TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.11.2020
13:25

Зависимость

    Усовершенствуя плоды любимых дум… – Сам собой запомнился этот пушкинский стих… А вспомнился по противоположности. – Разваливается моя любимая дума, что, если . . .

07.11.2020
14:58

А не пора ли опуститься до художника нашего Шилова

     

    Когда я принимаюсь искать, смотреть и разбирать художника, работы которого не видел, но почему-то слышу его имя, я внутренне честен. Я ж не знаю, что я увижу. Я не предвзят, строго говоря. Строго. Потому что не строго, по вероятности, по опыту, хвалят теперь – во времена нехудожественные – совсем не за художественность.

    Иное дело – Шилов.

    Я Шиловский портрет Гагарина видел в Манеже где-то сразу после написания его. И одного этого хватило, чтоб я никогда больше на Шилова внимания не обращал.

    Почему?

    Потому что похож был Гагарин (его все знали в лицо). А нарисовать человека похожим даже я умел. Что за заслуга в умении передать черты лица? Ничего душе ни сердцу Шилов мне не сказал. Следовательно, можно было его вычеркнуть для себя из числа художников.

    Так чего ж мне к нему сейчас обращаться, спустя полвека? Только потому, что я одного за другим ругаю новопринятых в Третьяковскую галерею, так надо и Шилова продрать?

    Кстати, есть ли он в Третьяковке? Его ж все искусствоведы за художника не считают…

    Есть: "еще в молодости Шилов начал писать жанровые портреты безвестных натурщиков, которые трогали сентиментальностью и душевностью. Именно такие работы, как “Зацвел багульник” и “Старый портной”, хранятся сейчас в экспозиции Третьяковской галереи” (https://24smi.org/celebrity/104453-aleksandr-shilov.html).

    Шилов. Зацвёл багульник. 1980.

    Как человек очень низкого происхождения (и умеющий рисовать похоже, которому нравилось, если как живое), я понимаю тех, кому Шилов маслом по сердцу мажет своей понятностью. Ну как не умилиться собственной догадливости, о чём ранней весной (ещё снег за окном) думает старушка, глядя на расцветающую веточку.

    Кстати, странное это словосочетание: "хранятся… в экспозиции”. По-моему, или хранятся, или в экспозиции могут быть картины. Ну или в реставрации. А храниться могут мало ли с какой целью. Например, с исследовательской. Рассмотреть, до чего опускается искусство при некоторых общественных условиях.

    Не зря ж отдельная галерея у Шилова, в музеи, наверно, не берут. Всезнающий интернет не даёт ответ, в каких музеях есть его работы. А Лужкову нравилось. Плюс подарил Москве Шилов массу картин – куда деть?

    Но это я отвлёкся.

    Зачем мне Шилов?

    Зацепили его слова с телеэкрана:

    "- … есть ещё такое понятие, как специалист. Есть искусствоведы, считают Пикассо величайшим художником.

    - Что такое искусствовед? Сейчас. Это же не раньше: Прахов, Стасов, Готье, которые сами умели рисовать.

    - Мы говорим про профессоров искусствоведения, которые все говорят, что он великий.

    - Секундочку. Художника может оценить не искусствовед, который не умеет рисовать, который не знает, как это делается, а художник” (https://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1657&start_record=2020-10-10-09-25).

    Этому в пику очень просится вчерашняя переписка с одной художницей:

    "- А внешне – такой молоток был.

    - Ну так это ж тоже объяснимо: мы всегда стремимся выглядеть излишне противоположно нашему внутреннему состоянию. Чтобы никто ничего не заподозрил.

    - Я это только умом могу понять. А непосредственно – нет. Я простец. Дурак. Я не умею притворяться.

    - Это eстественное поведение. Именно это и есть суть всех ваших критических изысканий. Противоречие. Которое вы находите в творчестве. Оно исходит из психологического противоречия. Иногда прямо противоположно действиям и убеждениям. Поведение одно, а в творчестве из-под сознания просматривается естество.

