Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
07.12.2021 |
|
04.12.2021 |
Почему мне не нравятся тексты Антона Долина
|
03.12.2021 |
Ну совершенно безумная сложность и тонкость
|
02.12.2021 |
|
01.12.2021 |
|
30.11.2021 |
|
29.11.2021 |
|
26.11.2021 |
|
25.11.2021 |
Поймал на проговорке (о Микеланджело)
|
23.11.2021 |
Может ли понравиться безобразное?
|
22.11.2021 |
|
21.11.2021 |
Неисповедимы пути знания Есть два способа выражения вдохновения (подсознательного идеала): образом и противоречием, которое рождает катарсис. Поскольку второй способ сложнее, он как-бы больше подходит. Так как подсознательный идеал нечто совсем нематериальное. Выраженное образом тоже нематериальное. Но разговор о подсознательном идеале как-то ловчее вести как о катарсисе. Со стилем модерн я был очень благополучен, откопав его формулу у Александрова: "неживое в модерне живет активно, а живое — мертвеет и застывает”. – Это ж противоречие. Вот результат его, катарсис, сам подсознательный во многом, и есть выражение метафизического иномирия, куда бежит от скуки всего Этого мира ницшеанец, во всём, всём и всём разочаровавшийся. А с Эрьзёй мне пришлось сами извивы (то, что "живет активно”): утрированные жилы, позы и т.п. того, что всё-таки не мёртвое, - признать выражением (образом) метафизического иномирия, раз оно утрировано. Гораздо слабее звучит, правда? Немного спасает утрированность. Она есть род искажения натуроподобия, которое, натуроподобие, исторически до того было связано с идеалами, Этот мир напрочь не отвергающими. А ницшеанство – отвергает. И так случилось, что у меня желание разобраться с Конёнковым возникло из-за прочтённого о нём соседства с Эрьзёй, работавшим в стиле модерн. – Я и подумал: не в стиле ль модерн творил – по крайней мере поначалу – и Коненков. Обратился к Википедии – так и есть. Обратился к первой известной скульптуре – совсем не очевидно. Утрированные извивы как-то слабо видны, выискивать надо. И всего лишь портянку перематывает. Может, потому жил мало? Тряпьё, правда, здорово извилистое. Как вдруг на одной из репродукций я чуть не метафизическое иномирие воочию не увидел. Конеиков. Камнебоец. 1898. Там где лицо-то (название тоже такое… слова такого нет)? Лица не видно, видного при другом освещении и фотографировании, где даже страшнейшие вены на лбу не вызывают большого впечатления. Тогда как полная каша – как-то впечатляет. И что в результате? Подоспела революционная ситуация. Она для выражения себя потребовала большей непосредственности, чем тонкость восприятия подсознательного идеала. Радикализм ницшеанства в чём-то похож на радикализм революционный. И Коненков стал иллюстратором, вместо художника. "В 1899—1902 годах учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской В. А. Беклемишева. За дипломную работу “Самсон, разрывающий узы” в 1902 году получил звание скульптора. Скульптура показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств была уничтожена” (Википедия). Коненков. Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин. 1906. Это мне как-то объяснило, почему я за много лет ни разу к нему не обратился. – Интуиция. – Единожды солгав… Можно ли верить искренности всего последующего?.. Если б в ходу было оценивать художественность по странным для своего времени деталям, т.е. по наличию подсознательного идеала, - может, и звания скульптора ему не дали бы. Но… 26 октября 2021 г.
|
19.11.2021 |
|
18.11.2021 |
|
17.11.2021 |
«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни
|
16.11.2021 |
|
13.11.2021 |
|
11.11.2021 |
Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)
|
09.11.2021 |
Вечная тоска (о художнице Глебовой)
|
08.11.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"