TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины. Мещерин. Морозная ночь. 1908. Ответил я так: “Не попалась. А и попалась . . .

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по . . .

01.12.2021
10:28

А что, если это насмешка?

    Я говорю вот об этой картине. Вермеер. Географ. Около 1668-1669. Вещи раскиданы, некоторые на полу. К дорогущей скатерти никакого почтения. А главное – я разглядел две . . .

30.11.2021
15:11

Вериги

    Кто-нибудь узнает про мои заботы и пожмёт плечами: дурью мается человек. Что это за дурь? Во-первых, это чтение романа. Для тех, кто не читает, само это уже дурь. Я . . .

29.11.2021
16:35

Кухня

    Можно ли из некомпетентного – раз – и стать компетентным? По дороге научиться и стать? Обожаю идти в темноте к свету. Я сидел, читал статью про искусствоведение . . .

26.11.2021
22:37

Это возмущает

    Возмущает практика “в лоб” натяжек для цели восхваления знаменитого художника. Климт. Три возраста женщины. 1905. Холст, масло. "Дитя прижимается к матери. Оба . . .

25.11.2021
15:10

Поймал на проговорке (о Микеланджело)

    Один смелый человек, в заглавии взяв на себя обязанность сказать, в чём смысл фрески Микеланджело “Сотворение Адама” (1511), написал: "…чтобы пальцы были . . .

23.11.2021
12:55

Может ли понравиться безобразное?

    Может ли понравиться безобразное? – Может. Если оно сложно устроено, а вам удаётся эту сложноустроенность распутать как выражающую идеал автора. Я не знаю, как при . . .

22.11.2021
20:23

Хвала наобуму

    Из-за того, что слишком часто искусствоведы отказываются говорить о конкретной картине, о её художественном смысле, не отправляются от её деталей, или говорят до крайности заумно, непонятно и есть подозрение, что просто лялякают, меня то и дело (но не чересчур часто) подмывает написать толкование, пришедшее в голову случайно. И вероятнее всего неверное. – Кто-нибудь прочтёт, озлится и напишет более толковое.

    Например, в этой картине я сперва сумел не обратить внимание на её середину.

    Смирнов. Утро в лесу. 2016. Холст, карандаш.

    Разозлила, наверно, перекличка названия с шишкинским “Утром в сосновом лесу”. Тем паче, что сосны тут явно есть. И эффект льющегося света – тоже:

    "Абсолютно белую пустоту наблюдаем лишь во внутренней рисованной раме работы “Утро в лесу”, однако окружающий ее лес между внешней и внутренней рамами превращает эту пустоту в льющийся на нас свет из-за деревьев” (https://new.cha.ru/products/1423/).

    Как и Шишкин, Смирнов умудрился дать видимыми дали в… дебрях. Правда, наглым образом. Как насмешку. И всё я воспринял как изошутку. Дескать, горожане теперь совсем оторвались от природы.

    За что я нарёк это продуктом целиком сознания и произведением прикладного искусства, здесь приложенного к возбуждению улыбки у зрителя. Правда, у догадавшегося зрителя. То есть здесь не просто изошутка, а изошутка-загадка. То есть уже выходящая за пределы искусства – в развлечение. Ибо догадка происходит "в действительности… а не как бы” (Узнадзе. Психологические исследования. М., 1966).

    А вот – предположительно лялякание:

    "Эта работа является частью проекта Тимофея Смирнова “РАМАнтика или РАМ-антик”, включающего 14 карандашных рисунков.

    В возникновении этого проекта есть некий элемент случайности. Однажды художнику подарили две великолепные рамы, которые, будучи пустыми, концентрировали внимание на куске белой стены внутри самой рамы. Постепенно фрагмент пустоты внутри рамы приобретал смысл светлого бесконечного пространства бескрайнего мира. “Обрамление тотальной пустоты” - так Тимофей Смирнов сформулировал концепцию своего проекта. Сама же рама в этом контексте приобретает метафизический смысл окна, как выхода от автора в трехмерный мир за этим рамой-окном” (Там же).

    Что тут можно понять, поднатужившись? – Что автор насмехается. Наверно, не над романтикой, а над вообще возвышенными идеалами, которыми в большинстве случаев вдохновлены обычные художники. То есть автор – ницшеанец. Схема взаимопревращения идеалов друг в друга демонстрирует эту генеральную оппозицию ницшеанства и всех остальных типов идеалов.

    Века дают свои названия в общем повторяющимся типам идеалов. Так романтизм надо понимать на месте Барокко. Формула идеостиля Барокко – соединение несоединимого. Романтизм своим идеалом прекрасного внутреннего мира автора в пику ужасному внешнему как-то всё-таки мирит оба мира и тем походит на Барокко.

