Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
05.12.2020 |
В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)
|
04.12.2020 |
Про забытого Бориса Григорьева
|
03.12.2020 |
|
02.12.2020 |
|
01.12.2020 |
Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена
|
29.11.2020 |
Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян
|
28.11.2020 |
Если б директором Третьяковской галереи был я…
|
27.11.2020 |
|
26.11.2020 |
|
24.11.2020 |
В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость
|
23.11.2020 |
Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова
|
22.11.2020 |
|
21.11.2020 |
|
20.11.2020 |
В помощь ныне белорусскому народу
|
19.11.2020 |
Некрасов некрасив Есть такое интеллектуальное наслаждение: имея для себя совершенно необычную теорию и историю искусства (ну так случилось, что я её, такую, насобирал с миру по нитке), находить в известном литературоведении подтверждения “своей” теории и истории. Я не стану эту свою теорию и историю систематически излагать, стану только описывать подтверждения. Нет, кое-что надо всё-таки обозначить. – Художественным я предлагаю считать только то, что имеет кроме эстетической ценности (экстраординарного) ещё и такие текстовые странности и недопонятности, которые есть следы подсознательного идеала автора. Эстетического можно достичь и осознаваемым образом. Назло, скажем. Как Некрасов, выступая против дворянской поэзии (за разночинную), брал и высокими ритмами Пушкина и Лермонтова (бывшими в памяти образованного общества) излагал низменные дрязги людей попроще. А Тургенев плевался. Так мне привелось (тут, тут, тут, тут и т.д.) обнаружить, что Тургенев в своих знаменитых романах, рассказах и стихах в прозе был не реалист, и ницшеанец. Очень разочарованный автор, убегавший – мимо своего сознания – в метафизическое иномирие, противоположное христианскому тому свету. Естественно, что себя он считал настоящим художником, чуя в себе вот это иномирие как ЧТО-ТО, словами с трудом выразимое, вероятно, плохо выраженное им прежде, из-за чего он продолжал писать и писать в надежде, что получится лучше. Всё осознававшего в своём творчестве Некрасова он потому не переносил: "…г-н Некрасов — поэт с натугой и штучками; пробовал я на днях перечесть его собрание стихотворений... нет! Поэзия и не ночевала тут — и бросил я в угол это жеванное папье-маше с поливкой из острой водки” (Эйхенбаум. https://imwerden.de/pdf/eichenbaum_o_poezii_1969_text.pdf). Некрасов был по преимуществу творцом произведений прикладного искусства, приложенного к идеям борьбы с царизмом и за избавленный не только от крепостничества, но и от земли, народ. Идеал его был осознаваемым, герценовским – крестьянский социализм. В России из-за отсталости всё стало очень политизированным, вот и сверхценное искалось "в умении быть актуальным, слышать голос истории” (Там же). А это – грубость в области искусства. И обеспечивало – опять – отсталость. То вообще было время начала выхода масс на арену истории. И те, у кого нос по ветру, начали творить массовое искусство. "Нужен был человек, который заговорил бы с народом на понятном ему и любимом языке. ..” (Там же). Или как Вейдле сказал про ХХ век: искусство превратилось "в социологический трактат, как это уже случилось с романами Золя и как это снова становится чуть ли не правилом в американской, советской и отчасти немецкой литературе” (https://predanie.ru/book/73253-umiranie-iskusstva/). Или тот же Эйхенбаум: ""Толпа” часто значит гораздо больше в жизни искусства, чем “избранный круг” профессионалов и любителей”. И ведь как страстно… Я от костей твоих и плоти, Остервенелая толпа! Прикладное искусство вообще сильнодействующее. За то и нравится массам. Но! Большой поэт не может что-то в своё произведение не запустить, рождённое всё-таки из подсознательного идеала. Запускает мимо своего сознания. И в статье одной, о “Коробейниках”, мне удалось-таки найти такие примеры. Но там не был описан пример, видный мне теперь, при чтении Тынянова о Некрасове. Тынянов кроме лингвистических и тематических прозаизмов, вводимых в “высокие” ритмы дворянской поэзии под влиянием осознаваемого идеала крестьянского социализма, вводил прозаизмы и в песенные жанры. "Песенный стиль не терпит enjambements — выходов синтаксической единицы за пределы метрической; такие выходы обычны для стихотворного драматического диалога или для прозаической конструкции, когда она играет роль важного ингредиента. У Некрасова в песенных формах… [этот перебой] встречаются” (http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/ist1.htm). Угадайте, где? Где описывается торжество торгаша: Старый Тихоныч так божится Из-за каждого гроша, Что Ванюха только ежится: “Пропади моя душа! Чтоб тотчас же очи лопнули, Чтобы с места мне не встать, Провались я!..” Глядь — и хлопнули По рукам! Ну, исполать! Где описывается угрызение совести торгаша: Что невесел? ох да ох!” — В день теперя не отплюешься, Как еще прощает бог: Осквернил уста я ложию — Не обманешь — не продашь! Где торгаш жалуется: — Нашим делом нынче многого Не добыть — не те года! Где торгаши нехорошо смеются над бурлаками: По реке идут — с бурлаками Разговоры заведут: “Кто вас спутал?” — и собаками Их бурлаки назовут. Где перехитрить друг друга хотят торгаши и разбойник: "Что вы шепчетесь?” — Да каемся, Лучше б нам горой идти, Так ли, малый, пробираемся В Кострому? — “Нам по пути, Я из Шуньи”. — А далеко ли До деревни до твоей? — “Верст двенадцать. А по многу ли Поделили барышей?” А перебои ритма, - как и сам ритм, если он оригинален, - рождается из подсознательного идеала (не всё ж ему – крестьянскому социализму у Некрасова – обитать исключительно в области сознания).
Мало новизны получилось: переиначил Тургенева и Тынянова. Ну всё же не ноль…
Из иллюстраций я нашёл единственную, соответствующую негативности по отношению к, увы, неизбежности, похоже, капитализма в России после 1961 года (года написания “Коробейников” и года отмены крепостного права), - негативности, выражаемой в стихах перебоем (enjambements), а в иллюстрации – вдруг падающей сосной. Кустодиев. Иллюстрация к "Коробейникам" Некрасова. 1922. 15 октября 2020 г.
|
18.11.2020 |
|
15.11.2020 |
|
14.11.2020 |
|
13.11.2020 |
Единство власти и народа: массам - темноту
|
12.11.2020 |
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"