TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.11.2021
22:37

Это возмущает

    Возмущает практика “в лоб” натяжек для цели восхваления знаменитого художника. Климт. Три возраста женщины. 1905. Холст, масло. "Дитя прижимается к матери. Оба . . .

25.11.2021
15:10

Поймал на проговорке (о Микеланджело)

    Один смелый человек, в заглавии взяв на себя обязанность сказать, в чём смысл фрески Микеланджело “Сотворение Адама” (1511), написал: "…чтобы пальцы были . . .

23.11.2021
12:55

Может ли понравиться безобразное?

    Может ли понравиться безобразное? – Может. Если оно сложно устроено, а вам удаётся эту сложноустроенность распутать как выражающую идеал автора. Я не знаю, как при . . .

22.11.2021
20:23

Хвала наобуму

    Из-за того, что слишком часто искусствоведы отказываются говорить о конкретной картине, о её художественном смысле, не отправляются от её деталей, или говорят до . . .

21.11.2021
17:37

Неисповедимы пути знания

    Есть два способа выражения вдохновения (подсознательного идеала): образом и противоречием, которое рождает катарсис. Поскольку второй способ сложнее, он как-бы . . .

19.11.2021
16:57

Мне всё можно

    Я, наверно, единственный, кто позволяет себе оперировать не принятой в науке об искусстве категорией “подсознательный идеал автора”. Поэтому я могу себе . . .

18.11.2021
13:05

Безответственное впечатление

    B> Хочу, по крайней мере, начать с него – с безответственного впечатления. Так случилось, что первая в жизни репродукция “Моисея” (1932) Эрьзи мне попалась такая . . .

17.11.2021
19:22

«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни

    Я чуть не до половины книги дочитал “Сад” (2019) Степновой, когда спохватился, что не пишу параллельно отчёта о чтении. Ошеломило меня чтение. Было как-то не до . . .

16.11.2021
13:06

Всё-таки сломленный

    Я про Иткинда пишу. Советская идеология претендовала на мировой приоритет в борьбе за Справедливость, а практика являла очень уж много примеров нарушения этой . . .

13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

11.11.2021
19:32

Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)

    В последнее время меня заинтересовало притворство, думаю, искусствоведов, когда они хвалят авангардистов. Простецки говоря, на вещь смотреть противно, а они . . .

09.11.2021
17:30

Вечная тоска (о художнице Глебовой)

    Телеканал “Культура”. Передача “Искусственный отбор”. Пронзительно душевная музыка и общая панорама картин Натальи Глебовой в музее. И – вечная тоска . . .

08.11.2021
12:32

Сезанн открыл ящик Пандоры

    Меня здорово смутил один художник, сказав, что для него в искажениях пространства Сезанном видится определённая гармония. Из-за того, что сам я очень не сразу . . .

07.11.2021
15:46

Как в афишу коза

    Кого-то угораздило написать о Мунке: ""Купающиеся мужчины" (1907-08) - это энергичная дань жизненной мужественности” (https://art.mirtesen.ru/blog/43217230373/Edvard-Munk-ZHizn-i-rabota). И пошла . . .

04.11.2021
11:42

Нету там кота!

    Мне грустно. Мне грустно из-за эфемерности существования искусства. Я столько раз это повторял… Ещё раз повторить?.. Ведь мало вероятно, что сегодняшний читатель . . .

01.11.2021
20:04

Ещё одна заметка зануды

    Выскажу заметку сразу. Как называлась партия, правившая в СССР, когда умер Ленин? – РКП(б). Российская Коммунистическая партия большевиков. А кому посвящена поэма Маяковского “Владимир Ильич Лени” (1924)? –

    Российской коммунистической партии посвящаю

    Без большевиков!

    Большевики были за централизм. А Маяковский был за анархию. Без центральной власти. Как Прудон предлагал: мирно самоуправлению малых коллективов врасти в капитализм и его собою заменить постепенно. Да Маркс сумел Прудона победить во мнении участников рабочего движения Европы XIX века. А реалии России в ХХ веке оказались такими, что заставили о мирности даже и не думать. Сами анархисты в ХХ веке то и дело срывались в силу. (Потому и потерпели полное поражение. Большевики в СССР сумели внушить массам, что анархия это синоним хаосу.) Маяковский не зацикливался на практической стороне идеи. Ему, поэту, идея нравилась в качестве прогрессивной. Этого ему хватало для того, чтоб ею вдохновляться.

