Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
09.11.2020 |
|
07.11.2020 |
А не пора ли опуститься до художника нашего Шилова
Когда я принимаюсь искать, смотреть и разбирать художника, работы которого не видел, но почему-то слышу его имя, я внутренне честен. Я ж не знаю, что я увижу. Я не предвзят, строго говоря. Строго. Потому что не строго, по вероятности, по опыту, хвалят теперь – во времена нехудожественные – совсем не за художественность. Иное дело – Шилов. Я Шиловский портрет Гагарина видел в Манеже где-то сразу после написания его. И одного этого хватило, чтоб я никогда больше на Шилова внимания не обращал. Почему? Потому что похож был Гагарин (его все знали в лицо). А нарисовать человека похожим даже я умел. Что за заслуга в умении передать черты лица? Ничего душе ни сердцу Шилов мне не сказал. Следовательно, можно было его вычеркнуть для себя из числа художников. Так чего ж мне к нему сейчас обращаться, спустя полвека? Только потому, что я одного за другим ругаю новопринятых в Третьяковскую галерею, так надо и Шилова продрать? Кстати, есть ли он в Третьяковке? Его ж все искусствоведы за художника не считают… Есть: "еще в молодости Шилов начал писать жанровые портреты безвестных натурщиков, которые трогали сентиментальностью и душевностью. Именно такие работы, как “Зацвел багульник” и “Старый портной”, хранятся сейчас в экспозиции Третьяковской галереи” (https://24smi.org/celebrity/104453-aleksandr-shilov.html). Шилов. Зацвёл багульник. 1980. Как человек очень низкого происхождения (и умеющий рисовать похоже, которому нравилось, если как живое), я понимаю тех, кому Шилов маслом по сердцу мажет своей понятностью. Ну как не умилиться собственной догадливости, о чём ранней весной (ещё снег за окном) думает старушка, глядя на расцветающую веточку. Кстати, странное это словосочетание: "хранятся… в экспозиции”. По-моему, или хранятся, или в экспозиции могут быть картины. Ну или в реставрации. А храниться могут мало ли с какой целью. Например, с исследовательской. Рассмотреть, до чего опускается искусство при некоторых общественных условиях. Не зря ж отдельная галерея у Шилова, в музеи, наверно, не берут. Всезнающий интернет не даёт ответ, в каких музеях есть его работы. А Лужкову нравилось. Плюс подарил Москве Шилов массу картин – куда деть? Но это я отвлёкся. Зачем мне Шилов? Зацепили его слова с телеэкрана: "- … есть ещё такое понятие, как специалист. Есть искусствоведы, считают Пикассо величайшим художником. - Что такое искусствовед? Сейчас. Это же не раньше: Прахов, Стасов, Готье, которые сами умели рисовать. - Мы говорим про профессоров искусствоведения, которые все говорят, что он великий. - Секундочку. Художника может оценить не искусствовед, который не умеет рисовать, который не знает, как это делается, а художник” (https://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1657&start_record=2020-10-10-09-25). Этому в пику очень просится вчерашняя переписка с одной художницей: "- А внешне – такой молоток был. - Ну так это ж тоже объяснимо: мы всегда стремимся выглядеть излишне противоположно нашему внутреннему состоянию. Чтобы никто ничего не заподозрил. - Я это только умом могу понять. А непосредственно – нет. Я простец. Дурак. Я не умею притворяться. - Это eстественное поведение. Именно это и есть суть всех ваших критических изысканий. Противоречие. Которое вы находите в творчестве. Оно исходит из психологического противоречия. Иногда прямо противоположно действиям и убеждениям. Поведение одно, а в творчестве из-под сознания просматривается естество. - Не-а. Искусство – не жизнь. Я и искусство – это ерунда. Я и наука – это что-то. А противоречие в искусстве – это вариант экстраординарного. Как и образ. Образ, можно сказать, это второсказание (иносказание). А катарсис от противочувствий – это третьесказание. Первое – почти нецитируемо. Второе – полностью нецитируемо. - Мне надо пойти сесть в уголок и сильно подумать на эту тему, ибо у меня неразделимо поведение и творчество, психика и отражение процессов. Я как Виннипух с опилками в голове. Не понимаю, о чем вы. - Это потому, что у вас нет выражения необразами – противоречием. Тут надо не придираться. Ибо "текстовый" образ ведь не натурализм. Но натурализм всё равно присутствует – по умолчанию. То есть, если вы рисуете вазу с нерезкими краями, то ваза с резкими краями всё равно присутствует в качестве того, от чего вы отталкиваетесь. А результат – выражение духовности – можно сказать, что является таким же третьтесказанием, как если б вы противоречиями изъяснялись. Но тут тот случай, когда легко трёхчленность заменяется двухчленностью: нерезкостью краёв (1) – дух (2). А это создаёт вам субъективное впечатление, что "у меня неразделимо поведение и творчество". Понимаете? - Неа. Edem das seine. Лучше пойду-ка я порисую”. В переводе с немецкого это оказалось: каждому своё. Эта художница, в отличие от Шилова, не считает меня критиком-завистником от неумения рисовать. Она как раз очень хвалила, кое-что, когда-то в юности мною нарисованное и показанное ей.