    А формула идеостиля ницшеанства – метафизическое иномирие. Чем это отличается от "тотальной пустоты”? – Ничем. Значит, Смирнов ницшеанец. Ультратрезвый человек. Не верящий никаким благим идеалам. Романтизму в том числе (романтизм часто понимают как синоним возвышенного).

    Остаются вопросы: адекватно ли это авторской интенции и, если адекватно, насколько автор это осознаёт (подсознательный ли это его идеал).

    Может, другие работы цикла чем-то помогут?

    Смирнов. Чемоданное настроение. 2016.

    Перед нами рама в виде чемодана, которая обрамляет вид другого чемодана на фоне неба с прикреплённой к тому чемодану табличкой: ATTENTION LOSTAFOUND. Гуглоперевод: ВНИМАНИЕ НАЙДЕНО.

    Понимай, авиакатастрофа – портфель-то найден на земле, а душа владельца улетела на небо. Обмануло чемоданное настроение. – Подтрунивание: человек предполагает, а Бог располагает. Изошутка.

    Смирнов. Час Ы 2. 2016.

    "Час Ы” это кавер-бэнд из Бахмута. Украина. “Ы” – специфически русская буква. Бунт… Будто что-то получится… Песочный – не замок – часы. Всё равно. Совершенно непрочно. Изонасмешка над идеализмом.

    Смирнов. Валентинка. 2016.

    Что и тут изонасмешка – чувствуешь. Над чем именно? Над тем, что изменилась любовь в век Hi-Tech. Кремниева. Рациональна.

    Смирнов. М и Ж. 2016. Карандаш, бумага.

    Если имеется в виду обозначение мужского и женского туалетов, то тут изошутка на тему подглядывания мальчиков за голыми женщинами через специально проделанные отверстия.

    Смирнов. Частная жизнь. 2016.

    Собственно, то же самое: подглядывание через щель в заборе. Там, довольно далеко, парочка загорает. Ничего особого, да и плохо видно. Изошутка.

    А что пишет искусствовед?

    "Но что есть пустота, она может рассматриваться как “нечто” и “ничто”. В работах автора присутствуют пустота – глухая черная, бездонная и абсолютная белизна, несущие в себе многочисленные смыслы. Рассмотрим представленные работы, как движение от черного к белому, из тьмы к свету. Для этого выстроим ряд: Чемоданное настроение>Час Ы 2>Валентинка>МЖ>Частная Жизнь 2> Фаберже ку-ку>Соляризация>Портретфэд > Дверца в Европу>Кокетка> Утро в лесу. Первые две работы как бы материализуют наше воображаемое метафизическое перемещение” (http://artuzel.com/content/ramantika-ili-ram-antik).

    Всё же натяжкой выглядит "метафизическое перемещение” на фоне всех изошуток. Не шибко остроумных.

    Ерунда это всё.

    27 октября 2021 г.

21.11.2021
17:37

Неисповедимы пути знания

    Есть два способа выражения вдохновения (подсознательного идеала): образом и противоречием, которое рождает катарсис. Поскольку второй способ сложнее, он как-бы . . .

19.11.2021
16:57

Мне всё можно

    Я, наверно, единственный, кто позволяет себе оперировать не принятой в науке об искусстве категорией “подсознательный идеал автора”. Поэтому я могу себе . . .

18.11.2021
13:05

Безответственное впечатление

    B> Хочу, по крайней мере, начать с него – с безответственного впечатления. Так случилось, что первая в жизни репродукция “Моисея” (1932) Эрьзи мне попалась такая . . .

17.11.2021
19:22

«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни

    Я чуть не до половины книги дочитал “Сад” (2019) Степновой, когда спохватился, что не пишу параллельно отчёта о чтении. Ошеломило меня чтение. Было как-то не до . . .

16.11.2021
13:06

Всё-таки сломленный

    Я про Иткинда пишу. Советская идеология претендовала на мировой приоритет в борьбе за Справедливость, а практика являла очень уж много примеров нарушения этой . . .

13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

11.11.2021
19:32

Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)

    В последнее время меня заинтересовало притворство, думаю, искусствоведов, когда они хвалят авангардистов. Простецки говоря, на вещь смотреть противно, а они . . .

09.11.2021
17:30

Вечная тоска (о художнице Глебовой)

    Телеканал “Культура”. Передача “Искусственный отбор”. Пронзительно душевная музыка и общая панорама картин Натальи Глебовой в музее. И – вечная тоска . . .

08.11.2021
12:32

Сезанн открыл ящик Пандоры

    Меня здорово смутил один художник, сказав, что для него в искажениях пространства Сезанном видится определённая гармония. Из-за того, что сам я очень не сразу . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100