Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
27.11.2020 |
|
|||||||
26.11.2020 |
|
|||||||
24.11.2020 |
В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость
|
|||||||
23.11.2020 |
Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова
|
|||||||
22.11.2020 |
"Фэ" Фешину
Хорошо, что на “ф” фамилия Фешина. Можно обыграть мою строптивость характера в названии статьи. Его именем меня, как котёнка в дерьмо, ткнули за невежество относительно импрессионизма. Я взбунтовался было против применения этого термина для живописи, выражающей безоблачную радость. Моне, мол, голодал десятки лет, Дега был склонен к аскетизму… В настоящем импрессионизме, мол, + содержит -. А не – ноль отношения к окружающему. Я эту внеисторическую радость жизни вообще заподозрил присутствующей в абсолютно любом произведении изобразительного искусства, из-за чего, мол, эта радость перестала цениться. Сие подозрение вытекло из вневременной теории художественности как следов подсознательного идеала автора. Идеалы такие, мол, историчны и плавно превращаются друг друга по кругу или по синусоиде, если вытянуть процесс во времени. В истории. Верху в синусоиде – коллективизм, внизу – индивидуализм. Что обусловлено противоречием индивидуализма и коллективизма, из которого родилось синхронно и человечество, и искусство. По теории Поршнева. В момент рождения искусства оно было синкретично: было и (1) прикладным (вводило в ступор шерстистых внушателей, внушавших мутантам, бесшёрстным самкам отдать дитя, а бесшёрстным самцам убить его на съедение стаду), и (2) неприкладным (выражало подсознательное переживание гордости, что мы – люди {в сознание идеалы, исторически развиваясь, так и не вошли, что обеспечило их естественность в пику искусственности в искусстве прикладном}), и (3) ни то ни сё – выражало просто радость жизни. 1 и 2, разделяясь, стали историческими, содержа всегда 3, внеисторическое. Из-за чего 3-тье стало малоценным за исключением случаев, когда 2-м заниматься нельзя почему-либо, а 1-м скучно и стыдно, как слишком простым. Кто сумел это не только прочесть, но и понять, сможет понимать и дальнейшее. Синусоиду подсознательных идеалов нужно для понимания оснастить двумя инерционными вылетами с синусоиды вверху и внизу, на перегибах у полюсов “коллективизм” (вверху, условимся) и “индивидуализм” (внизу). Инерция – от того, что не все могут приспособиться к радикальному историческому изменению обстоятельств и становятся экстремистами. Радикальным индивидуализмом на грани XIX и XX веков, какую застал Фешин, был стиль модерн, к какому Википедия его и относит. Фешин. Программа бала. Эскиз обложки. 1905. Какой-то страх навевает, правда? Наука об искусстве теперь это запросто объясняет. Сталкиваются противоположные переживания. Одно – от как-то странно одушевлённого вида у того, что неодушевлённо: переплетение ветвей, стволов, разнообразие камней. Другое – какая-то мёртвость живого, девушки. Отсутствием на её теле полутонов, что ли… Столкновение противочувствий (по Выготскому) рождает переживание какого-то вообще иномирия. Метафизического. Это жутковато. Не более. Додумывание до иномирия – привилегия искусствоведа называть словами (в порядке намёка) тогда, когда выражено ЧТО-ТО, словами невыразимое. Грязно-голубой цвет воды и не только её есть образное выражение того же метафизического, нечеловеческого какого-то иномирия. Образное и противоречивое работают в унисон. Что, возможно, тут есть внеисторическое выражение радости жизни. Как-то противоположной образному выражению жути иномирия. В иномирие – исторически обосновано – бегут на грани веков от непереносимой скуки позитивизма всё, мол, объясняющей науки, от потерпевшей от науки поражения религии, от сытости среднего класса (из-за чего центр революционного движения ушёл из Западной Европы в Восточную {а что в 1905 году революция в России, так р-р-ра-очаровавшиеся западники на свою страну и не смотрят}). Мёртвость одушевлённого не всегда выдержана у Фешина, что означает не только недостаток, но и неосознанность того, как какую-то жуть модерна вызывать. Фешин. Дама в лиловом. 1908. Здесь Фешин удовлетворился образной ассоциацией со смертью фиолетового тона и противоречием – какой-то живостью всего, что не тело. Теперь так. Стиль модерн это ницшеанство. Бегство и от скуки стандартности, что от массового производства, что от капитализма, что от массовости и правил для масс. То есть – исключительность. Личная. Но личным может быть и народ. Отличным от всех других народов. И он бессмертен. Что есть переживание Абсолюта. А оно близко к метафизическому иномирию. Если художникам надоели плачущие о народе передвижники-коллективисты, то оппозицией естественно становятся индивидуалисты-националисты, умеющие выразить исключительность своей страны и народа. Я не знаю, чувствуется ли и тут жуть от приближения к какому-то Абсолюту… Может, и чувствуется. Вот есть такой народ черемисы (дореволюционное именование марийцев). В чём их особенность? Фешин. Черемисская свадьба. 1908. Свадьба. Торжественно, под музыку (барабан и дудку) сопровождают невесту в светлом с иконой и телегу с приданным в дом к жениху. Узкоглазые они. Они как-то особенно близки в природе. Грязь для них не грязь. Мужик может на радостях впрячься телегу с приданым и тащить рядом с лошадьми. В чём состоит приданое, показывают народу. Исключительны! Такова же – исключительна – и русская широкость. Фешин. Капустница. 1909. Коллективно квасят капусту и порасшвырялись вокруг… Всё это – ницшеанство. Штука экстремистская – за близость к Абсолюту. А экстремист психологически не склонен меняться от сейчас вот изменяющихся обстоятельств. И как относиться к тому, кто всё же сгибается ими? Фешин. Портрет В.И. Ленина. 1918. Ницшеанству Ленин был враг… А Фешин всё дал в теплых тонах. Противно стало? Потому уехал в США? Но и там экстремизм, видно, не продавался. Фешин. “Лето”. Частная коллекция. 1924. Фешин. Портрет дочери Ии. 1917. И вот его называют импрессионистом. А я не могу поверить, что можно естественным образом, творя под влиянием неосознаваемого ницшеанства, мироотношения крайнего, из которого психологически естественного выхода нет, - что можно из него выйти и творить наподобие импрессионизма, но не абы какую жизнь воспевая, а распрекрасную. Так можно творить только от ума. Зная технические приёмы стиля импрессионизма. Это уже не самовыражение. А подстраивание. Оно выражается “в лоб” и всем ясно: радость жизни. И хорошо покупаемо благополучными людьми. Фешин. Зимний пейзаж. Таос. 1927. И ведь это уже написал больной туберкулёзом человек. Это уже красяво. 19 октября 2020 г.
|
|||||||
21.11.2020 |
|
|||||||
20.11.2020 |
В помощь ныне белорусскому народу
|
|||||||
19.11.2020 |
|
|||||||
18.11.2020 |
|
|||||||
15.11.2020 |
|
|||||||
14.11.2020 |
|
|||||||
13.11.2020 |
Единство власти и народа: массам - темноту
|
|||||||
12.11.2020 |
|
|||||||
09.11.2020 |
|
|||||||
07.11.2020 |
А не пора ли опуститься до художника нашего Шилова
|
|||||||
06.11.2020 |
Корина – даже фонетическая укоризна, что взяли её в Третьяковку
|
|||||||
05.11.2020 |
|
|||||||
04.11.2020 |
Ух, накажет меня Бог за гордыню...
|
|||||||
03.11.2020 |
Очередная сомнительность приобретения Третьяковской галереи.
|
|||||||
31.10.2020 |
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"