    - Не-а.

    Искусство – не жизнь.

    Я и искусство – это ерунда. Я и наука – это что-то.

    А противоречие в искусстве – это вариант экстраординарного. Как и образ.

    Образ, можно сказать, это второсказание (иносказание). А катарсис от противочувствий – это третьесказание.

    Первое – почти нецитируемо. Второе – полностью нецитируемо.

    - Мне надо пойти сесть в уголок и сильно подумать на эту тему, ибо у меня неразделимо поведение и творчество, психика и отражение процессов. Я как Виннипух с опилками в голове. Не понимаю, о чем вы.

    - Это потому, что у вас нет выражения необразами – противоречием.

    Тут надо не придираться. Ибо "текстовый" образ ведь не натурализм. Но натурализм всё равно присутствует – по умолчанию. То есть, если вы рисуете вазу с нерезкими краями, то ваза с резкими краями всё равно присутствует в качестве того, от чего вы отталкиваетесь. А результат – выражение духовности – можно сказать, что является таким же третьтесказанием, как если б вы противоречиями изъяснялись.

    Но тут тот случай, когда легко трёхчленность заменяется двухчленностью: нерезкостью краёв (1) – дух (2).

    А это создаёт вам субъективное впечатление, что "у меня неразделимо поведение и творчество".

    Понимаете?

    - Неа. Edem das seine. Лучше пойду-ка я порисую”.

    В переводе с немецкого это оказалось: каждому своё. Эта художница, в отличие от Шилова, не считает меня критиком-завистником от неумения рисовать. Она как раз очень хвалила, кое-что, когда-то в юности мною нарисованное и показанное ей.

     

    И я подумал, а вдруг Шилов и больше словесных ляпов сделал в этой передаче “Приглашает Борис Ноткин”? Критиковать его технику (а Шилов с такой точки зрения признал бы критику) я таки не могу, ибо не художник. Скажем, я читал о Шилове, что у него очень плохо получаются руки. Левую руку его старушки я раскритиковать не могу. Правую, возможно, могу.

    "Пропорции фаланг находятся в соотношении 2/3 от длины предыдущей фаланги” (https://m-star68.ru/kak-narisovat-perelom-ruki/).

    Так в мизинце это точно не выдержано. Все три фаланги одинаковой длины.

    "Длина мизинца почти достигает изгиба последней фаланги безымянного пальца” (Там же).

    В программе Paint, в которой я прорисовал линии, мизинец имеет длину 4+4+4=12 см, а две фаланги безымянного – 8+5,5=13,5 см. Не совпадает.

    "Длина пальцев равна длине пясти” (Там же).

    И близко нет, если длину пальцев считать по среднему. Пясть имеет длину лишь чуть меньшую, чем первая фаланга среднего пальца.

    Смог раскритиковать. Но моя-то специальность не критика техники, а гуманитарный аспект. Он словесный. Не сделал ли ляпов Шилов там? – Посмотрим.

    "- Александр, вы рисовали многих великих россиян. Кто из них вам особенно запомнился?

    - Ну последнее время я с величайшим удовольствием писал любимого мной с детства Рязанова. Эльдара Рязанова…

    - А можете вы рассказать что-то про Рязанова, чего не знал широкий зритель?

    - Зритель не знает, насколько он может быть добрый человек”.

    Шилов. Режиссёр, народный артист СССР Э.А. Рязанов. 2008. Фрагмент.

    Это всё-таки всем на лицо известный человек был. Так вот я его не узнал на этом портрете. И совсем нет всем знакомого косоглазия (правый глаз смотрит чуть вправо).

    Фото: RUSSIAN LOOK.

    Вот на фото доброта видна. В чуть заметной улыбке. В снизу вверх на вас смотрящих глазах, приемлющих вас таким, какой вы есть.

