TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.11.2021
22:37

Это возмущает

    Возмущает практика “в лоб” натяжек для цели восхваления знаменитого художника. Климт. Три возраста женщины. 1905. Холст, масло. "Дитя прижимается к матери. Оба . . .

25.11.2021
15:10

Поймал на проговорке (о Микеланджело)

    Один смелый человек, в заглавии взяв на себя обязанность сказать, в чём смысл фрески Микеланджело “Сотворение Адама” (1511), написал: "…чтобы пальцы были . . .

23.11.2021
12:55

Может ли понравиться безобразное?

    Может ли понравиться безобразное? – Может. Если оно сложно устроено, а вам удаётся эту сложноустроенность распутать как выражающую идеал автора. Я не знаю, как при . . .

22.11.2021
20:23

Хвала наобуму

    Из-за того, что слишком часто искусствоведы отказываются говорить о конкретной картине, о её художественном смысле, не отправляются от её деталей, или говорят до . . .

21.11.2021
17:37

Неисповедимы пути знания

    Есть два способа выражения вдохновения (подсознательного идеала): образом и противоречием, которое рождает катарсис. Поскольку второй способ сложнее, он как-бы . . .

19.11.2021
16:57

Мне всё можно

    Я, наверно, единственный, кто позволяет себе оперировать не принятой в науке об искусстве категорией “подсознательный идеал автора”. Поэтому я могу себе . . .

18.11.2021
13:05

Безответственное впечатление

    B> Хочу, по крайней мере, начать с него – с безответственного впечатления. Так случилось, что первая в жизни репродукция “Моисея” (1932) Эрьзи мне попалась такая . . .

17.11.2021
19:22

«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни

    Я чуть не до половины книги дочитал “Сад” (2019) Степновой, когда спохватился, что не пишу параллельно отчёта о чтении.

    Ошеломило меня чтение. Было как-то не до отчёта. Но, как я и предположил, я привык к ударным кускам, следующим один за другим, и стал способен отчитываться.

    Автор вдохновлён идеей воспевания того, что ниже пояса. Ну в самом деле. Княжна Туся, до пяти лет не говорившая, как заговорила? От восторга, что есть на свете не такие речи, какими говорили с нею и вокруг неё, а есть ещё крестьянское балагурство – конюха Андрея с самим собой. С матом. Виртуозным. И она сперва засмеялась, а потом и заговорила. И первое слово её было матерным.

    Домашний врач Мейзель догадался, пристроить её проводить какое-то время в конюшне для смены языковой атмосферы.

    Перед этим был экскурс в родословную этого Мейзеля, описание которой устроено едва ли не затем, чтоб показать прапрадеда, влюбившегося в Россию за снег и мат. – Прапрадед был заика. Но, когда умирал, он чётко и счастливо произнес трёхэтажное матерное ругательство и с тем умер.

    Эти два мата открыли мне глаза на пафос этого романа Степновой. Темы прочтённых ударных сцен: исключительный половой акт княгини и князя, исключительная поначалу беременность княгини, потребовавшая призвать в дом Мейзеля, исключительное изгнание его за то, что княгиня упала; исключительно трудные роды; исключительный уход на Тусей, чуть не убивший ту и потребовавший второе призвание Мейзеля; исключительность с немотой Туси; исключительность её излечения, отвратившее княгиню от всего высокого, - всё это меня как-то не наводило на пафос хвалы тому, что ниже пояса. А те два мата навели.

    Ну и как это связывается с духом времени? – Какого? – Путинского, намекающего, что России не существовать, если она не будет великой. (По оружию уже стала впереди планеты всей, но безнадёжно отстаёт по мягкой силе.) Так Степнова на какой стороне раскола страны: на либерально-глобалистской (скорее промещанской, чем наоборот) или на патриотической (антимещанской)? Или Степнова хочет соединить крайности (в величии мещанства с русским лицом)?

    .

    Я думал сделать большой перерыв в отчёте до прояснения себе воли Степновой. Но, читая о переживании Нюточки, проснувшейся после беспамятного сна после похорон мамы, - читая, как ей подумалось и как бы подтверждалось, что её закопали в гробу рядом с мамой… Я усомнился в этой хвале ниже пояса. – Такая мука духа!..

