TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

26.11.2020
14:33

Чехов против Васнецова

    Ну представьте себе… Человек болен чахоткой. Не известно, в какой именно день умрёт, но ясно, что скоро умрёт. А в России, умерли надежды на возможность лучшей её . . .

24.11.2020
13:42

В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов. Мне не нравится, когда учёные не копают глубже текста художественного произведения. Потому что я смею . . .

23.11.2020
13:28

Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова

    Я полез в бутылку и оттого весь сыр бор… Мне, видите ли (кто я такой?), не понравился термин “новый импрессионизм” по отношению к художникам, воспевающим . . .

22.11.2020
14:25

"Фэ" Фешину

     

    Сила теории – если она вневременная.

    Директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба “Валдай” Фёдор Лукьянов

    Хорошо, что на “ф” фамилия Фешина. Можно обыграть мою строптивость характера в названии статьи.

    Его именем меня, как котёнка в дерьмо, ткнули за невежество относительно импрессионизма. Я взбунтовался было против применения этого термина для живописи, выражающей безоблачную радость. Моне, мол, голодал десятки лет, Дега был склонен к аскетизму… В настоящем импрессионизме, мол, + содержит -. А не – ноль отношения к окружающему. Я эту внеисторическую радость жизни вообще заподозрил присутствующей в абсолютно любом произведении изобразительного искусства, из-за чего, мол, эта радость перестала цениться. Сие подозрение вытекло из вневременной теории художественности как следов подсознательного идеала автора. Идеалы такие, мол, историчны и плавно превращаются друг друга по кругу или по синусоиде, если вытянуть процесс во времени. В истории. Верху в синусоиде – коллективизм, внизу – индивидуализм. Что обусловлено противоречием индивидуализма и коллективизма, из которого родилось синхронно и человечество, и искусство. По теории Поршнева. В момент рождения искусства оно было синкретично: было и (1) прикладным (вводило в ступор шерстистых внушателей, внушавших мутантам, бесшёрстным самкам отдать дитя, а бесшёрстным самцам убить его на съедение стаду), и (2) неприкладным (выражало подсознательное переживание гордости, что мы – люди {в сознание идеалы, исторически развиваясь, так и не вошли, что обеспечило их естественность в пику искусственности в искусстве прикладном}), и (3) ни то ни сё – выражало просто радость жизни. 1 и 2, разделяясь, стали историческими, содержа всегда 3, внеисторическое. Из-за чего 3-тье стало малоценным за исключением случаев, когда 2-м заниматься нельзя почему-либо, а 1-м скучно и стыдно, как слишком простым.

    Кто сумел это не только прочесть, но и понять, сможет понимать и дальнейшее.

    Синусоиду подсознательных идеалов нужно для понимания оснастить двумя инерционными вылетами с синусоиды вверху и внизу, на перегибах у полюсов “коллективизм” (вверху, условимся) и “индивидуализм” (внизу). Инерция – от того, что не все могут приспособиться к радикальному историческому изменению обстоятельств и становятся экстремистами.

    Радикальным индивидуализмом на грани XIX и XX веков, какую застал Фешин, был стиль модерн, к какому Википедия его и относит.

    Фешин. Программа бала. Эскиз обложки. 1905.

    Какой-то страх навевает, правда? Наука об искусстве теперь это запросто объясняет. Сталкиваются противоположные переживания. Одно – от как-то странно одушевлённого вида у того, что неодушевлённо: переплетение ветвей, стволов, разнообразие камней. Другое – какая-то мёртвость живого, девушки. Отсутствием на её теле полутонов, что ли… Столкновение противочувствий (по Выготскому) рождает переживание какого-то вообще иномирия. Метафизического. Это жутковато. Не более. Додумывание до иномирия – привилегия искусствоведа называть словами (в порядке намёка) тогда, когда выражено ЧТО-ТО, словами невыразимое.

    Грязно-голубой цвет воды и не только её есть образное выражение того же метафизического, нечеловеческого какого-то иномирия. Образное и противоречивое работают в унисон. Что, возможно, тут есть внеисторическое выражение радости жизни. Как-то противоположной образному выражению жути иномирия.

    В иномирие – исторически обосновано – бегут на грани веков от непереносимой скуки позитивизма всё, мол, объясняющей науки, от потерпевшей от науки поражения религии, от сытости среднего класса (из-за чего центр революционного движения ушёл из Западной Европы в Восточную {а что в 1905 году революция в России, так р-р-ра-очаровавшиеся западники на свою страну и не смотрят}).

    Мёртвость одушевлённого не всегда выдержана у Фешина, что означает не только недостаток, но и неосознанность того, как какую-то жуть модерна вызывать.

    Фешин. Дама в лиловом. 1908.

    Здесь Фешин удовлетворился образной ассоциацией со смертью фиолетового тона и противоречием – какой-то живостью всего, что не тело.

