TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины. Мещерин. Морозная ночь. 1908. Ответил я так: “Не попалась. А и попалась . . .

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по . . .

01.12.2021
10:28

А что, если это насмешка?

    Я говорю вот об этой картине. Вермеер. Географ. Около 1668-1669. Вещи раскиданы, некоторые на полу. К дорогущей скатерти никакого почтения. А главное – я разглядел две . . .

30.11.2021
15:11

Вериги

    Кто-нибудь узнает про мои заботы и пожмёт плечами: дурью мается человек. Что это за дурь? Во-первых, это чтение романа. Для тех, кто не читает, само это уже дурь. Я . . .

29.11.2021
16:35

Кухня

    Можно ли из некомпетентного – раз – и стать компетентным? По дороге научиться и стать? Обожаю идти в темноте к свету. Я сидел, читал статью про искусствоведение . . .

26.11.2021
22:37

Это возмущает

    Возмущает практика “в лоб” натяжек для цели восхваления знаменитого художника.

    Климт. Три возраста женщины. 1905. Холст, масло.

    "Дитя прижимается к матери. Оба заснули в нежном и трогательном объятии. Прильнув к скудной материнской груди, младенец как будто насыщается той, что дала ему жизнь, ее теплом и любовью.

    Как всегда у Климта, самые фантастические декоративные детали сродни гиперреалистичным. Посмотрите на мизинец ребенка,

    оттопыренный так, словно он хочет охватить еще больше теплого и нежного материнского тела [вы это видите?]. Посмотрите на его взлохмаченные волосы, спутанные и слипшиеся во сне” (Кристофер Андре. Искусство счастья. М., 2016. С. 26).

    Собравшись цитировать обильно, я дальше растерялся. В процитированном отрывке всё же речь о деталях картины. Дитя действительно прижимается к матери. Но вот поверить, что мать заснула стоя, можно только будучи в два счёта загипнотизированным умилительным словоприменением. Но объятие не спящей матери действительно нежное. Про трогательное помолчу, потому что искажения натуры такие большие, что как-то не трогательность бросается в глаза, а мёртвость и уродливость тел. Даже и воспеватель не удерживается насчёт "скудной материнской груди”. Наконец, "Частая потливость у новорожденных детей должна стать причиной беспокойства для родителей, поскольку если потеет голова у ребенка, особенно во сне, это может стать следствием развития рахита, чтобы исключить эту ужасную болезнь, рекомендовано как можно скорее обратиться к врачу” (https://detpol6mag74.ru/stati-o-zdorove/pochemu-kogda-rebenok-spit-poteet-golova ). Надо б не восхищаться "на его взлохмаченные волосы, спутанные и слипшиеся во сне”, а связать это с общей мёртвостью тел.

    Так вот растерялся я с дальнейшим цитированием, что там совсем нет деталей картины.

    "Обрести счастье, может быть, означает — снова найти его? В каких далеких воспоминаниях берет свое начало это сложное и тайное чувство, которое называется “счастье”?

    Сегодня нам известно, что человеческому существу необходима эмоциональная пища. Дети, лишенные любви, умирают физически или морально” (С. 30).

    И пошла писать губерния… Автор во все тяжкие пустился что-то внушить читателю, не связанное с картиной, а навязанное ей. Тема его Книги – счастье. И он готов самого разочарованного из разочарованных художника подвести под счастье.

    Почему я так написал?

    Потому что я знаю внешний принцип искусства стиля модерн живое писать как бы мёртвым, а неодушевлённое – как бы живым (вы посмотрите какие весёленькие горошки, треугольнички, овалы и тому подобный оживляж разбросан по многим частям картины.).

    Мало того, я знаю, какой подсознательный идеал выражает это противоречие – метафизическое иномирие. Бегство аж в него побудила повсеместная Скука, начиная от стандартизации фабричной продукции на всех парах развивающегося капитализма (оттого в пику засилье извивов всего мыслимого и немыслимого; в данной картине, впрочем, есть поражения всеизвивов: какой-то тёмный прямоугольный экран). А ещё можно вспомнить и многие другие фундаментальные Скуки стыка веков: от скуки потерпевшей полное поражение от науки религии, до скуки самой пресыщенной науки, погрузившейся во всеобъясняющую, мол, способность позитивизма, согласившегося на поверхностность вместо глубины.

