ЛАРИСА
ВОЛОДИМЕРОВА (Амстердам),
МИХАЭЛЬ
ДОРФМАН (Нью-Йорк)
В продолжение полемики об ╚антисемите╩ из Львова. Опыт взаимного интервью.
Л. В.: Михаэль, в ряде
эмигрантских СМИ состоялся неплохо, по-моему, организованный наезд на львовского
профессора Сердюченко. ╚Равняясь на антисемита╩ - вот лишь один из заголовков
одной из ╚антисердюченковских╩ статей (╚Русский
экспресс╩, Канада, 8/15/2003, Вып. ╧ 288). Мы с тобой израильтяне по до сих
пор не сданным паспортам и по сердечной зависимости. Кроме того, Сердюченко
твой земляк, да и я прокатилась к нему во Львов в июле. Прошу поэтому
высказаться, как знатоку проблемы: Валерию С. действительно грозят юридические
неприятности за публичные выступления на еврейскую тему?
М. Д.: Если говорить о США, то свобода слова защищается у нас
первой поправкой к Конституции, и антисемитизм √ действительный и мнимый, как и
его критика, не запрещены. В других странах дело иное. В Германии, например,
или в Англии клевета наказывается, особенно если есть намерение нанести ущерб.
Л. В.: Помнится, ты здорово наказал
нескольких газетных щелкоперов за ╚прохаживание╩ на твой собственный счет.
Некая крупная газета запросила пощады, когда узнала, кто твои адвокаты. На тебя
действительно работают серьезные адвокатские фирмы?
М. Д.: Во всяком случае, до сих пор получаю
от одной из таких газет ежемесячный чек по решению суда. Другого ретивого
писаку его издание бросило, и ему не удалось привлечь свою газету к тому иску,
что мы подали. Так что платит сам. В Украине, насколько я знаю, тоже есть статья за разжигание
национальной розни. Но там милиция на Сердюченко телеги не
примет. Не то, что в наших северо-американских палестинах.
Л. В.: Наезд
на Валерия Сердюченко в статье Татьяны Путинцевой (╚Заметки по еврейской
истории╩) и Михаила Эдельштейна (╚Русский журнал╩) зиждятся на двух посылках:
1) в молодости В. Л. что-то там охранял за гулаговской колючкой, и 2) В. Л. сотрудничал
в ╚Русском Переплете╩, то есть попал в переплет.
М. Д.: Про ╚Русский Переплет╩ ничего не
слыхал, да и говорить об организованной охоте, исходя из пары статей √
преувеличение. Но дело не в этом, а в национальной закомплексованности
ругателей. Несмотря на наше с тобой израильское гражданство и соответствующую
родословную, мы тоже не застрахованы от обвинений в антисемитизме. Смотри, ты
говоришь ╚организованная╩, а у них среди критериев антисемитизма значится
╚мировой заговор╩. Забавно?
Два великих сатирика говорили, что есть большой мир и маленький мирок. В еврейских
делах тоже так. Есть большой еврейский мир, где Вуди Аллен снимает фильмы, Сол
Беллоу и Филипп Рот пишут романы, Даниэль Баренбойм играет Вагнера, Аллен
Гринспан определяет мировую учетную банковскую ставку, Мильтон Фридман и Даниэл
Каннеман получают нобелевские премии по экономике, замминистра обороны Пол Вулфовиц
конструирует новый Ближний Восток, а сенатор Джо Либерман выставляет свою кандидатуру на пост президента США. Этот
большой мир никак не связан с маленьким мирком ╚организованного еврейства╩, где
без конца выясняют, кто такое еврей и воюют с антисемитскими мельницами. Свое
отношение к подобным войнам я выразил в статье ╚Наши дети будут жить при антисемитизме╩.
В большом еврейском мире относятся ко всем этим местечковым плакальщикам со
снисходительным презрением, как и везде профессионалы относятся к дилетантам. Невозможно
представить, чтобы Джо Либерман или Мильтон Фридман появились в масс-медийной
тусовке по проводу, допустим, выеденного яйца ╚еврейской идентификации╩. Я
показал статью Валерия Сердюченко знакомому сотруднику Антидиффамационной Лиги
в Нью-Йорке. Тот недоуменно пожал плечами и сказал, что никакого антисемитизма
в статье нет. Но тут же добавил, что статья вызовет громы и молнии со стороны
рассерженных еврейских пионеров и пенсионеров!