    Экспрессионистские какие-то всё эпизоды. В смысле – очень трогательно всё.

    .

    Прочёл я роман. И растерялся: так и не понял, что автор им хотел сказать.

    Хорошо, вообще-то: вдруг какое-то время спустя меня озарит.

    .

    Ясно, что ей плевать на то, как принято писать романы. Ей князь Борятинский нужен лишь для зачатия Туси и призвания доктора Мейзеля, когда крошечная Туся умирала, вот он и исчезает вскоре из повествования. Маленький книксен правилам: повествователь (он же автор) полстрокой говорит перед концом, что князь умер. Ей нужно показать (чтоб не просто сказать), что княгиня Борятинская не любила двух старших детей, вот они и появляются в поместье в повествовании только раз. Их позвали приехать, чтоб лично сообщить, что мама беременна. И они потом тоже пропадают навсегда. Нюточка-ангел, приёмыш у княгини, нужна только для того, чтоб у неё Туся в будущем увела жениха. Ну так ей, кроме ангельских черт, ничего не дано, и сама она буквально исчезает из поместья, когда предательство открывается.

    Как Дега мог нарисовать человека настолько близко к краю картины, что помещалась только того половина. – Пренебрежение к персонажам: они мизер.

    Степнова, впечатление такое, получает удовольствие от того, что пленяет читателя, а потом предаёт его заинтересованность персонажем выбрасыванием его из сюжета. Часто – с позором. Например, та же ангел-Неточка, исчезнув в чём одета была, прихватила с собой драгоценности княгини, самые любимые. Таня, крестьянка с 13 лет живущая при княгине, украла, хоть и сумасшедшей стала в старости, самую тою любимую шаль, которую та аж отдельной строкой упомянула в завещании Тусе.

    Степнова так ндрав показывает. Что хочу, то и ворочу. (Мата довольно много в книге…) И из кусочков всё – как у импрессионистов.

    "…сюжетную линию автор набирает, как мозаику, из отрывков-штрихов” (https://studbooks.net/836695/literatura/osnovnye_cherty_estetiki_impressionizma_literature).

    Общее впечатление от романа – какое бывает у совершенно тёмного зрителя (по себе-юноше сужу) в музее, проходящего мимо произведения в стиле импрессионизма не останавливаясь, ибо там какая-то каша мазков, хоть и ярких, но ведь каша.

    Соответствует этому и парцелляция, сплошь и рядом применяемая Степновой:

    "Радович равнодушно ждал, когда его, наконец, заметят, возьмут за ухо и выставят. Из управляющих, а заодно из женихов”.

    “Мейзель вдруг оскалился, перекосился, будто что-то чудовищное попыталось вырваться у него изнутри. И ещё раз попыталось. Но не смогло”.

    “В конюшне никого не было. Даже лошадей”.

    Не для того же ль ради – ради впечатления каши – нет нигде тире при прямой речи…

    Похожесть на живописный импрессионизм с того акцентом на светоносности (для чего художники аж смешивать краски на палитре отказались – пусть они, чистые, положенные рядом маленькими мазками, смешиваются в сложный цвет в глазу зрителя), - так вот похожесть на импрессионизм у Степновой заключается в какой-то запредельности переживаний персонажей. Какой сверкающий эпизод вдруг вспыхнувшей любви между князем и княгиней. Князь Борятнский настолько порядочен, что просто физиологически не может изменить жене, когда у него с нею отношения разладились. А это открытие Мейзеля, как сделать, чтоб до пяти лет не говорившая Туся заговорила… А это красочное описание плодоносящего сада… А этот по-королевски воспитанный ультракрасавец Радович… Что ни берётся описывать Степнова, всё оказывается в максимальной степени своего проявления. Аж переживаешь приторность, как доведение импрессионизма до пуантилизма.

