Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
07.12.2021 |
|
||||||||||||
04.12.2021 |
Почему мне не нравятся тексты Антона Долина
|
||||||||||||
03.12.2021 |
Ну совершенно безумная сложность и тонкость
|
||||||||||||
02.12.2021 |
|
||||||||||||
01.12.2021 |
|
||||||||||||
30.11.2021 |
|
||||||||||||
29.11.2021 |
Кухня Можно ли из некомпетентного – раз – и стать компетентным? По дороге научиться и стать? Обожаю идти в темноте к свету. Я сидел, читал статью про искусствоведение. Дочитал до конкретики. И там написано: "Сверхзадача любого критика – угадать исторический момент современной художественной жизни. И мы отлично знаем, например, сколь проницательно угадал Дидро исторический момент в творчестве… молодого Давида” (Прокофьев). Мне стало любопытно (цитируя Дидро, я вставлю репродукции картин). "ДАВИД. Велизарий, узнанный воином, служившим под его начальством, в то время, как женщина подает Велизарию милостыню. Давид. Велизарий, просящий подаяние. 1780.
Это молодой живописец с большим вкусом, он обнаружил его в выполнении своей картины; в ней чувствуется душа; лица выразительны, без жеманства; Жалобно просящие.
Внимательно жалеющая. Удивлённо узнающий. позы благородны и натуральны; он умеет рисовать; умеет накинуть драпировку и расположить ее красивыми складками; колонны его хороши, не будучи излишне яркими. Я предпочел бы, чтобы тела были не столь напряжены, мускулы — гибче. Сделайте мысленно архитектуру более глухой — возможно, она будет лучше. Не буду говорить о воине, потрясенном изумлением, о женщине, подающей милостыню, об этих скрещенных руках — я испортил бы удовольствие себе и огорчил бы художника, но все же я не могу не сказать: “Неужели ты полагаешь, что Велизарий недостаточно унижен тем, что решился принять милостыню? Неужели он должен еще и просить ее? Пусть его протянутая рука обнимает ребенка, или пусть, воздев ее к небесам, он обвиняет их в жестокости”. Впечатление, что Дидро находится в плену классицизма первой волны и не одобряет у Давида выход вон за норму: "важнейший элемент эстетики классицизма – учение о разуме как главном критерии художественной правды и, следовательно, прекрасного в искусстве; это сразу же налагает на искусство печать холодной рассудочности” ( https://studme.org/37456/etika_i_estetika/klassitsizm).Хорошо "лица выразительны, без жеманства” и плохо "Неужели он должен еще и просить” милостыню. Тогда как достоинство Давида, наоборот – "неподдельное воодушевление идеей” (Там же). Тут – идеей упрёка со стороны Разума за несправедливость. (Велизарий был предан императору Юстиниану, а тот ревновал к его военной славе и поддался навету, что Велизарий ему не верен. Немилость фактически длилась лишь год, а дальше просто было замалчивание заслуг. Но легенда абсолютизировала несправедливость и довела до ослепления Велизария.) До неприятного градуса морализирование, назидательность и театральность классицизм второй волны, знаменуемый Давидом, дошёл позже. Но Дидро до этого не дожил (он умер через 2 года после первого упоминания о Давиде в 1781 году), но зародыш театральности укусил. Так что первой проверки не выдержала способность Дидро "угадать исторический момент современной художественной жизни”.
Святой Рох и зачумленные. Давид. Святой Рох и зачумлённые. 1780.
Прекрасная композиция; фигуры весьма выразительны; хороши отдельные группы; красивы складки одеяний, искусно оттеняющие нагое тело; отличный рисунок. Пожалуй, руки святого недостаточно хороши; пожалуй, что рядом с этим огромным, ужасным зачумленным, рядом с высокой фигурой святого Роха Богоматерь кажется слишком низкорослой. Попытайтесь, если вам удастся, пристально вглядеться в этого больного юношу, который обезумел, впал в ярость, — вы в страхе убежите от картины, но вас вновь вернет к ней любовь к искусству и восхищение перед художником. Я не вижу ярости. Скорее страдание. Но тут Дидро, да, заметил "неподдельное воодушевление идеей” – всё того же упрёка со стороны Разума за несправедливость, и похвалил такую увлечённость, замаскировав её, правда, искусством для искусства. И не заметив при этом, что художнику не хватило выразительности, чтоб Дидро не спутал с яростью страдание. (Или и тут есть вина Дидро?)
Погребение Патрокла. Давид. Погребение Патрокла. 1778.
Превосходный эскиз; оставляет прекрасное впечатление, полон чувства. Насчёт чувства – это опять в ту же степь: "неподдельное воодушевление идеей”. Ну ясно: если барокко было бурное, а классицизм первой волны – в пику – чинный, то Дидро в конце существования этого чинного чутко хвалит опять чувство (греки ж обижены на своих богов, что те распорядились Патроклу быть убитым, и художник тоже негодует на несправедливость). Всё чётко у Дидро с похвалой.