И я подумал, а вдруг Шилов и больше словесных ляпов сделал в этой передаче “Приглашает Борис Ноткин”? Критиковать его технику (а Шилов с такой точки зрения признал бы критику) я таки не могу, ибо не художник. Скажем, я читал о Шилове, что у него очень плохо получаются руки. Левую руку его старушки я раскритиковать не могу. Правую, возможно, могу. "Пропорции фаланг находятся в соотношении 2/3 от длины предыдущей фаланги” (https://m-star68.ru/kak-narisovat-perelom-ruki/). Так в мизинце это точно не выдержано. Все три фаланги одинаковой длины. "Длина мизинца почти достигает изгиба последней фаланги безымянного пальца” (Там же). В программе Paint, в которой я прорисовал линии, мизинец имеет длину 4+4+4=12 см, а две фаланги безымянного – 8+5,5=13,5 см. Не совпадает. "Длина пальцев равна длине пясти” (Там же). И близко нет, если длину пальцев считать по среднему. Пясть имеет длину лишь чуть меньшую, чем первая фаланга среднего пальца. Смог раскритиковать. Но моя-то специальность не критика техники, а гуманитарный аспект. Он словесный. Не сделал ли ляпов Шилов там? – Посмотрим. "- Александр, вы рисовали многих великих россиян. Кто из них вам особенно запомнился? - Ну последнее время я с величайшим удовольствием писал любимого мной с детства Рязанова. Эльдара Рязанова… - А можете вы рассказать что-то про Рязанова, чего не знал широкий зритель? - Зритель не знает, насколько он может быть добрый человек”. Шилов. Режиссёр, народный артист СССР Э.А. Рязанов. 2008. Фрагмент. Это всё-таки всем на лицо известный человек был. Так вот я его не узнал на этом портрете. И совсем нет всем знакомого косоглазия (правый глаз смотрит чуть вправо). Фото: RUSSIAN LOOK. Вот на фото доброта видна. В чуть заметной улыбке. В снизу вверх на вас смотрящих глазах, приемлющих вас таким, какой вы есть. А у Шилова – вы перед барином. Он опущенными уголками губ оценивает: а ну, что ты за субчик? А по глазам видно, что вы ему, вообще-то, до лампочки, ему голова болит. "- Ещё что запомнил? - Писал Михаила Козакова. Когда я сделал этот портрет, он говорит: "Здесь все мои роли, вся моя суть. Всё, этот сгусток, ты выразил в моих глазах"”. Шилов. Народный артист России, режиссёр М.М. Козаков, 2007. Фрагмент. Боюсь, что Козаков Шилову нагло льстил. В ролях Козаков какой-то инопланетный. Настолько его лицо отличалось ото всех. А в портрете Шилова – обычный старый еврей, тёртый-претёртый и зажившийся на этом скучном свете. А не исключено, что ничего такого умница Козаков Шилову не говорил. По крайней мере есть противоречие этим словам мол-Козакова: "Народного артиста России Михаила Козакова художник долго уговаривал “портретироваться” именно в смокинге” (https://city-news.ru/news/culture/portret-khudozhnika-shilova/). Наверно, он этим хотел выразить элитарность Козакова. А по рссказанным мол-словам-Козакова получается, что у него получилось совсем другое. "- Но всё-таки разведчик это не эталон честности и правдивости. Разведчик это человек, который обманывает других. А у вас портрет Геворга Вартаняна это портрет человека, можно сказать, рыцаря совести [тонкий намёк на то, что Шилов приукрашивает, а не вытаскивает внутреннее наружу, как это делают великие]. - Совершенно верно. И преданности". Шилов. Герой Советского Союза, разведчик Г.А. Вартанян. 2004. Фрагмент. То ли замученный заботой человек, которого отвлекли от заботы, то ли испуганный. А никакой не рыцарь. Вот такой Источник РИА Новости. был бы рыцарь. Наклонивший голову, но не глаза вместе с нею. И смотрящий прямо перед собой, а не как застигнутый врасплох. Я пропускаю (всё невозможно прокомментировать, разве что одинаково приставленные к головам руки портретируемых дам: Этуша, Розова). Но вот новая подколка непронзительности Шилова: "- Гафт посвятил вам стихотворение, которое заканчивается: Здесь честно пишут даже маски, Когда лица под маской нет. - Я интуитивно чувствую, что его – когда он ехал ко мне выступать как против художника – меня это восстанавливает. Я стучу – он открывает… в одной рубашке стоит – в дверь. Я говорю: Валентин, я пришёл с вами познакомиться, сказать вам спасибо за то, что выступили у нас в галерее. Для меня очень приятно. Я ваш всегда был поклонник. Я всегда любил эпиграммы, стихи, многие роли. Он, перебивая меня, сказал: "Вы знаете я не мог у вас переодеться". Я говорю: "А что такое? Есть комната для переодевания". Он говорит: "Нет. На меня смотрят глаза, живые люди. Это не портреты – это живые люди. Я при них не смею переодеваться. И вообще хочу вам сказать: больше против вас меня никто не восстановит. Я нахожусь среди живых людей. Меня весь в дрожь бросает." [и – монтаж из выступления Гафта] Здесь слышишь, как портреты дышат, Здесь тихо, как у