Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
07.12.2021 |
|
04.12.2021 |
Почему мне не нравятся тексты Антона Долина
|
03.12.2021 |
Ну совершенно безумная сложность и тонкость
|
02.12.2021 |
|
01.12.2021 |
А что, если это насмешка? Я говорю вот об этой картине. Вермеер. Географ. Около 1668-1669. Вещи раскиданы, некоторые на полу. К дорогущей скатерти никакого почтения. А главное – я разглядел две дыры в стекле окна*. К этому можно добавить, что это – парная картина к такой. Вермеер. Астроном. Около 1668. "Астроном” первой была создана, “Географ” – второй, она резче по замыслу. Позировал явно один и тот же человек. И "вплоть до конца XVIII века картины назывались “Астрологи””(https://ok.ru/group/54242779988180/topic/70848366728660). То есть ерундой занимающиеся люди. Почему я так поворачиваю дело? – Потому что после смерти Вермеера его душеприказчиком стал настоящий учёный, Левенгук, изобретатель микроскопа. Есть повод думать, что они были при жизни знакомы, они жили почти рядом. А Вермеер – воспевал мещанство, резко – то, что ниже пояса. И даже плохо, можно сказать, относился к собственным картинам – не подписывал. Произведения духа – подумаешь… Так эти две он как раз подписал. За жизнь он ещё одну подписал, раннюю – “Сводница”. – Там он посмеялся над сценой в публичном доме. Ниже-то пояса ниже, но, мол, зачем же так уж низко. – Вот – три насмешнические картины. Каким-то подтверждением плохого отношения к астрологам, как к лишающим людей свободы воли, - которая стала определяющей для предпринимательства в Голландии того времени, вступившей в капитализм, - можно счесть помещение в первую по времени создания вещь такой картины на стене. Она – о другом лишении человека свободы воли, о том, что всё-де предопределено свыше, - картина о том, как в Египте был найден плывущим в корзине будущий пророк Моисей. Довольно тяжеловесная насмешка, но всё-таки насмешка. . И все эти разыскания я предпринял из-за одной подарочной книги автора, повадившегося где ни попадя видеть гимн счастью. "Мы так давно ищем его, наше счастье, что иногда начинаем сомневаться в его существовании. Да и есть ли смысл к нему стремиться? Порой мы возвращаемся к обычной жизни, которую нельзя назвать ни абсолютно печальной, ни абсолютно счастливой. Там мы пребываем до тех пор, пока предчувствие его существования снова, помимо нашей воли, не посещает нас, задавая вопросы, требуя решения и обретая над нами власть тайны, которую нужно раскрыть. Географ на картине Вермеера стремится разгадать загадку совсем иного рода. Может быть, это тайна Рая? Вплоть до XVII века многие великие умы еще верили, что он находится на Земле, и многие размышляли о наиболее подходящем для него месте: Восток, Южная Америка… Несмотря на разделяющие нас века, поиск географа близок нам. В замкнутом пространстве своего кабинета он пытается составить карту мира. Поступим и мы таким же образом, размышляя о счастье. И начнем с нашего личного опыта. Да, мы всегда стремились к счастью. Прошло более двух тысяч лет с тех пор, как философы сделали его главным объектом своих исканий: эвдемонизм — от греческого eudaimonismos, счастье. Целью этой философии было помочь людям приблизиться к более счастливой жизни. С некоторых пор ею активно заинтересовались ученые, дав счастью не столь поэтичное название — “субъективное благополучие”. В их глазах оно обладает всеми добродетелями: якобы увеличивает продолжительность жизни, улучшает здоровье, делает людей более альтруистичными… Художники тоже говорили о счастье и о его вечной тени — несчастье. Поэты, писатели, музыканты создавали произведения, способные вызвать у нас слезы или сделать легкомысленными, доверчивыми и счастливыми. Еще более изощренные живописцы могли взволновать нас, изменить нашу привычную манеру восприятия реальности и опасливого ожидания мгновений счастья, ощущения несчастья. Живопись стала для нас ключом, помогающим открыть тайну счастья, загадочным переводчиком, который говорит образами и метафорами, не прибегая к словам и рассуждениям. Наш географ тоже пытается разгадать загадку. Он давно думает, рассчитывает, находит, одумывается, замечает, что идет ложным путем… И вот он поднимает голову и поворачивается к свету, устремив взгляд в окно, расположенное слева, как всегда на картинах Вермеера. Он долго размышлял. Им овладело предчувствие, что для его поиска недостаточно науки, труда и ума. Он понимает, что теперь должен впустить в себя нечто интуитивное или эмоциональное. Он догадывается, что решение мучающего его вопроса находится не вовне, не на картах, глобусах или стрелках компаса. В этот момент Истории, когда люди мало-помалу перестают верить в то, что рай находится на Земле или на небе, вермееровский географ смутно ощущает, что этот рай, путь к которому он ищет, существует в нем самом…" (Кристофер Андре. Искусство счастья. М., 2016. С. 12-17). Мне в этой связи вспоминается случай в Третьяковской галерее. Я и напарница по командировке возвращались домой через Москву. И я уговорил её пойти со мной (я всегда в Москве, будучи проездом даже всего несколько часов, ухитрялся посетить какую-нибудь выставку). Ну а уговорив, захотел, чтоб она чем-то взволновалась. И принялся вдохновенно что-то говорить перед каким-то пейзажем с распятием Христа. Там совершенно зловещего вида туча была. Меня она взбудоражила. А она мне сказала: “Говоришь ты хорошо, но я ничего не почувствовала”. 1 ноября 2021 г. * - А дыр в стёклах нет. Если на сайте Штеделевского художественного института посмотреть изображение в большом разрешении, это видно. Там и слева такие же более тёмные мазки, и сверху. И они совсем не смотрятся как дыры. Да и с чего бы вообще там быть дырам?- С тёмным вверху просто: это внешний выступ окна и тень от него. А тёмные пятна на левом стекле? – Ну это тоже дыра. А чего дыры? – С того, что надо ж обозначить ещё как-то халатность этого человека в халате. Про верхнюю продолговатую дыру ещё можно было б думать, что это так видится тёмный кипарис на дворе (выше его белое пятно это кусок неба между деревьями). Но как тогда объяснить овальные тёмные пятна. Так-то деревья не стригут. А пятна сделаны. Это факт. – Значит, это дыры в стекле, раз осмеивается кипящий в действии пустом. Хотя, может дыры и не факт, а просто неисправленные мазки. Можно посмотреть по другим картинам. Если и там есть на оконных нецветных стёклах неподправленные мазки, то надо будет от дыр отказаться. Вермеер. Офицер и смеющаяся девушка. Ок. 1687. Вермеер. Молочница. Ок. 1660. Вермеер. Урок музыки Ок. 1662-1665. Вермеер. Молодая женщина с кувшином воды. Ок. 1662 - 1664. В общем, непонятные пятна на стёклах у него чуть не сплошь да рядом. То есть от дыр надо отказываться. Но и без них доводов насмешки над замыслившимся хватает. 2.11.2021.
|
30.11.2021 |
|
29.11.2021 |
|
26.11.2021 |
|
25.11.2021 |
Поймал на проговорке (о Микеланджело)
|
23.11.2021 |
Может ли понравиться безобразное?
|
22.11.2021 |
|
21.11.2021 |
|
19.11.2021 |
|
18.11.2021 |
|
17.11.2021 |
«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни
|
16.11.2021 |
|
13.11.2021 |
|
11.11.2021 |
Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)
|
09.11.2021 |
Вечная тоска (о художнице Глебовой)
|
08.11.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"