Портрет графа Потоцкого верхом. Давид. Портрет графа Потоцкого. 1781. Превосходная картина, колорит здесь не так темен, как в остальных; но не слишком ли напряжена правая нога коня? Тут опять Дидро проявил непоследовательность. Почему же "слишком напряжена", если хорошо "неподдельное воодушевление идеей” попранной Справедливости {здесь – с “точки зрения” необъезженного коня, попавшего под всадника? Не мог же Дидро телепать, что в скором будущем характер идеи (революции) высушит живопись Давида. А пока: "В изображении Потоцкого с его подчеркнутой статичностью позы есть уже та строгая чеканность линий и светотеневых объемов, которые позднее восторжествуют в искусстве Давида, а конь исполнен в духе фламандской живописной традиции, так как художнику хотелось самой красочной лепкой передать напряжение каждого мускула и потенциальную силу животного; эта живописная сочность впоследствии будет все реже и реже встречаться в произведениях Давида” (http://artsabbia.by/puteshestvie-v-italiyu/).
Женщина, кормящая дитя. Этой репродукции я не смог найти. Женщина и ребенок образуют прекрасную группу и производят весьма приятное впечатление. Более светлый, более прозрачный фон был бы приятнее для глаз. Картина хорошо написана, хорошей формы.
Три академические фигуры, одна из которых изображает святого Иеронима. И это не нашёл. Прекрасные фигуры, хорошо написаны и оставляют большое впечатление” (Дидро. Салон 1781 года. https://freedocs.xyz/pdf-331278023).
Я проверил Прокофьева. Он почти не соврал. Ну и зачем я потратил своё и читателя время? У меня была тихая надежда… Всё-таки Давид – очень громкое имя. С ним связан переход от нравоучений высших слоёв общества к нравоучениям третьего сословия. Высокие и те, и те. Хоть с третьим сословием ассоциируется что-то низкое. Тем не менее. Своё высокое – гражданственное – зрело там и тогда. Можно было на переходе из одного стиля в другой ждать неожиданностей (для современников, конечно). А неожиданность – есть (для моего эстетического экстремизма) след подсознательного идеала автора. Подтвердившееся чутьё нового у Дидро не является ли знаком неожиданности (встреченной искусствоведом не в штыки, а приветливо)? Той самой неожиданности… Да ещё и где? В нормативном и поучающем классицизме!.. Новое должно б получать отпор (у проаристократов). – Пожалуйста, такое было: "Он представил две картины, и обе в 1781 году были включены в экспозиции, что являлось большой честью для любого художника… но члены Королевской академии считали его выскочкой” (https://art-assorty.ru/844-zhak-lui-david.html). То есть его "неподдельное воодушевление идеей” доказано как неожиданность. Ну в самом деле, принято-то было аристократией искусство считать забавой и наслаждением. Царил стиль рококо, воспевающий вседозволенность. А дух времени требовал другого искусства. Так самое-самое его зарождение вполне, по-моему, можно считать происшедшим не без участия идеала, находившегося в подсознательном состоянии.
Но дадим слово адвокату дьявола: а что, если Дидро не только Давида хвалил за как-то связанное с гражданственностью (типа попранной Справедливости) чувство, но и других, к классицизму второй волны не относящихся? Проверять я буду только 2-й том – салоны с 1767 по 1781 годы. Спрашиваю Find-ом: “чувств” (из сочетания "полон чувства”, относимого к художнику, а не к персонажам). Буду цитировать только похвалу за "неподдельное воодушевление идеей”, как-то близкой к гражданственности и тоже относимой к художнику, а не к персонажам. “АЛЛЬ. Портреты принцессы де Ламбаль, графа Шувалова, Лалли-Толендаля и других. Все эти миниатюры красивы. В манере и колорите художника много чувства" (Салон 1781 года). Я сомневаюсь, что чувство тут относится к идее, выражаемой художником, и я не могу найти, что это за художник.
"ВЕНСАН. Битва римлян с сабинянами, прерванная сабинянками. Венсан. Битва римлян с сабинянами, прерванная сабинянками. 1781.
Картина шириной тринадцать футов, высотой десять футов, предназначена для короля. Она соответствует характеру сюжета, рисунок фигур хорош. Одежды красиво наброшены на плечи, их красивые складки выписаны тонко и с чувством. Но они слабы по цвету, от них рябит в глазах. Вместе с полотном Дуайена это создает такой избыток яркости, что хоть беги из Салона. Вот где искусство должно создавать впечатление полного хаоса, привлекательного на вид: полтора фута полотна должны вместить бурную сцену. Если представить себя среди ее действующих лиц, то испугаешься: как бы не задохнуться! Цвет тел напоминает пергамент; отдельные части композиции недостаточно велики и слишком тесно сдвинуты, эффекта ни малейшего, манера суховата, хотя чувство во всем есть” (Салон 1781 года). Так ого, какая гражданская доблесть тут темою. И Дидро на неё клюнул, при всех технических недостатках. Да и "Венсан принадлежал к неоклассическому направлению в живописи” (Википедия). К тому самому, который открыл, получается, не Давид, а Венсан. То есть адвокат дьявола разбит. 15 августа 2019 г.
|
||||||||||||
26.11.2021 |
|
||||||||||||
25.11.2021 |
Поймал на проговорке (о Микеланджело)
|
||||||||||||
23.11.2021 |
Может ли понравиться безобразное?
|
||||||||||||
22.11.2021 |
|
||||||||||||
21.11.2021 |
|
||||||||||||
19.11.2021 |
|
||||||||||||
18.11.2021 |
|
||||||||||||
17.11.2021 |
«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни
|
||||||||||||
16.11.2021 |
|
||||||||||||
13.11.2021 |
|
||||||||||||
11.11.2021 |
Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)
|
||||||||||||
09.11.2021 |
Вечная тоска (о художнице Глебовой)
|
||||||||||||
08.11.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"