    А у Шилова – вы перед барином. Он опущенными уголками губ оценивает: а ну, что ты за субчик? А по глазам видно, что вы ему, вообще-то, до лампочки, ему голова болит.

    "- Ещё что запомнил?

    - Писал Михаила Козакова. Когда я сделал этот портрет, он говорит: "Здесь все мои роли, вся моя суть. Всё, этот сгусток, ты выразил в моих глазах"”.

    Шилов. Народный артист России, режиссёр М.М. Козаков, 2007. Фрагмент.

    Боюсь, что Козаков Шилову нагло льстил.

    В ролях Козаков какой-то инопланетный. Настолько его лицо отличалось ото всех. А в портрете Шилова – обычный старый еврей, тёртый-претёртый и зажившийся на этом скучном свете.

    А не исключено, что ничего такого умница Козаков Шилову не говорил.

    По крайней мере есть противоречие этим словам мол-Козакова:

    "Народного артиста России Михаила Козакова художник долго уговаривал “портретироваться” именно в смокинге” (https://city-news.ru/news/culture/portret-khudozhnika-shilova/).

    Наверно, он этим хотел выразить элитарность Козакова. А по рссказанным мол-словам-Козакова получается, что у него получилось совсем другое.

    "- Но всё-таки разведчик это не эталон честности и правдивости. Разведчик это человек, который обманывает других. А у вас портрет Геворга Вартаняна это портрет человека, можно сказать, рыцаря совести [тонкий намёк на то, что Шилов приукрашивает, а не вытаскивает внутреннее наружу, как это делают великие].

    - Совершенно верно. И преданности".

    Шилов. Герой Советского Союза, разведчик Г.А. Вартанян. 2004. Фрагмент.

    То ли замученный заботой человек, которого отвлекли от заботы, то ли испуганный. А никакой не рыцарь.

    Вот такой

    Источник РИА Новости.

    был бы рыцарь. Наклонивший голову, но не глаза вместе с нею. И смотрящий прямо перед собой, а не как застигнутый врасплох.

    Я пропускаю (всё невозможно прокомментировать, разве что одинаково приставленные к головам руки портретируемых дам: Этуша, Розова).

    Но вот новая подколка непронзительности Шилова:

    "- Гафт посвятил вам стихотворение, которое заканчивается:

    Здесь честно пишут даже маски,

    Когда лица под маской нет.

    - Я интуитивно чувствую, что его – когда он ехал ко мне выступать как против художника – меня это восстанавливает. Я стучу – он открывает… в одной рубашке стоит – в дверь. Я говорю: Валентин, я пришёл с вами познакомиться, сказать вам спасибо за то, что выступили у нас в галерее. Для меня очень приятно. Я ваш всегда был поклонник. Я всегда любил эпиграммы, стихи, многие роли. Он, перебивая меня, сказал: "Вы знаете я не мог у вас переодеться". Я говорю: "А что такое? Есть комната для переодевания". Он говорит: "Нет. На меня смотрят глаза, живые люди. Это не портреты – это живые люди. Я при них не смею переодеваться. И вообще хочу вам сказать: больше против вас меня никто не восстановит. Я нахожусь среди живых людей. Меня весь в дрожь бросает."

    [и – монтаж из выступления Гафта]

    Здесь слышишь, как портреты дышат,

    Здесь тихо, как у алтаря,

    Портреты видят всё и слышат,

    В молчанье с Богом говорят”.

    Шилов даже не понял тонкости розыгрыша.

    Гафт же высмеивает так называемое наивнореалистическое восприятие произведений искусства. Когда девушки влюбляются в Андрея Болконского, как в существующего ныне живого человека. Когда – по себе-юноше сужу – меня поражало, что Лопухина с портрета Боровиковского, чем-то напоминающая мою первую любовь, сколько ни оглянешься, отходя, столько смотрит именно на тебя.

    “Как живое” – это ж мера качества живописи у самых эстетически тёмных людей.