Упомянутая тобой статья Татьяны Путинцевой режет слух первым же абзацем: ╚Да как ещё читать Сердюченку?╩.
Оскорбительный пассаж с украинской фамилией столь же отвратителен, как если бы
наткнуться на какого-нибудь ╚пархатого
рабиновича╩. Неужели Татьяне Путинцевой не приходит в голову, что со
стороны она смотрится великорусским ╚благородием╩, выговаривающем свысока
украинскому холопу?
Хочешь аналогию? Недавно некий израильский депутатишко от
религиозно-националистического партийного мирка ╚Наш Дом Израиль╩ назвал еврея из ╚большого
мира╩, американского посла в Израиле Карцера ╚жиденком╩. Впрочем, о феномене местечкового
еврейского завистничества (и самоненавистничества) я писал в статье ╚Если б я был Гитлер╩ .
Л. В.: Что
касается лично знакомой мне Татьяны Путинцевой, то я с тобой согласна и
одновременно не согласна. Она действительно не сумела предусмотреть, ╚как это
слово отзовется╩ в ушах у самолюбивых украинцев, но изначальный стимул ее
правозащитной деятельности не вызывает у меня сомнения в чистоте и
благородстве.
Что же касается ╚Русского Переплета╩, лично я не
считаю возможным там выступать и потребовала снять свою прозу, как только
разобралась в антисемитской ориентации издания. Из песни слова не выкинешь: до
недавнего времени Сердюченко действительно там публиковался. Но он вообще
непредсказуем и мировоззренчески ╚невычисляем╩. Вот что он ответил на вопрос о
его литературно-читательских пристрастиях: ╚Последние десять лет кроме Библии,
подшивки ╚Сад и огород╩ и ╚Устава Внутренней и Гарнизонной Службы СССР╩ вообще
ничего ни читаю╩ (цитата из письма).
М. Д.: Не знал, что Путинцева - правозащитница. И не знаю, что
надо защищать больше √ еврейские права, на которые сегодня вроде никто не
покушается, или право на слово, неприемлемое Татьяной Путинцевой.
Л. В.:
Правозащитник необходим во все времена: он борется против насущного режима,
служит общегуманистическим ценностям и защищает попавших в беду. В свою
бытность в Израиле ты очень много сделал для того, чтобы власть не третировала
русских детей, а мне повезло пробить там же массу радиопередач и статей о бесправии
русских репатриантов √ конкретном и общем √ перед раскрашенным ликом
государства. Сегодня ты расширяешь спектр своей правозащитной деятельности в
Америке, а я борюсь в Нидерландах против депортации в Россию тех, кого там
может ждать тюремное заключение или даже смертная казнь.
Но
вернемся к статье Татьяны Путинцевой. Что в ней конкретно вызвало твое несогласие?
М. Д.: Путинцевой кажется, что, начиная с
ерничанья, она постепенно переходит на серьезный тон, нагнетает атмосферу, а
затем объявляет окончательный приговор:
╚статья √ черная!╩. Как хочешь, а это словарь экстрасенсов, гадалок и
кликуш. Знаю, что говорю, потому что сам практикую гадание на Taro.
Путинцевские ерничанья в адрес Сердюченко -
это как если бы честная рабочая комсомолка затеяла стриптиз. Приличной
женщине раздеваться и ерничать на публике все же неудобно, и она делает все
наоборот √ выходит на сцену без стеснения и┘ одевается. Но чем старательнее она
обряжается в серьезную даму, тем трудней ей сдерживаться, и статья строится по
частушечной схеме ╚Ах, он и это сказал┘Ой! И еще это!┘Ой!╩. Кульминация
наступает в конце, когда по законам провинциального театра актер сдергивает
маску, и все (кроме актера) видят, что маска-то была лицом.
Я нашел Сердюченко в Интернете несколько лет назад, просто потому, что
земляк. Мне земляки интересны. ╚Мои╩ львовяне √ это миллионер Михаил Фридман, российский
политик Григорий Явлинский, израильский парламентарий Геннадий Ригер, драматург
Виктюк, а сколько их еще было во Львове, и скольким из них ╚националистический╩
Львов дал путевку в жизнь: изгнанный отовсюду профессор Лурье, автор
╚Антисемитизма в Древнем Мире╩, именно во Львовском университете нашел в 70-е
годы пристанище, кафедру и сочувственный приют.