    А умение вдохновляться я, - вслед за пушкинским “Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон”, - считаю умением впадать в транс, то есть вытеснять идеал из сознания в подсознание. И пусть он там, неподцензурный сознанию, выдаёт такие текстовые элементы нам, восприемникам, в сознании находящимся, что они кажутся недопонятными.

    Так вот с поэмой “Владимир Ильич Ленин” с Маяковским такого акта вдохновения не случилось. Он решил воспользоваться народной мудростью: о мёртвом или никак, или хорошо. Он решил в пользу хорошо. И поступил, как церковь после смерти Христа. Она отсекла все ереси и истинной верой назвала только одно из конкурирующих течений.

    Маяковский поэмой своей возвёл Ленина в ранг как бы бога.

    В конце концов, и коммунизм-то в своём становлении по теории марксизма заканчивал каким управлением? – Анархическим. Маяковскому можно было закрыть глаза на пока-централизм Ленина. Даже его генезис из Маркса можно было не скрывать – финал-то один: Царство Справедливости.

     

    Жерновами дум

    последнее меля́

    и рукой

    дописывая

    восковой,

    знаю,

    Марксу

    виделось

    видение Кремля

    и коммуны

    флаг

    над красною Москвой.

    Видите: - "коммуны”. Малого коллектива, самоуправляющегося.

    Отсюда, из замысла возвести Ленина в божественный ранг, и всё евангельское в поэме:

    "Заявление о бессмертии Ленина… Представление о Ленине как иконе… Заявление о Богочеловечестве земного Ленина… Заявление о божественной близости Ленина ко всем людям на земле… О нем пророчили Пророки… Формируется образ Блага (рая), и Врага (Ада)… Ленин — божественный просветитель — мессия” (https://zen.yandex.ru/media/unicom/religioznaia-poema-maiakovskogo-lenin-6123b468134e9202754f8835).

    Причём во всей поэме вы не найдёте ничего недопонятного. Это потому, что она – произведение прикладного искусства, призванного усиливать в общем-то знаемые переживания (здесь – горя и обожествления).

    Маяковскому не надо было притворяться: Ленин – факты таковы – предугадывал течение событий.

     

    видел

    то,

    что временем закрыто.

    Перечислению этих фактов посвящены многие публикации. Ну и фактом было невероятно массовое горе от его смерти.

    Смешон другой факт.

    Есть такой Филатьев, большой ненавистник Маяковского. Он написал огромное произведение “Главная тайна горлана-главаря”, где он силится всякими способами навредить памяти о поэте. Человек он очень умный, и убеждают кое какие его выпады. Например, что заслуга царской охранки в том, что Маяковский большевизм оставил ради искусства, что поэма “150000000” направлена против Ленина. – Так вот этот Филатьев ничего не смог вменить в вину Маяковскому в связи с поэмой “Владимир Ильич Ленин”.

    Ну в самом деле. Уходы Маяковского вообще в рекламу ещё можно выставить в негативном свете: как низко пал-де поэтом считающийся этот неграмотно пишущий недоучка. Но как укусить за хорошее отношение к Ленину в обсуждаемой поэме, если и тот, и другой – моральные уроды? Один – убийца тысяч людей, другой – сотрудничал с советской охранкой-убийцей. – И пришлось Филатьеву от себя не сказать никакого “фэ” этой поэме.

    9 октября 2021 г.

31.10.2021
16:02

Плохое как хорошее

    Если меня подспудно гнетёт прямая идейность искусства (прикладного, идеологического искусства), то как я буду относиться к основному значению слова? – Плохо . . .

29.10.2021
16:37

Наследие

    Начну издалека. Хоть это было общественное достижение – обработка камня – но мыслимо подумать, что был и кто-то первый, кто ударил камнем о камень с целью сделать . . .

28.10.2021
12:16

Тонкость грубости

    На днях я испытал редкое переживание. Я анализировал картину, скрыто от самого себя имея в виду после анализа наступящий синтез, неблагой для художника. Как вдруг, . . .

27.10.2021
18:31

Я понял!

    Я понял, что со зрелым художником случается, что он вдруг перескакивает в другой идеостиль. – Весь перец в “идео”. Одними и теми же средствами можно выразить . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100