алтаря, Портреты видят всё и слышат, В молчанье с Богом говорят”. Шилов даже не понял тонкости розыгрыша. Гафт же высмеивает так называемое наивнореалистическое восприятие произведений искусства. Когда девушки влюбляются в Андрея Болконского, как в существующего ныне живого человека. Когда – по себе-юноше сужу – меня поражало, что Лопухина с портрета Боровиковского, чем-то напоминающая мою первую любовь, сколько ни оглянешься, отходя, столько смотрит именно на тебя. “Как живое” – это ж мера качества живописи у самых эстетически тёмных людей. Ужас. Ужас. Прошло более полувека, а воз и ныне там. Эстетического образования в школе как не было, так и нет. Сужу по тому, как в каком-то форуме молодёжь обсуждает шарж Гафта и не понимает, что это шарж. Ноткин тоже решил больше не трогать дерьмо – вонять меньше будет, и перевёл разговор на другую тему. Подлость такая перед телезрителями. "- Голландцы не обижаются за то, что вы сказали, что Гоген, Матисс, Ван Гог это всё очень посредственные художники? - Видите, в чём всё дело… Если б я сказал бы наоборот, то я думаю, они бы мне просто не поверил. Потому что я б работал в такой манере, в какой работаю – в реалистической, и вдруг я хвалю совсем другое, там, где полное отсутствие мастерства – это было б другое”. Мутно. Понять можно так, что мастерство нужно только в реалистической манере. То есть ему не ведомо, что манера (возьмём его слово) зависит от того, ЧТО выражается. Ему не известно, что реализм не манера, а прозрение имяреком того социального, которое уже проклюнулось в обществе, но кроме него, имярека, больше никому не ведомо, да его сознанию тоже не ведомо, а только его подсознанию. Ему не известно, что такие прозрения стали возможны только в XIX веке, когда посыпались в Западной Европе революции одна за другой, что настолько изменяло социум, что он стал объектом сперва прозрения, а потом – внимания. Ему не известно, что чисто случайно такая социокатастрофичность пришлась на время после классицизма, которое занималось идеализацией своего социума (монархического и феодального) – академизмом. Ему не известно, что только из-за идеализации и академизма и понадобилось то нарушение идеализации и академизма, которое и есть реализм (с необходимо как раз сниженным мастерством, ибо им, высоким, новое в социуме не выразишь). То есть Шилов – полная темнота в истории искусства. Он не в состоянии понять, что после времени, когда актуально было социопрозренине, наступило время социо- и вообще полного отчаяния, когда такое стало уже невозможно выразить столь малыми, как в реализме, отходами от мастерства академизма. Он не в состоянии понять, что ХХ и XXI века так всё трясут, что разве что Шиловскому подсознанию чуются ростки коммунизма, рая на земле, чтоб потребовалось вернуться к чему-то по мастерству близкому к академизму. Разве что он такой тупой, что поверил хрущёвскому обещанию коммунизма к 1980 году, да так по инерции и пишет в соответствующей манере, как оглашённый. "- Но на Сотбис и Кристис именно эти художники продаются за десятки миллионов долларов. - Так же, как, предположим, Сальвадор Дали сказал: "Я богат очень, потому что много дураков на свете"”. Тут у Шилова получился невольный передёрг. Дали-то творит не от души, а от ума, не от необходимости самовыразиться, которое бывает от подсознательного идеала, который всё никак не прорвётся в произведение. Но Гоген, Матисс, Ван Гог, наоборот, как раз смогли дать своему подсознательному идеалу (метафизического иномирия в пику успокаивающему тому свету христианства), - смогли дать прорваться в свои произведения. – Все – подсознаниями же – это чувствуют, вот и ценят так дорого. А с Дали – просто ошибка. Но я устал с голоса переписывать интервью. 10 октября 2020 г.
|
06.11.2020 |
Корина – даже фонетическая укоризна, что взяли её в Третьяковку
|
05.11.2020 |
|
04.11.2020 |
Ух, накажет меня Бог за гордыню...
|
03.11.2020 |
Очередная сомнительность приобретения Третьяковской галереи.
|
31.10.2020 |
|
29.10.2020 |
Предлагается поверить на слово, как со Скрипалями и Навальным
|
28.10.2020 |
Как я, живя в Израиле, русский патриот, был понят с точностью до наоборот
|
27.10.2020 |
|
24.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Десятое продолжение.
|
23.10.2020 |
"А ещё хочу приписать для вас, Катерина Матвевна..."
|
22.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Восьмое продолжение.
|
21.10.2020 |
|
18.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Седьмое продолжение.
|
17.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Шестое продолжение.
|
16.10.2020 |
|
15.10.2020 |
Фильм "Ржев" Копылова - провокация
|
14.10.2020 |
|
13.10.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"