных реалистов: лес при всей своей естественности как будто заколдован и манит в неведомое” (https://vladey.net/ru/artwork/5108).

    Я два раза поставил троеточие в угловых скобках. Почему? Потому что там врывается непонимание автора сайта, что такое ницшеанство. Первое изъятие – слова "но добрым”. Ницшеанство противоположно доброте. Доброе – христианство, своей метафизикой обещающее вечное спасение бесплотных душ покаявшихся, спасение в Царствии Божием на небе. А ницшеанство враг христианства. Оно очень трезво в чём-то. Оно не признаёт преобладания Добра в Этом мире и не смиряется с этим иначе, чем христианство – отверганием всего Этого мира вместе с религией. Не боязнью смерти. И потому у Васильева так часто изображается тьма. Но христианин не боится смерти духом верующего в конечное спасение в ином мире. А ницшеанец трезв. Он признаёт недостижимость своего идеала. И любит его лишь за возможность дать ему образ. Как бы достижение. Недостижимость не потому, что того иномирия нет. Нет! Оно есть. Оно просто недостижимо. В пику немужественному христианству.

    Второе изъятие – слово "ностальгии”. Это гуманное чувство. А ницшеанство антигуманно. Жестоко в своей трезвости.

    И христианство и ницшеанство – экстремы. Потому, наверно, обычный человек, в какой-то мере знакомый с христианством, умеет находить для картины Васильева слова, как-то приближающие к адекватному суждению об этом художнике.

    Но он не способен уловить, в чём особенность ницшеанской картины. Она не в том:

    "Такого магического эффекта художник добивается, сделав два плана контрастными: солнцем освещен лишь передний план картины, тогда как далее, в глубине, уже сгущается темнота” (Там же).

    Однако так поступает натуралист, простой копиист. А должно быть нарушение реальности. Его зрителю надо суметь найти, хоть душа чуткого человека и без нахождения обходится – чует ЧТО-ТО, словами невыразимое.

    Я думаю, что тут перец в том, что тень от ближнего деревца не параллельна тени от как бы сзади нас и правее стоящего толстого дерева. А если и не параллельной быть должно тени тонкого деревца, то расходящейся с тенью от толстого ствола дерева. А она, наоборот, даже и сходится. – Абсурд. Что и есть образ метафизического иномирия.

    Абсурд продолжается и с другим деревцем, правее и дальше первого. Там тоже справа от него лежит тень от толстого ствола другого дерева, тоже не видного на картине. И тень от видимого нам даже и параллельна тени от толстого, невидимого нам. Но! Почему она такая короткая?! Это могло б быть оправдано, если б она пряталась от зрителя за горкой листьев, освещённых солнцем. Но! Надо ж было эту горку как-то обозначить. А её нет! – Опять абсурд. И – тот же образ того же.

    .

    Я не знаю, как вам, читатель, а я себя чувствую, как сказочный герой какой-то, которому в сказке всё удаётся. Или словно бы я сплю. Потому что как-то невероятно, чтоб так раз за разом всё удавалось.

    4 февраля 2022 г.

22.03.2022
22:44

Ещё усмешки Юона

    У меня просто не было слова “расфокус”, когда я отказался разбирать такую репродукцию Юона. Юон. Летний вечер. Лигачёво. 1912. Холст, масло. Смысл этого слова для . . .

21.03.2022
22:59

Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу

    А вдруг я ошибся? Вчера, случайно, мне привелось (см. тут) как бы разбить ладонью очередной кирпич. Я взял первый подвернувшийся натюрморт Юона и – с большим трудом . . .

20.03.2022
14:13

Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник

    Мне как-то (см. тут) привелось – с подачи Эфроса – убедиться, что Юон, никогда не имея вдохновения (подсознательного идеала, по-моему), но, зная, что оно бывает, . . .

16.03.2022
18:17

Маюсь

    Мне человека два попеняли, что я эмоционально пишу статьи. Это-де не пристало учёному. На последний выпал я ответил так: "Без исповедальности не выйдет. А без . . .

14.03.2022
18:37

Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?

    Сперва я сочинил это название, потом пришёл домой, вписал название в новый файл и стал искать очередную якобы реалистическую репродукцию. А пока шёл домой, . . .

13.03.2022
13:06

Не могу отделаться

    Хорошо, - говорит мне адвокат дьявола, - тебе посчастливилось (см. тут) отказать в разборе картине “Север России. Паводок”, т.к. она – предшественник “Высокой . . .

12.03.2022
22:58

Я попал в ловушку под названием Олег Васильев

    Мне удалось феерическим образом истолковать как ницшеанство несколько на первый взгляд, так сказать, реалистических картин. Я начинал писать статью за статьёй, . . .

11.03.2022
22:33

Вот это уж точно не удастся разгадать

    Вот эту картину. Васильев. Высокая вода. 2006. Холст, масло, карандаш. Сказал я так из-за чёткого указания самого Олега Васильева на картину “Дом на Анзере” (1965) как . . .

09.03.2022
19:08

К годовщине освобождения Ленинграда

    Я думаю, что, если что Россию спасёт, это правда. А касательно Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича правда состоит в том, что – так у меня получилось с . . .

08.03.2022
17:52

Чувствую себя дураком

    Чувствую себя дураком перед некоторыми картинами Олега Васильева. И как-то обидно. Наверно, потому, что числю за собой тысячи разгаданных скрытых смыслов других . . .

07.03.2022
19:37

Чем Олег Васильев поражает

    Я неправильно выбрал название, но не хочу менять его универсальный смысл. Неправильно потому, что первая же картина, на которую я наткнулся при очередном подходе . . .

06.03.2022
15:37

Эскапизм, в переводе – бегство из действительности

    Бегство – в пейзаж своей прекрасной души (как и полагается лишенцу-романтику, например, в лес). Слушать https://www.youtube.com/watch?v=usu2zFxsEjU . Что мой двоюродный брат глубоко . . .

05.03.2022
21:31

Статья, в которой я хотел вообще молчать, но не вышло

    Художник Юрий Ващенко. Кадры из программы “Искусственный отбор” на канале “Культура” 25 января 2022. "Я помню, что я шёл по улице, падал снег. И было так . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100