    Ужас. Ужас. Прошло более полувека, а воз и ныне там. Эстетического образования в школе как не было, так и нет. Сужу по тому, как в каком-то форуме молодёжь обсуждает шарж Гафта и не понимает, что это шарж.

    Ноткин тоже решил больше не трогать дерьмо – вонять меньше будет, и перевёл разговор на другую тему. Подлость такая перед телезрителями.

    "- Голландцы не обижаются за то, что вы сказали, что Гоген, Матисс, Ван Гог это всё очень посредственные художники?

    - Видите, в чём всё дело… Если б я сказал бы наоборот, то я думаю, они бы мне просто не поверил. Потому что я б работал в такой манере, в какой работаю – в реалистической, и вдруг я хвалю совсем другое, там, где полное отсутствие мастерства – это было б другое”.

    Мутно. Понять можно так, что мастерство нужно только в реалистической манере.

    То есть ему не ведомо, что манера (возьмём его слово) зависит от того, ЧТО выражается. Ему не известно, что реализм не манера, а прозрение имяреком того социального, которое уже проклюнулось в обществе, но кроме него, имярека, больше никому не ведомо, да его сознанию тоже не ведомо, а только его подсознанию. Ему не известно, что такие прозрения стали возможны только в XIX веке, когда посыпались в Западной Европе революции одна за другой, что настолько изменяло социум, что он стал объектом сперва прозрения, а потом – внимания. Ему не известно, что чисто случайно такая социокатастрофичность пришлась на время после классицизма, которое занималось идеализацией своего социума (монархического и феодального) – академизмом. Ему не известно, что только из-за идеализации и академизма и понадобилось то нарушение идеализации и академизма, которое и есть реализм (с необходимо как раз сниженным мастерством, ибо им, высоким, новое в социуме не выразишь).

    То есть Шилов – полная темнота в истории искусства. Он не в состоянии понять, что после времени, когда актуально было социопрозренине, наступило время социо- и вообще полного отчаяния, когда такое стало уже невозможно выразить столь малыми, как в реализме, отходами от мастерства академизма. Он не в состоянии понять, что ХХ и XXI века так всё трясут, что разве что Шиловскому подсознанию чуются ростки коммунизма, рая на земле, чтоб потребовалось вернуться к чему-то по мастерству близкому к академизму. Разве что он такой тупой, что поверил хрущёвскому обещанию коммунизма к 1980 году, да так по инерции и пишет в соответствующей манере, как оглашённый.

    "- Но на Сотбис и Кристис именно эти художники продаются за десятки миллионов долларов.

    - Так же, как, предположим, Сальвадор Дали сказал: "Я богат очень, потому что много дураков на свете"”.

    Тут у Шилова получился невольный передёрг.

    Дали-то творит не от души, а от ума, не от необходимости самовыразиться, которое бывает от подсознательного идеала, который всё никак не прорвётся в произведение.

    Но Гоген, Матисс, Ван Гог, наоборот, как раз смогли дать своему подсознательному идеалу (метафизического иномирия в пику успокаивающему тому свету христианства), - смогли дать прорваться в свои произведения. – Все – подсознаниями же – это чувствуют, вот и ценят так дорого. А с Дали – просто ошибка.

    Но я устал с голоса переписывать интервью.

    10 октября 2020 г.

     

     

06.11.2020
16:22

Корина – даже фонетическая укоризна, что взяли её в Третьяковку

    Ну что? Приступаю. 1) Захожу в сайт, где есть список новопринятых в Третьяковскую галерею. 2) Выбираю незнакомую Ирину Корину. 3) Проверяю, не писал ли я о ней . . .

05.11.2020
21:04

Ну чем не Левитан?

    Вот в этой картине я почувствовал ЧТО-ТО, словами невыразимое. Нестеров В. Е. Вечер. Тотьма. 2007. Холст, масло. Чем не Левитан? Левитан. Тихая обитель. 1890. Только что . . .

04.11.2020
12:01

Ух, накажет меня Бог за гордыню...

