Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
02.01.2022 |
Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского
|
01.01.2022 |
|
30.12.2021 |
Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)
|
28.12.2021 |
Ну-ка… Поиздеваемся над собой…
|
27.12.2021 |
|
26.12.2021 |
Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...
|
25.12.2021 |
|
24.12.2021 |
Блеск и нищета художника Тимошина
|
22.12.2021 |
|
21.12.2021 |
|
20.12.2021 |
Энергия заблуждения или Стул Татлина
|
19.12.2021 |
|
17.12.2021 |
|
16.12.2021 |
|
13.12.2021 |
|
12.12.2021 |
|
11.12.2021 |
|
10.12.2021 |
|
09.12.2021 |
Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)
|
08.12.2021 |
Обидно Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при этом ничто мне не говорит о его фамилии, как бы много его картин, как окажется, я уже ни разобрал. Ну вот, смотрите. Или вот. Наверно, мрак* и какая-то мёртвость (подчёркнутое избегание детализирования) действуют в первую же секунду и наводят на ассоциацию с идеалом принципиально недостижимого метафизического иномирия, радость от которого автору только та, что вот-де – удалось дать образ этой принципиальной недостижимости. Нужно иметь изрядное воображение, чтоб представить себе, какая жизнь должна была довести до такого всеотрицающего Этот мир мироотношения. А до того нужно иметь элементарное желание погружаться в такие крайние ужасы, пусть и на секунды рассматривания картины. Большинству их существо инстинктивно “говорит”: “Фэ. Не надо думать в такую плохую сторону”. И большинство успешно не думает. А читая меня об этом, морщит нос: какое, мол, безобразие – о таком писать. Я же, наверно, психологически немного ушибленный насчёт так понимаемого ницшеанства. Когда мне было 7 лет, американцы бросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. И пацаны вокруг стали пересказывать россказни своих бабушек о конце света, о приходе Антихриста. А Бог что-то больно суров. Защитит ли теперь, если когда-то Всемирным Потопом чуть человечество не уничтожил во гневе. И пацаны говорили, что именно вон там, где разрушенная бомбёжками церковь (рядом с нашим двором), тогда и кончился Всемирный Потоп, потому что встретился тут со Всемирным Огнём. И они поглотили друг друга. – И я стал как-то повышено чувствителен к мистике и метафизике. Несмотря на нашу победу в войне. Ужасы самой войны мне помнились как несколько экзотичных воспоминаний, которые мама не все подтверждала. Правда, это всё какие-то общественные переживания, а ницшеанство супериндивидуалистично. И такое не по мне, стихийному коллективисту. Но головой я могу понять, скажем, Левитана, сердечного больного с середины 80-х годов, каждый следующий день считающего подарком. И до того у него была очень трудная в физическом и психическом смысле жизнь. – Можно понять заполучение подсознанием художника крайне мрачного идеала бегства аж в иномирие. Это его картина “Лунная ночь, 1899” на первой репродукции. А как быть со второй, Куинджи “Радуга”? Я не знаю бед Куинджи. Правда, есть дух времени. Он был ницшеанским большей частью – смертельная скука от затхлости всего. Томление. Всё – выглядит как нудное одно и то же. И предполагает сверхвзрыв, который, мол, унесёт аж в метафизическое иномирие. Но. Почему я не могу угадать автора по репродукции? Сказывается, наверно, общая культура искусствоведения. Там не привыкли заниматься синтезом после и во время анализа. А не приведённое к духовному единству перечисление формальных признаков (например, у позднего Куинджи {выражавшего больший трагизм, чем в предшествовавшем романтизме его}: интенсификация цвета, сведенная к нескольким основным тонам, световые эффекты, достижение практически полной оптической иллюзии настоящего освещения) не способствует усвоению признаков стиля. Впрочем, мой опыт неизбегания синтеза тоже не помог. Обидно. 5 ноября 2021 г. * - Большинство репродукций в сети не такие тёмные.Это иномирия не устраняет. Каждый знает по себе, как потрясает лунное сияние, разлитое повсюду из-за большой влажности воздуха. “Выхожу один я на дорогу; / Сквозь туман кремнистый путь блестит…”. 5.1102021.
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"