    Так это – касательно аналога с хвалой-светоностью в формуле живописного импрессионизма: хвала абы какой жизни. А что в романе с абы какой жизнью? – Там, собственно, все, кроме забеременевшей, наконец, Туси и её мужа, Виктора Радовича, умертвляются автором. Даже сад. Давший название роману.

    В этой связи интересно сравнить, каким духом времени был вызван импрессионизм во Франции и “Сад” в путинской России.

    Мне кажется символичным, что картина Моне “Впечатление”, первая с революционно маленькими мазками несмешиваемых красок, датируется 1873 годом – 3 года после Парижской Коммуны. После поражения которой революционность из Западной Европы ушла, а средний класс стал жить всё лучше. Что и морально противно, и аморально хорошо. Что и породило идеостиль “хвала абы какой жизни”.

    Аналогом для романного времени, времени Александра Третьего и политической реакции после поражения народнического движения, является переход задавленной прогрессивной общественности к так называемой теории малых дел. Неудавшееся покушение на царя – инерция пагубного народничества (потому и введён в роман старший брат Ленина, повешенный за покушение). Малодельцы пошли другим путём, где-то сходным с французским импрессионизм: Радович, друг Александра Ульянова, не живёт, будучи мужем Туси, а существует: в роскоши, но с осуждением в душе.

    Степнова же, индивидуалистка, в 2019-м сдаётся путинскому курсу на госкапитализм, который чем-то похож на то, что было в СССР, нечто коллективистское. Ей жаль, но что поделаешь, и она приспосабливается. Капитализм же всё-таки…

    9 ноября 2021 г.

16.11.2021
13:06

Всё-таки сломленный

    Я про Иткинда пишу. Советская идеология претендовала на мировой приоритет в борьбе за Справедливость, а практика являла очень уж много примеров нарушения этой . . .

13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

11.11.2021
19:32

Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)

    В последнее время меня заинтересовало притворство, думаю, искусствоведов, когда они хвалят авангардистов. Простецки говоря, на вещь смотреть противно, а они . . .

09.11.2021
17:30

Вечная тоска (о художнице Глебовой)

    Телеканал “Культура”. Передача “Искусственный отбор”. Пронзительно душевная музыка и общая панорама картин Натальи Глебовой в музее. И – вечная тоска . . .

08.11.2021
12:32

Сезанн открыл ящик Пандоры

    Меня здорово смутил один художник, сказав, что для него в искажениях пространства Сезанном видится определённая гармония. Из-за того, что сам я очень не сразу . . .

07.11.2021
15:46

Как в афишу коза

    Кого-то угораздило написать о Мунке: ""Купающиеся мужчины" (1907-08) - это энергичная дань жизненной мужественности” (https://art.mirtesen.ru/blog/43217230373/Edvard-Munk-ZHizn-i-rabota). И пошла . . .

04.11.2021
11:42

Нету там кота!

    Мне грустно. Мне грустно из-за эфемерности существования искусства. Я столько раз это повторял… Ещё раз повторить?.. Ведь мало вероятно, что сегодняшний читатель . . .

01.11.2021
20:04

Ещё одна заметка зануды

    Выскажу заметку сразу. Как называлась партия, правившая в СССР, когда умер Ленин? – РКП(б). Российская Коммунистическая партия большевиков. А кому посвящена поэма . . .

31.10.2021
16:02

Плохое как хорошее

    Если меня подспудно гнетёт прямая идейность искусства (прикладного, идеологического искусства), то как я буду относиться к основному значению слова? – Плохо . . .

29.10.2021
16:37

Наследие

    Начну издалека. Хоть это было общественное достижение – обработка камня – но мыслимо подумать, что был и кто-то первый, кто ударил камнем о камень с целью сделать . . .

28.10.2021
12:16

Тонкость грубости

    На днях я испытал редкое переживание. Я анализировал картину, скрыто от самого себя имея в виду после анализа наступящий синтез, неблагой для художника. Как вдруг, . . .

27.10.2021
18:31

Я понял!

    Я понял, что со зрелым художником случается, что он вдруг перескакивает в другой идеостиль. – Весь перец в “идео”. Одними и теми же средствами можно выразить . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100