    А откуда вся беда (с этим позорным натягиванием хвалы на ультрапессимистическое произведение)? – Оттуда, что наука не признаёт такое полезное теоретическое допущение как подсознательный идеал автора. За того, подсознательного идеала, “текстовые” следы (за указанное противоречие) Климта действительно можно хвалить: они указывают на выражение духа времени.

    А без этого теоретического допущения приходится изгаляться в лживых похвалах.

    Но правда пробивается, как трава сквозь асфальт. Даже поток лжи в общих фразах Кристофера Андре о счастье заканчивается какими-то словами-тенями о противоречии, о трансцедентности:

    "Откуда эта потребность трансцендентности, полноты, к которой мы стремимся и которую иногда находим в ощущении счастья? Ответ также скрывается в картине Климта. Если расширить поле зрения, вокруг матери и ребенка можно обнаружить угрожающий мир: пятна черного цвета, вытянутые полутени, изуродованное тело старой женщины…

    Человеческая жизнь жестока, порой трагична” (С. 33).

    Возмущает.

    .

    Ван Гог и Гоген пришли к всеотрицанию иначе, чем представители стиля модерн. Они опровергли бодрячество импрессионистов, хвалящих (в горе) абы какую жизнь (в теме) светоносностью крохотных мазков чистого, несмешиваемого цвета. Они – вполне по-живописному – возразили длиной мазков (у Гогена –

    целыми площадями).

    Ван Гог. Цветущие ветки миндаля. 1890.

    С небом Ван Гог тут поступил по-гогеновски, как маляр.

    А что ему навешивает Кристофер Андре?

    Тоже счастье.

    И ни слова по деталям картины. Вообще ни одного. Только общие слова по доморощенной психологии, философии и т.п.

    Возмущает.

    Есть, правда, тексты самого Ван Гога по поводу и этой картины – оптимистические. Но, какой серьёзный исследователь считается с поведением художника вне границ своего произведения?

    31 октября 2021 г.

     

25.11.2021
15:10

Поймал на проговорке (о Микеланджело)

    Один смелый человек, в заглавии взяв на себя обязанность сказать, в чём смысл фрески Микеланджело “Сотворение Адама” (1511), написал: "…чтобы пальцы были . . .

23.11.2021
12:55

Может ли понравиться безобразное?

    Может ли понравиться безобразное? – Может. Если оно сложно устроено, а вам удаётся эту сложноустроенность распутать как выражающую идеал автора. Я не знаю, как при . . .

22.11.2021
20:23

Хвала наобуму

    Из-за того, что слишком часто искусствоведы отказываются говорить о конкретной картине, о её художественном смысле, не отправляются от её деталей, или говорят до . . .

21.11.2021
17:37

Неисповедимы пути знания

    Есть два способа выражения вдохновения (подсознательного идеала): образом и противоречием, которое рождает катарсис. Поскольку второй способ сложнее, он как-бы . . .

19.11.2021
16:57

Мне всё можно

    Я, наверно, единственный, кто позволяет себе оперировать не принятой в науке об искусстве категорией “подсознательный идеал автора”. Поэтому я могу себе . . .

18.11.2021
13:05

Безответственное впечатление

    B> Хочу, по крайней мере, начать с него – с безответственного впечатления. Так случилось, что первая в жизни репродукция “Моисея” (1932) Эрьзи мне попалась такая . . .

17.11.2021
19:22

«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни

    Я чуть не до половины книги дочитал “Сад” (2019) Степновой, когда спохватился, что не пишу параллельно отчёта о чтении. Ошеломило меня чтение. Было как-то не до . . .

16.11.2021
13:06

Всё-таки сломленный

    Я про Иткинда пишу. Советская идеология претендовала на мировой приоритет в борьбе за Справедливость, а практика являла очень уж много примеров нарушения этой . . .

13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

11.11.2021
19:32

Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)

    В последнее время меня заинтересовало притворство, думаю, искусствоведов, когда они хвалят авангардистов. Простецки говоря, на вещь смотреть противно, а они . . .

09.11.2021
17:30

Вечная тоска (о художнице Глебовой)

    Телеканал “Культура”. Передача “Искусственный отбор”. Пронзительно душевная музыка и общая панорама картин Натальи Глебовой в музее. И – вечная тоска . . .

08.11.2021
12:32

Сезанн открыл ящик Пандоры

    Меня здорово смутил один художник, сказав, что для него в искажениях пространства Сезанном видится определённая гармония. Из-за того, что сам я очень не сразу . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100