TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.11.2021
22:37

Это возмущает

    Возмущает практика “в лоб” натяжек для цели восхваления знаменитого художника. Климт. Три возраста женщины. 1905. Холст, масло. "Дитя прижимается к матери. Оба . . .

25.11.2021
15:10

Поймал на проговорке (о Микеланджело)

    Один смелый человек, в заглавии взяв на себя обязанность сказать, в чём смысл фрески Микеланджело “Сотворение Адама” (1511), написал: "…чтобы пальцы были . . .

23.11.2021
12:55

Может ли понравиться безобразное?

    Может ли понравиться безобразное? – Может. Если оно сложно устроено, а вам удаётся эту сложноустроенность распутать как выражающую идеал автора. Я не знаю, как при . . .

22.11.2021
20:23

Хвала наобуму

    Из-за того, что слишком часто искусствоведы отказываются говорить о конкретной картине, о её художественном смысле, не отправляются от её деталей, или говорят до . . .

21.11.2021
17:37

Неисповедимы пути знания

    Есть два способа выражения вдохновения (подсознательного идеала): образом и противоречием, которое рождает катарсис. Поскольку второй способ сложнее, он как-бы . . .

19.11.2021
16:57

Мне всё можно

    Я, наверно, единственный, кто позволяет себе оперировать не принятой в науке об искусстве категорией “подсознательный идеал автора”. Поэтому я могу себе . . .

18.11.2021
13:05

Безответственное впечатление

    B> Хочу, по крайней мере, начать с него – с безответственного впечатления. Так случилось, что первая в жизни репродукция “Моисея” (1932) Эрьзи мне попалась такая . . .

17.11.2021
19:22

«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни

    Я чуть не до половины книги дочитал “Сад” (2019) Степновой, когда спохватился, что не пишу параллельно отчёта о чтении. Ошеломило меня чтение. Было как-то не до . . .

16.11.2021
13:06

Всё-таки сломленный

    Я про Иткинда пишу. Советская идеология претендовала на мировой приоритет в борьбе за Справедливость, а практика являла очень уж много примеров нарушения этой . . .

13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

11.11.2021
19:32

Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)

    В последнее время меня заинтересовало притворство, думаю, искусствоведов, когда они хвалят авангардистов. Простецки говоря, на вещь смотреть противно, а они . . .

09.11.2021
17:30

Вечная тоска (о художнице Глебовой)

    Телеканал “Культура”. Передача “Искусственный отбор”. Пронзительно душевная музыка и общая панорама картин Натальи Глебовой в музее. И – вечная тоска какого-то недопонимания, если художник хороший. Сама она говорит про прелесть провинции внутри Москвы.

    Глебова. Борисоглебский переулок. 2003.

    Голос умиления. Так что: без голоса корявостью живописи надо выражать умиление?

    В доме справа окна этажа, что под верхним, даны с нарушением перспективы. Нет сходимости линий окон и на уходящей от нас стене дома, что в центре картины. И нарочито неаккуратно нарисованы большинство окон. Неизящно и дерево и не только в силу естества своего, корявого. И как всё смазано, нерезко! И какой монстр эта бабушка в шубе. И припаркованная на тротуаре легковая совсем без блеска, присущего ей в натуре, изображена. – Неужели вся эта халатность должна уравновеситься старинностью дома, что главный тут? – Как-то не думается. Он внутри со старинной же планировкой, неудобной (мало принято в России, оставляя фасады, делать внутри современную перепланировку). Так что и эта старинность подана с плохой стороны. И какой кривой и узкий этот переулок!

    Вот это место на Яндекс-карте ныне, спустя 17 лет:

    Тут видно, что это столица. Я как-то не думаю, что за прошедшие годы всё радикально изменилось. А Глебова – нас просто дурит. Стилизует под анти-Добужинского, выражавшего уходящую старинную "душу города, “томительную и горькую поэзию” непарадного Петербурга.” (https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43734839788/Mstislav-Dobuzhinskiy-na-moih-glazah-Peterburg-umiral-smertyu-ne).

    А может, не дурит, а настаивает, что семейный дух Москвы не меняется?

    Я его почувствовал 1957-м на всемирном фестивале.

    Знакомый товарища поселил меня к своему знакомому. Тот, не стесняясь, дал понять мне, что он недоволен таким стеснением. И я решил только приходить спать. И немедленно приступил к исполнению. Был вечер. Я вышел во двор и сел на скамейку у выхода на улицу. (То был Цветной бульвар против цирка.) Первое чудо было, что облака оказались жёлтыми – от электрического света на земле. Но рассматривал их я не долго. Ко мне подошёл милиционер и спросил, чего я на небе ищу. Я ответил, что меня удивляет желтизна облаков, что я из маленького города и никогда такого не видел. Он попросил показать паспорт. Я показал. (На меня кто-то бдительный успел наклепать, что сидит-де подозрительный чужой.) Милиционер спросил, чего я тут сижу, а не иду домой. Я честно рассказал, к какому сердитому хозяину меня поселили, и что я жду, когда он с женой ляжет спать, тогда я приду и тоже лягу. “Как зовут хозяина?” – Я ответил. Всё было правильно. Милиционер мне посочувствовал и оставил сидеть на скамейке. Отнёсся как к своему. И дальше две недели пошёл сплошной позитив, какой бы мизер это ни был.

