TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.12.2021
15:17

Блеск и нищета художника Тимошина

    В этом году 60 лет как я стал выполнять данное себе в школе слово, обретя специальность, узнать, образно говоря, почему именно Леонардо да Винчи – гений . . .

22.12.2021
15:57

Позор Андрею Кончаловскому

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов Не поосторожничал Кончаловский (статья от 8 декабря 2014): "Пару лет назад накануне вручения премии . . .

21.12.2021
23:18

Хвала Шмиту

    Без Шмита я б не разгадал художественный смысл рассказа Паустовского “Дождливый рассвет” (1945). Идеал его – типа Высокого Возрождения (гармония низкого и . . .

20.12.2021
10:12

Энергия заблуждения или Стул Татлина

    Молодой Маркс чем зажёгся? Гармоничным развитием рабочего. Но по мере горения Маркс себя-юного предал. Он сосредоточился на практической стороне дела обеспечения . . .

19.12.2021
23:58

Ну и что, что я слаб

    Зато я работаю в меру своих малых сил. Я не виноват, что без меня никто не проакцентирует, почему “Записки юного врача” (1925) Булгакова (время действия 1917-1918 гг.) – . . .

17.12.2021
19:42

Ещё один риск с Высоцким

    У гениев, по-моему, есть особенность: они реже, чем другие, скатываются в сочинение произведения прикладного искусства. (Надо ли повторять много раз повторенное, . . .

16.12.2021
18:30

Ещё экспромт

    Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением . . .

13.12.2021
13:11

Противоположное

    Вчера я был ошарашен Горским (см. тут), и подумалось: а ведь реализм может быть и в противоположном “религии войны”, про то, как забывается со временем война и . . .

12.12.2021
13:45

Виноват?

    Я виноват в оголтелой тенденциозности последних многих десятилетий к прикладному искусству в пользу неприкладного. Второе затирают, мол, не признавая . . .

11.12.2021
20:51

Ах, этот мрак-Захаров…

    Несмотря на наличие некоторого числа поклонников моего писательского таланта, талант, как таковой, я с негодованием отрицаю, но на литературном навыке . . .

10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины.

    Мещерин. Морозная ночь. 1908.

    Ответил я так: “Не попалась. А и попалась бы... Я не знаю, импрессионизм ли это”.

    Оговорка оказалась исключительной тонкости.

    Отвечал я так, как и статьи пишу: прислушиваюсь к каждому своему слову или даже умалчиванию – не фальшивлю ль? И что-то мне запретило теперь умолчать о своём колебании.

    В той статье я и в самом деле, взявшись её дополнять репродукциями, не поставленными сразу, поостерёгся добавлять (а всё там по хронологии) то, что в разгар, так сказать, его импрессионистского периода импрессионизму не соответствовало.

    Но об этом же никто не узнал.

    Теперь же вот я признался…

    У меня заскребла совесть.

    Я нашёл в интернете эту репродукцию а там под ней – такое:

    "Картина “Морозная ночь” – одна из самых эффектных работ Николая Мещерина. Она написана методом наложения обособленных мазков в сине-белых тонах. В ней художник сумел запечатлеть не только отблеск лунного света на заснеженной березе, но и воссоздать эффект мерцания кристаллов инея и всполохов на зимнем звездном небе. Этому лиричному по своему настроению живописному произведению подходят музыкальные строки Мещерина из его альбома зарисовок 1905 года:

    “Наша улица снегами залегла,

    По снегам бежит сиреневая мгла.

    Мимоходом только глянула в окно,

    И я понял, что люблю ее давно.

    Я молил ее, сиреневую мглу:

    "Погости-побудь со мной в моем углу,

    Не мою тоску ты давнюю развей,

    Поделись со мной, желанная, своей!”

    Как Иннокентий Анненский в своих стихах, так и Николай Мещерин в своих пейзажах стремился передать личное, почти интимное переживание от встречи с красотой природы. Поэзия русского пейзажа – это, с одной стороны, отдушина для художника, чье увлеченье живописью не находило сочувствия у родственников. А с другой – своего рода побег в мир без суеты и тревог” (http://www.rusimp.su/ru/collection/object/220).

    Я не стал реагировать на метод "наложения обособленных мазков”, спасавший же импрессионистичность картины. Я среагировал на Анненского. Он же ницшеанец. А в самой статье о Мещерине у меня был пассаж о сходстве импрессионизма с ницшеанством… Плюс спинномозговое ЧТО-ТО, что в стихотворении Анненского, кажется, можно ницшеанство усмотреть.

    Хорошо иметь плохую память!..

    Захотев освежить, как я когда-то давно выводил ницшеанство в одном за другим стихотворениях Анненского, я наткнулся на этот вывод из… процитированного стихотворения (правда, более полного) у… себя же. И вывод этот всего лишь прошлогодний. См. тут.

    Ну ладно. Там, с литературой, я справился. А как мне увидеть образ метафизического иномирия у Мещерина?

    Я заметил, что трудно бывает, - когда подсознательный идеал бывает выражен не образом, а “текстовыми” противоречиями с “нецитируемым” катарсисом от их столкновения, - что трудно бывает увидеть даже сами “текстовые” противоречия, хоть они не спрятаны (это не то, что угадать катарсис).

    Образное выражение для меня всегда выглядело очевидным.

    А тут я что-то не вижу и его…

    Или вот – ледяной туман же над рекой. Вверху – звёздная ночь. Чуть не чёрная. А чем ниже, тем оплотнённее воздух над рекою. И горизонта там уже не видно (а был бы виден, если б не туман).

    И в эту неизвестность отправились по льду две фигурки. Меньшая впереди большей. Как собака и её хозяин. Какие-то… тёплые (коричневая, наверно, есть в смеси с синим).

    Последнее тепло… Исчезающее.

    Метафизическое иномирие холодом отдаёт…

    Надо, наверно, считать эту картину исключением в творчестве Мещерина. В другие разы его приближения к Абсолюту (характерному для ницшеанства) это был всё же не метафизический Абсолют, а Родина, Россия.

    4 ноября 2021 г.

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по . . .

01.12.2021
10:28

А что, если это насмешка?

    Я говорю вот об этой картине. Вермеер. Географ. Около 1668-1669. Вещи раскиданы, некоторые на полу. К дорогущей скатерти никакого почтения. А главное – я разглядел две . . .

30.11.2021
15:11

Вериги

    Кто-нибудь узнает про мои заботы и пожмёт плечами: дурью мается человек. Что это за дурь? Во-первых, это чтение романа. Для тех, кто не читает, само это уже дурь. Я . . .

29.11.2021
16:35

Кухня

    Можно ли из некомпетентного – раз – и стать компетентным? По дороге научиться и стать? Обожаю идти в темноте к свету. Я сидел, читал статью про искусствоведение . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100