    Теперь так. Стиль модерн это ницшеанство. Бегство и от скуки стандартности, что от массового производства, что от капитализма, что от массовости и правил для масс. То есть – исключительность. Личная. Но личным может быть и народ. Отличным от всех других народов. И он бессмертен. Что есть переживание Абсолюта. А оно близко к метафизическому иномирию. Если художникам надоели плачущие о народе передвижники-коллективисты, то оппозицией естественно становятся индивидуалисты-националисты, умеющие выразить исключительность своей страны и народа. Я не знаю, чувствуется ли и тут жуть от приближения к какому-то Абсолюту… Может, и чувствуется.

    Вот есть такой народ черемисы (дореволюционное именование марийцев). В чём их особенность?

    Фешин. Черемисская свадьба. 1908.

    Свадьба. Торжественно, под музыку (барабан и дудку) сопровождают невесту в светлом с иконой и телегу с приданным в дом к жениху.

    Узкоглазые они. Они как-то особенно близки в природе. Грязь для них

    не грязь. Мужик может на радостях впрячься телегу с приданым и тащить рядом с лошадьми. В чём состоит приданое, показывают народу.

    Исключительны!

    Такова же – исключительна – и русская широкость.

    Фешин. Капустница. 1909.

    Коллективно квасят капусту и порасшвырялись вокруг…

    Всё это – ницшеанство. Штука экстремистская – за близость к Абсолюту.

    А экстремист психологически не склонен меняться от сейчас вот изменяющихся обстоятельств.

    И как относиться к тому, кто всё же сгибается ими?

    Фешин. Портрет В.И. Ленина. 1918.

    Ницшеанству Ленин был враг… А Фешин всё дал в теплых тонах.

    Противно стало? Потому уехал в США? Но и там экстремизм, видно, не продавался.

    Фешин. “Лето”. Частная коллекция. 1924.

    Фешин. Портрет дочери Ии. 1917.

    И вот его называют импрессионистом.

    А я не могу поверить, что можно естественным образом, творя под влиянием неосознаваемого ницшеанства, мироотношения крайнего, из которого психологически естественного выхода нет, - что можно из него выйти и творить наподобие импрессионизма, но не абы какую жизнь воспевая, а распрекрасную.

    Так можно творить только от ума. Зная технические приёмы стиля импрессионизма. Это уже не самовыражение. А подстраивание. Оно выражается “в лоб” и всем ясно: радость жизни. И хорошо покупаемо благополучными людьми.

    Фешин. Зимний пейзаж. Таос. 1927.

    И ведь это уже написал больной туберкулёзом человек.

    Это уже красяво.

    19 октября 2020 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
342572  2021-08-19 12:05:34
Воложин
- Сноски к словам "Фу" и "от ума":

*- Мыслимо и другое объяснение: что какое оно ни тупиковое, ницшеанство, в своём крайнем разочаровании в Этом мире, а всё же – при резком изменении жизни (например, из-за эмиграции) – становишься всё же терпимым: ну жизнь – это соединение несоединимого не органическое, а территориально разделённое. Пол света скачет, а пол света плачет. Красота и… хаос на одной и той же планете. Да даже в одной душе.

19.08.2021.

21.11.2020
15:34

Про символизм

    Эту статью за месяц прочли только 4 человека. Оно и понятно. Начав её читать сам через месяц, я с трудом понял, о чём она. А дело в том, что я обнаглел. Я стал писать для . . .

20.11.2020
17:46

В помощь ныне белорусскому народу

    Я хоть и слабо сам для себя различаю слова русский и россиянин, но думал, получается теперь, что именно русских характеризует укороченная (мною) цитата из Феофана . . .

19.11.2020
11:46

Некрасов некрасив

    Есть такое интеллектуальное наслаждение: имея для себя совершенно необычную теорию и историю искусства (ну так случилось, что я её, такую, насобирал с миру по . . .

18.11.2020
20:33

Случилось!

    Я прочёл: "…эта пара словно вышла на прогулку из эфемерного мира” (https://www.art-helicon.ru/rus/asp/artic/zajtsev.htm?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs4MzM2NzI3OzMwODQyMzU5Njt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=6083331028403118642). А . . .

15.11.2020
11:43

Патриотизм и патриотизм

    Я, так случилось, чувствую себя русским. Более того – русским националистом. Боюсь я за Россию. Очень уж её клюют. Плюс очень много, грубо говоря, предателей родины . . .

14.11.2020
13:48

Какой стыд!..

    Я спутал Пушкина с Лермонтовым! Ужас (см. тут). Вот это стихотворение: Я пережил свои желанья, Я разлюбил свои мечты; Остались мне одни страданья, Плоды сердечной . . .

13.11.2020
20:55

Единство власти и народа: массам - темноту

    Однажды я стоял на перекрёстке и заканчивал разговор со знакомым. Попрощались, и я хотел идти, куда шёл. Но меня остановил голос уличного музыканта, около которого, . . .

12.11.2020
13:22

Нарываюсь снова

    Когда-то я написал статью “Нарываюсь…” (см. тут), натянув теорию о тесной связи слов от их сопорядка на случай, когда этот сопорядок подсознательно применён . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100