    Поражаюсь я, как это меня когда-то озарило… (Дальше аж страшно подумать, как я разочарую сейчас читателя, прельствшегося названием, ибо перейду на какую-то . . .

03.11.2020
15:47

Очередная сомнительность приобретения Третьяковской галереи.

    Признаюсь: мне не о чём писать. А моё амплуа – переводить, ориентируясь на странности, из подсознательного идеала, которым вдохновлён был автор художественного . . .

31.10.2020
12:15

Горькая судьбина патриотизма

    Горькая – это про меня. Я что люблю? Если я наткнулся на что-то, словами невыразимое, если я места себе не нахожу от невыраженности. А если я сразу догадываюсь, куда . . .

29.10.2020
10:11

Предлагается поверить на слово, как со Скрипалями и Навальным

    Надо помнить кое-что из школьной программы. Энтропия – мера беспорядка. Она может быть и в информации, и в веществе. "…возможно ли осуществление процесса . . .

28.10.2020
12:10

Как я, живя в Израиле, русский патриот, был понят с точностью до наоборот

    Семь антисемитов нашлось во “В контакте”. Хуже другое: не нашлось во “В контакте” ни одного, кто б их отбрил. Или это не плохо как раз: умные люди, понимают, . . .

27.10.2020
20:47

Одна из формул стиля модерн

    Я в смущении. Чувствую у себя явную тенденцию стандартизовать (словесными формулами) художественные идеостили. Высокое Возрождение – гармония высокого и . . .

24.10.2020
12:49

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Десятое продолжение.

    Следующим для внимания по книге Схейена должен бы быть переименованный Дягилевым в “Сильфиды” балет “Шопениана” Фокина. Но. Я же жду произведения ницшеанского, . . .

23.10.2020
12:28

"А ещё хочу приписать для вас, Катерина Матвевна..."

    Признаюсь честно: я не знаю, удаётся ли мне быть объективным к Марку Захарову. То я ему отказываю в художественности (тут), то нет (тут). Когда отказываю, считаю, что . . .

22.10.2020
12:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Восьмое продолжение.

    Ну что? Надо быть честным. Дягилев берётся показывать оперу “Псковитянка” (1868 - 1872) Римского-Корсакова. Нет никакой надежды, что в ней может быть выражено столь . . .

21.10.2020
15:33

Бедный автор

    Неудобно перед Павлом Басинским. Я несколько статей написал, отталкиваясь от его неверных мыслей. А теперь, чую, он прав: "Каждый рассказ в сборнике [Елизарова . . .

18.10.2020
20:35

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Седьмое продолжение.

    Как ни рискованна была моя затея попробовать проверить, не совпадает ли мой вкус со вкусом Дягилева, всё же совпадения наблюдаются по ходу чтения и наблюдаются . . .

17.10.2020
20:23

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Шестое продолжение.

    Теперь Дягилев перекинулся на организацию для французов концертов симфонической музыки. "Из Чайковского [а он же для меня ницшеанец] в программу включили не . . .

16.10.2020
12:55

О! Мысль!

    Мысль такая. Если русские футуристы, поэты, применяли киноязык (см. тут), точнее, его балаганность, для того, чтоб хлестать по щекам отставшую или пасующую революцию . . .

15.10.2020
10:56

Фильм "Ржев" Копылова - провокация

    Я стал смотреть этот фильм из-за огромного уважения к Ржевской битве, о которой узнал совсем недавно. Мой постоянный теперь оппонент, человек, хронически . . .

14.10.2020
10:41

Порассуждаем

    Рассуждать будем о поэме Маяковского “Про это” (1923). "В конце 1922 года Брик одновременно с Маяковским имела длительный и серьёзный роман с руководителем . . .

13.10.2020
10:11

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.

    В общем, моя затея провалилась: мне не удаётся все действия и замыслы Дягилева объяснять его стихийным художественным вкусом, который совпадает с моей . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100