Неделю назад во Львове, центре украинского Вiдродження и разменной карте всевозможных политических прохвостов, произошло знаковое событие: за единый Круглый Стол уселась украинская и "москальская" интеллигенция Львовщины. Встреча состоялась в том самом Русском обществе им. А. С. Пушкина, которое на протяжении последних десяти лет являлось объектом повышенной заинтересованности со стороны мускулистых ребят из УНА-УНСО
Воспроизведем список приглашенных:
Зав. кафедрой этнологии ЛНУ , профессор, доктор наук С. Макарчук
Зав. кафедрой истории славянских стран ЛНУ, профессор, доктор наук Л. Зашкильняк
Доктор наук, профессор кафедры политологии НУ "Львовская политехника" Р. Мирский
Кандидат наук, доцент кафедры новейшей истории Украины ЛНУ М. Н. Мудрый
Кандидат наук, доцент кафедры новейшей истории Украины ЛНУ Ю. Киричук
Кандидат наук, доцент кафедры славянских стран ЛНУ Т. Полищук
Кандидат наук, доцент кафедры истории славянских стран ЛНУ Н. Лешкович
Кандидат наук, сотрудник Центра политических исследований ЛНУ Т. Батенко
Кандидат наук, научный сотрудник Института украиноведения НАН Украины Е. Аркуша
Кандидат наук, директор Института инновационных технологий В. Ягнищак
Писатель, директор мемориального музея Ивана Франко Р. Горак
Зав. отделом центрального исторического архива Украины во Львове Н. Царева
Научный сотрудник Центра политических наук ЛНУ К. Бондаренко
Научный сотрудник Львовского Музея истории религии А. Киричук
Начальник отдела Львовского обладминистрации Ю. Гресько
То есть произошло именно событие: по одну сторону представители российской диаспоры, по другую - элита украинской интеллигенции Львова. Приглашенные не только явились в полном составе, но и выступили с докладами, из которых выяснилось, что они знают историю "русского Львова" едва ли не лучше, чем сами русские. Но ожидаемых недоразумений и обид не произошло. Не то, чтобы после Круглого стола его участники заключили друг друга в объятия, но во всяком случае обменялись дружескими рукопожатиями и договорились о новых встречах. Этому способствовал информационный уровень разговора. Аудитория как бы переселилась вместе с докладчиками на сто лет назад, в австрийскую Галичину, когда она представляла собой настоящий этнический котел: украинцы, немцы, поляки, русские, евреи, армяне - и каждый имел собственных просветителей, церковников, собственные газеты, журналы и даже издательства. Перед собравшимися раскрылась интереснейшая эпоха и выяснился генезис "русской проблемы" во Львове. Какие, оказывается, оригинальные личности населяли наш город столетие назад! И как активны были тогда львовские москвофилы, какими страстями, какими романтическими мечтаниями они жили в собственном кругу.
Был подробно рассмотрен исторический статус этнонимов "русины" и "карпатороссы". Действительно, кто они? Очевидно только то, что так называли местное население, но кто именно и когда назвал его так? Этого автор, присутствовавший на встрече, так и не уразумел , но готов поделиться собственным воспоминанием: когда он отдыхал в одном из горных сел Раховщины, местный пастух ответил на вопрос о его национальности довольно уклончиво: "мы народ горский". И отказался вступать в дальнейшее обсуждение своей национальности с настырным туристом, а почему? Да потому что им, "горским людям", приходилось постоянно лавировать между властями, которые становились то венгерскими, то чешскими, то австрийскими, то советскими.
Но эта статья - не анализ прозвучавших докладов и не анализ самой проблемы. Важно другое: впервые русско-украинская интеллигенция Львова, которая на целых десять лет перессорилась друг с другом и которую активно ссорили другие, собралась на свое вече и обнаружила, что, в сущности, ссориться не из-за чего. Львов был и остается громадным восточноевропейским мегаполисом. Он насыщен таким полифоничным культурно-историческим материалом, что попытки привести его к единому национальному знаменателю просто нелепы. Однажды в Интернете завязался спор. Группа украинских эмигрантов принялась темпераментно обсуждать, кто из них больший украинец. В спор
включились мои бывшие земляки, и кто-то из них бросил
интересную реплику: "А мы не украинцы. Мы - львовяне".
И действительно, украинские львовяне всегда отличались особым складом. Как хотите, а Львов не несет в себе аромата праукраинской patria. Он лишен патриархального сентимента начисто. Тут пульсируют совсем другие жизненные импульсы. Он создавался, как форпост деловой, космополитической, буржуазной культуры на славянской периферии. Чтобы прописаться в его стенах, местный украинец должен был отказаться от многих своих привычек и усвоить массу вещей, которые его селянской натуре были мало свойственны. Он должен был сдать экзамен на прагматизм, профессионализм, деловитость. Иван Франко сумел занять высокое место в культурной львовской элите не благодаря, а вопреки своему украинству. "Первый европеец среди украинцев и первый украинец среди европейцев" - называли современники Пантелеймона Кулиша, другого знаменитого просветителя. Так же, очевидно, можно охарактеризовать и Львов, Львiв, Lemberg , мiсце Лева.
И чем чаще сегодняшняя львовская интеллигенция станет встречаться за Круглыми столами, тем меньше будет шансов у всяких провокаторов устраивать в центре Львова побоища наподобие того, что произошло в связи с трагической смертью композитора Билозира. Побоище просмаковали все европейские масс-медиа, и мы предстали в глазах у просвещенной Европы малосимпатичными "рогулями", а это не так.