Но как ты сама ╚вышла╩ на публицистику Валерия Сердюченко?
Л. В.:
Просматривала по диагонали, пока Олег Вулф года три назад не надоумил ее не пропускать. С тех пор читаю усердно. Нашла
на ╚Свободе╩ и благожелательный текст Бориса Парамонова о Сердюченко. А затем
посочувствовала сетевой болтушке ╚Люц╩, которая накатала донос его
университетскому начальству. В итоге профессора понизили, почти что оштрафовали,
но сама ╚Люц╩, по слухам, попала на полугодичное излечение в больницу. ╚После
этого √ значит, вследствие этого╩. В. Л., конечно, не в курсе, да кто-то
надоумил наивно-простодушную американку на этот злокозненный шаг.
Анти-сердюченковский шабаш, воцарившийся в русскоязычном масс-медийном
пространстве, раздут и, по-моему, довольно умело.
М. Д.: В сетевые форумы не ходок-с. О
Сердюченко-то, не думаю, что кто-то надоумил. Писать телеги, истерические
доносы-статьи и прочее √ этому атмосфера ╚маленького мира╩ способствует. Для
некоторых сетевых краснобаев ╚большой мир╩ √ это они сами. Хуже бывает, когда
болезненное пристрастие к выяснению отношений обнаруживают редакторы и
модераторы интернет-изданий. Замнем для ясности и во имя репутации этих самых редакторов
и изданий.
Л. В. : Хорошо. Но как нелепы эти наивные
еврейские гречкосеи, о которых Сердюченко высказался следующим образом:
╚Дорогие
мои! Вас кидали, кидают и будут кидать. Там, ╚наверху╩, творится совершенно
другая, неизвестная вам действительность╩.
А затем,
пройдясь по ╚неистовому израильскому патриоту╩ Евг. Берковичу, отчеканил:
╚Когда
безумные честолюбцы Бен-Гурион и Голда Меир задумались, как им реализовать себя
в глобальных масштабах, они заказали у романтической еврейской интеллигенции
идею ╚исторической родины╩. Интеллигенция клюнула на эту приманку - и мается
ныне, соблазненная и покинутая, у чуждых ей
Мертвых берегов╩ (В. Сердюченко, ╚Болтуны╩)
Углекислая
правда. Но ведь правильная!
М. Д. : Да уж. Знаешь анекдот? Не тот,
классический, где еврей читает антисемитскую газету и говорит, что она ему
нравится потому, что в еврейской газете про погромы и преследования, а вот в
антисемитской √ там великое и могучее мировое еврейство. Есть другой, более
соответствующий. Видит еврей черного, читающего еврейскую газету. Подходит и
спрашивает: - Тебе мало, что ты негр?
На Сердюченко накинулись не за то, что он написал, а за то, что не по чину
лезет в еврейскую тему. В маленьком еврейском мирке он воспринимается, как
жидофоб и совок. В большом √ как
сочувственный и трезвомыслящий нарратор еврейской темы в мировом
гуманистическом пространстве. Ты читала его статьи, посвященные Нине и
Александру Воронелям, Михаилу Юдсону, Фридриху Гореншетейну, Дине Рубиной, Дану
Дорфману, Вадиму Ярмолнцу, творческой группе ╚Сетевой Дюк╩, которую он не
уставал рецензировать на прошлогодних страницах нью-йоркского ╚Нового Русского
Слова╩?
Л. В.: Бьют
немолодого, умнейшего человека... Из личного общения с ним у меня возник образ,
на котором настаивает сам Валерий Леонидович: этакий прикарпатский
отшельник-туземец, удалившийся под сень струй и кормящийся плодами с
собственного дачно-огородного участка. Немедленно пригласив разделить с ним его
огородные заботы, он сунул мне в карман номер местной львовской газеты. Эпиграфы
к его очередной статье гласили::
╚Много будешь читать, императором не станешь╩
(Мао-дзе-Дун)
╚Чем больше книг я читал √ тем больше глупел╩
(оный же Мао).
М. Д.: Не приложу ума, где тут антисемитизм.
Я уже встречал тексты, где в Михаиле Булгакове, несмотря на его авторитет чуть
ли не пятого евангелиста, тоже ищут антисемита. Так что Сердюченко - в хорошей
компании.