    Последнее посещение Москвы, в 2001-м, помнится неприятностью. К нам на улице прицепился какой-то хулиган. У него чесались кулаки. Мы как-то отговорились. Но предстояло возвращение. И плохо, что все двери в домах с домофонами – не заскочишь, если будешь удирать. – Обошлось. Хулиган больше не появился, но осадок остался. – Или это тоже некое свойское общение?

    Ну хорошо, Глебова стилизует. Так не потому ли я чувствую что-то, что стилизация ей удалась. Но что ж меня как-то беспокоит? Как недопонятность…

    Наверно, то меня беспокоит, что я не привык, чтоб позитив выражали негативом. Перечитайте, сколько бяк я перечислил несколькими абзацами выше.

    Вот её слова:

    "Мне все красиво. И то, что я есть, и то, что есть во мне и то, что меня окружает. Я радуюсь! Воистину всякое дыхание да хвалит Господа!” (http://gallerynazarov.ru/autor/id/31).

    Может, это импрессионизм такой? Формула ж его идеостиля: хвала абы какой жизни.

    Правда, хвала у импрессионистов обеспечивается световым восторгом. Он такой силы, что искорёжить натуру можно очень, а впечатление хвалы всё равно останется.

    Но у Глебовой нет светового восторга.

    Чем же у неё умиление обеспечено?

    Может, духу свойскости, семейственности, халатности как раз халатность исполнения и есть то, что собой адекватно выражает умиление?.. (И тот милиционер, и тот хулиган, глядя из временного далёка – всё – своё… и хорошо…)

    Глебова. Гоголевский бульвар. 2003.

    Ну откуда в Москве на Гоголевском бульваре такое деревенское захолустье? – Я что-то не видел… Она сама, пишет, не видела, пока не увидела.

    Ну и поизменила она, конечно, ого сколько.

    Но главное – это притворство под детский рисунок. Изогнутые деревья – одинаково изогнуты. Арки выполнены коряво. Окна – не в ряд. Фигуры людей – диспропорциональны.

    Глебова. Люди на снегу. 2013.

    А тут не просто люди на снегу, а как в Москве утром не дают понежиться в постели и подремать утром, потому что фанерной лопатой сгребают снег. Самой Глебовой слова. Она словами акцентирует нехорошее, а тоном – хорошее.

    Так изображением нехорошее выражено чуть не крайней неаккуратностью кисти, тем, что лица, собственно, как бы лень было прописать, руки, обувь.

    А в чём любовь ко всему этому, родному?

    Как-то ускользает… Но есть. И – тоска, что всё так сложно, что не даётся постижению.

    .

    Явный признак подсознательности идеала простейшей, мещаннейшей жизни.

    .

    А ведь говорят иные, что это – путь к самоликвидации России. Что Россия может быть или великой, или не быть. А какое ж величие в мещанской жизни? – Никакого. Для того и национальная идея в конституцию не вписана – чтоб подвести основу под самоликвидацию России.

    .

    Но какая сладкая тоска – глядеть на недопонятные картины…

    17 октября 2021 г.

08.11.2021
12:32

Сезанн открыл ящик Пандоры

    Меня здорово смутил один художник, сказав, что для него в искажениях пространства Сезанном видится определённая гармония. Из-за того, что сам я очень не сразу . . .

07.11.2021
15:46

Как в афишу коза

    Кого-то угораздило написать о Мунке: ""Купающиеся мужчины" (1907-08) - это энергичная дань жизненной мужественности” (https://art.mirtesen.ru/blog/43217230373/Edvard-Munk-ZHizn-i-rabota). И пошла . . .

04.11.2021
11:42

Нету там кота!

    Мне грустно. Мне грустно из-за эфемерности существования искусства. Я столько раз это повторял… Ещё раз повторить?.. Ведь мало вероятно, что сегодняшний читатель . . .

01.11.2021
20:04

Ещё одна заметка зануды

    Выскажу заметку сразу. Как называлась партия, правившая в СССР, когда умер Ленин? – РКП(б). Российская Коммунистическая партия большевиков. А кому посвящена поэма . . .

31.10.2021
16:02

Плохое как хорошее

    Если меня подспудно гнетёт прямая идейность искусства (прикладного, идеологического искусства), то как я буду относиться к основному значению слова? – Плохо . . .

29.10.2021
16:37

Наследие

    Начну издалека. Хоть это было общественное достижение – обработка камня – но мыслимо подумать, что был и кто-то первый, кто ударил камнем о камень с целью сделать . . .

28.10.2021
12:16

Тонкость грубости

    На днях я испытал редкое переживание. Я анализировал картину, скрыто от самого себя имея в виду после анализа наступящий синтез, неблагой для художника. Как вдруг, . . .

27.10.2021
18:31

Я понял!

    Я понял, что со зрелым художником случается, что он вдруг перескакивает в другой идеостиль. – Весь перец в “идео”. Одними и теми же средствами можно выразить . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100